Здавалка
Главная | Обратная связь

Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии.



Что вносит наиболее весомый вклад в психический облик человека – наследственность или особенности его жизни, воспитания, его собственный опыт?

Развитие (созревание) мозга происходит очень медленно. Мозг новорождённого по строению, размерам особенностям нервных путей отличается от мозга взрослого. Его развитие продолжается на протяжении всего детства, зрелость достигается к 18-20 годам (некоторые структуры формируются и позже).

Существует зависимость между созреванием мозговых структур и способностью к выполнению той или иной деятельности.

У разных детей различные отделы мозга формируются с неодинаковой скоростью - у кого-то это происходит быстрее, у кого-то медленнее. При этом скорость созревания не свидетельствует о каких-то особых способностях ребенка и уж тем более не может предсказать, каких успехов он достигнет в будущем. Однако дети, созревание которых происходит быстрее, поступая в школу, объективно оказываются в более благоприятном положении, чем их «медленно созревающие» сверстники: они лучше усваивают требования взрослых, более внимательны, дисциплинированы.

Поэтому недисциплинированность, неорганизованность ребенка далеко не всегда обусловлены его «испорченностью» или «злой волей». Нередко для этого просто не готовы соответствующие структуры мозга. Они еще не развились, не созрели. Ребенок просто не в состоянии ответить требованиям и ожиданиям взрослых, поскольку для этого у него еще нет соответствующих механизмов.

Вместе с тем уже созревшие структуры мозга нуждаются в том, чтобы действовать, «в упражнении». Если этого не происходит, то соответствующее поведение не формируется независимо от того, насколько созрел необходимый для него мозговой аппарат.

1. Далеко не все трудности в учении и поведении маленького школьника объясняются особенностями развития его мозга. Решить это может лишь психолог с помощью специальных психодиагностических методов.
2. Если будет выявлено, что трудности действительно связаны с тем, что необходимые структуры мозга не созрели, необходимо проанализировать, насколько развитие данного ребенка отстает от возрастной нормы и может быть связано с индивидуальным темпом созревания.
3. При установлении существенного отставания или отклонения в созревании отдельных структур мозга должно быть проведено специальное обучение. Для этого психолог разрабатывает специальную программу. Опыт показывает, что введение таких программ позволяет достаточно быстро и эффективно преодолеть выявленные нарушения. Разрабатывает и проводит такие программы обычно психолог, однако на определенной стадии он может привлечь к ней и учителя.
Существенное влияние на развитие оказывают и индивидуальные особенности нервной системы и мозга, составляющие природную основу задатков тех или иных способностей и характеристик темперамента. Генотип вносит определенный вклад в развитие человеческой индивидуальности.

Человек живет и в биологической (природной), и в социальной среде. Природные, экологические факторы оказывают существенное влияние на его деятельность.

Для развития человека решающее значение имеет и социальная среда.

Вне социальных условий жизни и воспитания никакое созревание мозга не обеспечит формирование собственно человеческих особенностей психики.

роль общения с взрослыми в развитии ребенка не ограничивается, конечно, только передачей необходимых умений, знаний и т.п. Значительную роль на протяжении всего периода детства играет эмоциональный контакт, эмоциональная поддержка со стороны взрослого.
Недостаток эмоционального, ласкового, обращенного лично к ребенку общения приводит к серьезным нарушениям в развитии и формировании личности. Такое обращение с детьми нередко встречается в детских больницах, домах младенца, детских домах. Это явление получило название госпитализм. Дети, растущие в таких условиях, существенно отстают в психическом развитии, испытывают серьезные эмоциональные трудности.

уже на самых ранних стадиях развития (в младенчестве, раннем, дошкольном детстве) характер общения ребенка с взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется. С возрастом все большую и большую роль начинают играть отношения со сверстниками, достигая особой силы в подростковом и юношеском возрастах. Однако общение с взрослыми остается значимым и на этих этапах развития.
Важнейшим фактором психического развития ребенка, формирования его личности является активность. Активность человека не ограничивается познанием и преобразованием внешнего мира. С возрастом он приобретает все больше и больше способности воздействовать на себя самого - свое поведение, свой внутренний мир, заниматься саморазвитием и самовоспитанием. Самооценка. Образ «Я».

Процесс осознания себя своих потребностей, мотивов и качеств называется самосознанием.

Самосознание формируется еще в младенческом возрасте и основывается на элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя (по И.М. Сеченову «цельное самоощущение» как первичная форма самосознания).

Самосознание развивается: ребенок узнает себя в зеркале и на фотографиях. Постепенно он начинает осознавать себя как причину событий происходящих с ним и вокруг него, как субъекта собственных желаний и поступков, понимать свои потребности и желания, стремится выразить себя через свои действия. В 6-7 лет ребенок начинает смотреть на себя как бы со стороны, представлять, как он выглядит в глазах окружающих.

