Здавалка
Главная | Обратная связь

Наблюдение и наблюдательность



Наблюдение- это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления - сравнением, различением, анализом. Наблюдением называют целенаправленное, планомерное восприятие объектов и явлений, в познании которых мы заинтересованы. Наблюдать - значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться.

Наблюдение всегда осуществляют с определенной познавательной целью. Оно предполагает ясное представление задач наблюдения и предварительную разработку плана его осуществления. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать действительность.


Наблюдательность- это свойство личности, умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с
развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий избранным делом.

ПАМЯТЬ

Память- это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов.

Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение.

Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация- это
связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека.

Есть несколько видов ассоциаций:
- по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность действий, например);
- по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, например, шум волн уподобляется говору людей;
- по контрасту: ассоциируются резко различные явления - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.

В процессе запоминания и воспроизведения исключительно важную роль играют смысловые связи: причина -следствие, целое - его часть, общее - частное.

Виды памяти

Все виды памяти можно условно разделить на три группы:

1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическуюи образнуюпамять;

2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольнуюи непроизвольнуюпамять;

3) как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременнаяи оперативнаяпа-
мять.

Двигательная (или моторная) памятьпозволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия

Эмоциональная памятьпомогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим условием его духовного развития.

Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

Образная память.Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.

Произвольная памятьпредполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.

Непроизвольная памятьне предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий.

В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем.

Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике.
Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

Кратковременная и долговременная память.Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает.

Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд
или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Выделяют еще оперативнуюпамять, под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.

В процессе развития человека относительная последовательность становления видов памяти выглядит примерно так:

I Двигательная Эмоциональная Образная Смысловая

II Непроизвольная Произвольная

III Кратковременная Оперативная Долговременная

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обобщаются, взаимодействуют между собой.

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Запоминание– это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство. Преднамеренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель - запомнить материал. Запоминание бывает механическим и смысловым.

Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций.

Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения
между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.
Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового - понимание.

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определен-
ных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

Заучиваниезависит:

а) от характера деятельности, от процессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели - запомнить, более эффективно, чем непроизвольное;

б) от установки - запомнить надолго или запомнить на короткий срок.

Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который
личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.

Очень важно активное отношение к процессу заучивания, что невозможно без напряженного внимания.

Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, которая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания.

Г р у п п и р о в к а - деление материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т.д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план - совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

С т р у к т у р и р о в а н и е материала - установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

С х е м а т и з а ц и я - изображение или описание чего-либо в основных чертах.

А н а л о г и я - установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.

М н е м и ч е с к и е п р и е м ы - определенные приемы или способы запоминания.

П е р е к о д и р о в а н и е - вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.

Д о с т р а и в а н и е запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание (использование слов или образов-посредников, ситуативных признаков и пр.)

А с с о ц и а ц и и - установление связей по сходству, смежности или противоположности.

П о в т о р е н и е - сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени.

Воспроизведение- существеннейший компонент памяти.
Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).
Узнавание- самая простая форма воспроизведения. Узнавание - это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.

Воспроизведение- более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации.

При преднамеренном воспроизведении мы говорим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью. Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.

Припоминание- наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое.

Припоминая, человек пользуется различными приемами:
1) намеренное использование ассоциаций

2) опора на узнавание

Сохранение и забывание- это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание- это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

Забывание может быть следствием различных расстройств памяти:
1) старческого, когда пожилой человек помнит раннее детство, а все ближайшие события не помнит,

2)при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явления, что и в старческом возрасте,

3) раздвоения личности - после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает.
Приёмы для запоминания:

1. Прием рифмы.Любой человек лучше запоминает сти-
хи, чем прозу.

2. Ряд мнемических приемов используется при запоминании дат рождения известных людей или знаменательных событий. Например, И.С.Тургенев родился в 1818 г. (18-18), А.С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799), М.Ю.Лермонтов в родился в 1814, а умер в 1841 г. (14-41) .
3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения - палочки или колбочки, можно за-
помнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.

Качества памяти

1) быстрота запоминания. Однако она приобретает ценность лишь в соединении с другими качествами;

2) прочность сохранения;

3) точность памяти - отсутствие искажений, пропусков существенного

4) готовность памяти - умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент.

Представление

Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют пред-
ставлениями.Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.

Представления отличаются от понятий. Понятие имеет более обобщенный и отвлеченный характер, представление - наглядный характер. Представление - это образ предмета, понятие - мысль о предмете

Источником представлений являются ощущения и восприятия - зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические..

Представления характеризуются наглядностью, т.е. прямым сходством с соответствующими предметами и явлениями

Но представления обычно бывают значительно беднее восприятий. Представления никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов, ясно воспроизводятся только отдельные черты. Представления очень неустойчивы и непостоянны.

Представления - это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться.

Представление - это обобщенное отражение окружающего мира.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии преимущественно развивается какой-либо один вид представлений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.