Психодиагностические методы
Психодиагностические методывыявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека, позволяют определить различия между людьми. психологические тесты - стандартизированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оценка, условия проведения строго регламентированы и единообразны, унифицированы. Их результаты ни в коей мере не тесты умственного развития (интеллектуальные тесты) определяется, каков уровень интеллектуального развития испытуемого по сравнению с другими детьми его возраста. тесты достижений тесты проверки знаний и умений, т.е. результатов специально организованного обучения. Тесты личности позволяют выявить особенности мотивации, потребностей, эмоций, интересов, воли, определить характеристики отношения к себе и т.д. Если они представлены в виде вопросов, тесты называются опросниками. Еще одна категория тестов личности основана на представлении о том, что в восприятиях, трактовках, объяснениях тех или иных явлений, событий воплощаются личностные особенности человека. В методиках такого типа испытуемому предлагается различный стимульный материал - картинки - сюжетные и неопределенные, неоконченные предложения и рассказы и т.п. Его просят рассказать, что происходит на картинке, какое именно изображение он видит в неопределенных очертаниях кляксы, Метод анализа продуктов деятельности. написанных текстов (например, школьных сочинений), рисунков, других изделий. Сделанные выводы могут быть ценным дополнением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами. Вообще метод анализа продуктов деятельности часто используется совместно с другими методами, наблюдением, беседой, экспериментом, тестом. Анкетирование По форме анкеты похожи на личностные опросники, однако, в отличие от последних, не имеют жестких, стандартизированных критериев и соответственно стандартных Беседа или интервью. Как основной метод исследования или психодиагностики беседа может быть: Стандартизированной, т.е. состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке. Свободной - экспериментатор имеет только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор. Возможны и промежуточные формы. Вопросы а беседе: Прямые Косвенные Проективные. Беседа может быть: управляемой - содержание беседы полностью определяется психологом. Ему принадлежит активная роль в организации и проведении беседы, он добивается, чтобы каждый как можно полнее и понятнее отвечал на поставленные вопросы). Чем более беседа стандартизирована, тем более она управляема. В других случаях, напротив, задача психолога – создать условия для того, чтобы человек, участвующий в беседе, мог взять инициативу разговора на себя. Это слабо управляемая беседа. Умение взять инициативу - ценный диагностический показатель. Здесь также могут быть различные промежуточные варианты. Беседа - очень сложная форма работы, требующая от психолога многих специальных умений и опыта. Особые проблемы возникают при интерпретации результатов беседы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|