В подростковом и юношеском возрасте человек ставит перед собой вопросы: Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? И др. т.е. начинает думать о себе как о личности (возраст второго рождения).

Мысли человека о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мнение человека о себе реализуется в поведении, отношениях с другими людьми, его ожиданиях относительно того что следует ждать от себя в будущем. (основа «Я – концепции»).

«Я – концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует на осознаваемом и неосознаваемом уровне, отражая неосознанные представленные только в переживаниях установи человека по отношению к себе.

Компоненты «Я – концепции»:

1.когнитивный компонент – «образ я» - содержание представлений человека о себе (своих способностях, внешности, интересах и т.д.), все что значимо для человека, что позволяет ему чувствовать общность с другими людьми (присоединяющая составляющая) и в то же время осознавать себя, как неповторимую личность (дифференцирующая составляющая).

2. эмоционально-ценностное отношение к себе – отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности. Проявляется в чувстве собственного достоинства (самоуважении), самооценке, уровне притязаний

Самоуважение – вера в собственные силы и возможности, принятие себя, любовь к себе.

Самооценка – оценка личностью себя в целом (общая самооценка) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми (частные или парциальные самооценки). Самооценка может быть устойчивой (сохраняться длительное время) и неустойчивой.

Для развития важно разумное сочетание устойчивости и неустойчивости самооценки. Сохранение устойчивой самооценки в изменившихся условиях мешает нормальному осуществлению деятельности и самореализации в ней, слишком неустойчивая самооценка порождает частые колебания от высокого до очень низкого представления о себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний – уровнем трудности поставленных целей в зависимости от которого одни достижения воспринимаются человеком как успех, другие – как неудача.

В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается.

Для нормального развития личности важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, создавая возможности для роста.

Уровень притязаний и самооценка могут быть точно установлены в конкретной деятельности, можно говорить об уровнях самооценки и притязаний – высоком среднем и низком и об адекватности самооценки.

Адекватная самооценка – соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности.

Неадекватная самооценка – не соответствует успешности человека. Может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) или заниженной (занижает их). Неадекватная самооценка – тормоз для развития и успешности в какой – либо конкретной деятельности.

Оптимальным для жизни и развития личности является высокий уровень самоуважения (человек обладает чувством собственного достоинства, уверен в себе, утверждает себя за счет реализации своих возможностей, собственных усилий).

Низкий уровень самоуважения характеризуется ощущением собствен-
ной неполноценности, болезненным самолюбием, стремлением утвердить себя за счет окружающих.

Люди с низким уровнем самоуважения часто болезненно реагируют
даже на безобидные шутки со стороны окружающих и еще более остро - на критику с их стороны.

Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности он проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельности, неспособности решать жизненные проблемы. Такие люди нуждаются в поддержке и помощи окружающих, а в наиболее сложных случаях - в оказании специальной психологической и психотерапевтической помощи.

3. Третий компонент «Я-концепции» - поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

В нем отражаются представления и переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.

Важным измерением «Я-концепции» является ориентация в поведении на внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка человека определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ориентированная на внутренний контроль, основывается главным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от нее.

Оптимальный баланс между внешним и внутренним контролем в поведении позволяет говорить о самоактуализирющейся личности.

Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя.

Как система осознаваемых и неосознаваемых установок человека по отношению к самому себе «Я-концепция» выражает реальное Я(каким я являюсь в настоящее время); идеальноеЯ (каким я хотел или должен стать); зеркальное (социальное) Я (каким меня видят другие). Выделяются также «динамическое Я»(как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «представляемое Я», «Я-маска»,«фантастическое Я» и т.п.

Наиболее важна для личности величина расхождения между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я-идеальное должно быть соотносимо с Я-реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может развиваться. В тех случаях, когда Я-идеальное слишком оторвано от Я-реального, человек переживает невозможность достичь своего Я-идеального. Это может
явиться источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

«Я-концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Чем ближе отношения, чем больше они обусловлены эмоциональными связями, тем большее влияние они оказывают на личность.

Первоначально она складывается под влиянием представлений о ребенке, отношения к нему любящих его людей, прежде всего родителей. В дальнейшем на нее начинают оказывать серьезное влияние жизненный опыт, условия, успехи и неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я-концепция» сама приобретает активную роль в развитии человека, влияя на все
стороны жизни человека, и тем самым на его собственное развитие.

Таким образом, в процессе жизни человека «Я-концепция» изменяется. Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить перед собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важно и оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому «Я-концепция» одновременно и достаточно устойчивое, и динамично изменяющееся образование.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.