Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.).
После завершения Второй мировой войны всемирная экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли. Либерализация внешней торговли играет стратегически важную роль в переходной экономике, стимулируя развитие рыночных отношений. Либерализация - процесс уменьшения или устранения ограничений на внешнюю торговлю. Он может включать в себя сокращение или устранение тарифов (tariffs), аннулирование или увеличение импортных квот (quotas), отмену множественных валютных курсов, устранение или, по крайней мере, упрощение процесса применения требований о получении административных разрешений на импорт либо размещение иностранной валюты. Основной аргумент в пользу либерализации торговли заключается в том, что экономике страны нужна международная конкуренция для повышения ее эффективности. Предполагается также, что усложненный административный контроль над торговлей способствует скорее развитию коррупции в правительственных органах, а в частном секторе – стремлению к получению рентных доходов (rent-seeking), чем повышению производственной эффективности. С этой точки зрения можно выделить важнейшие цели либерализации внешней торговли: • включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства; • укрепление частного сектора в экономике и наделение всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые операции; • установление связи между внутренними и мировыми ценами, как бы «импортируя» мировую структуру цен; • через принятие жестких условий конкурентной борьбы на мировых рынках заставить отечественные предприятия снижать издержки, совершенствовать технологии, повышать качество продукции, содействуя повышению эффективности всей национальной экономики; • открытие для национальных производителей новых рынков сбыта (маркетинг); • «импорт» навыков управления в национальную экономику. Основные виды внешнеторговых цен Внешнеторговые цены — цены, формирующиеся в рамках внешнеторговой и таможенной политики, проводимой государством. Основные задачи внешнеторговой политики: обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке; защита отечественных производителей; Фискальные задачи. Инструментами реализации внешнеторговой политики являются: дифференциация таможенных пошлин; использование демпинговых цен; введение прямых запретов на ввоз продукции, способной нанести ущерб отечественным производителям и населению; Государственные субсидии экспортерам. Рассмотрим основные виды внешнеторговых цен. Контрактные цены - это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняются на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются. Контрактные цены обычно подразделяются на следующие подвиды: твердая фиксированная цена; твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки; цена с последующей фиксацией; скользящая цена; смешанная цена. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|