Здавалка
Главная | Обратная связь

Реформа языка Карамзина



Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»)[11], так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии.

Карамзин — историк

Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.

«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам А. С. Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом». Это произведение вызвало также и волну подражаний и противопоставлений (например, «История русского народа» Н. А. Полевого)

В своём труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.

Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади (1818).

 

 

Переодизаци – с деда Иоанна Грозного, создатель русского Гос-ва Иоанна III , счтиал что Москва обязана своим величием татарским ханам, преувеличивал влияние Зол Орды на русскую историю. ( не факт), недооценил внутренний фактор развития.

Оценка деятельности Иоанна Грозного – неоднозначно, как и Щербатов делил на 2 части – правление с боярами – светлая, и тёмная когда правил единовластно.

Смысл изучения истории – извлечение уроков.

История есть в некотором смысле священная книга народов, учительница жизни.

Главное для Карамзина в истории – извлечение нравственного урока. ( в отличии от научного подхода, где цель науки истории – познание законов развития человеческого общества.)

Зачем он писал Историю Государства российского – из патриотических побуждениях. Задача труда возбудить в россиянах гордость за свою страну, патриотические чувства.

 

Большое внимание уделяет деятельности отдельных личностей, и всю историю сводит к деятельности отдельных героев – князья, цари. Поэтому получилась у него история не столько общества сколько история славных деяний князей и царей. Причём такие деяния которомы мы могли бы гордиться. В России до него подобных трудов не было. Можно сказать – создатель пантеона русской истории.

Из труда Карамзина описание подвигов правителей попали в учебники , что положило начало формированию исторического сознания русского народа. Создание национально идеалогии, именно Карамзин стоял у истоков официальной народности( самодержавие , православие, народность – Уваров-николай I)

Высокая оценка деятельности Петра Великого хотя и не без изъятий пятна – напр излишняя поклонение перед Западом. «Мы стали гражданами мира, мы перестали быть в некоторых случаях гражданами России».

Ослабление самодержавия после Петра, до Екатерины, кот он тоже оценивает тоже весьма высоко.

Критика реформ АлександаI, - наиболее полно критика царствования Александра I- Записка о древней и Новой России – составлена для сестры императора Екатерины Павловной, с последующей передачей Николаю I/

Здесь Карамзин выступает в качестве идеолога консерваторов.

 

Написана достаточно тяжёлом для современного человека слогом.

С научной точки зрения представляет не сам текст(1 часть, в которой Карамзин выступает скорее как писатель), сколько примечания к тексту( 2 часть Истории) – подлинные выписки из источников, с критикой источников.

Оценка Пушкина – История Карамзина – есть подвиг честного человека – история которую можно было читать и которой можно было гордиться.

 

Учёные 18 века начинали свои курсы с критики Истории Карамзина – как истории героев а не истории России .

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.