Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы психотерапии.



Большинство конкретных психологических методов могут применяться во всех перечисленных направлениях работы.

Беседа как способ оказания психологической помощи направлена на осознание человеком имеющихся у него проблем, конфликтов, осознания их психологических причин инахождения способа их решения.


Метод конкретных ситуаций - обучение человека способам выхода из сложных для него ситуаций, а также решению нестандартных, нетипичных задач, умению принимать решения в напряженных условиях (например, при дефиците времени, информации и т.п.).


Мозговой штурм, или мозговая атака, - метод группового решения творческих проблем, осуществляемый по особым правилам. Этот метод позволяет снять барьеры, мешающие творческому решению проблемы, и таким образом добиться полной реализации творческих способностей человека.

Формирующие методы. Примером является формирующий эксперимент.

Психологические игры и упражнения - метод групповой работы, в котором моделируются какие-либо ситуации - производственные, управленческие, межличностные и т.п. В зависимости от целей психологические игры могут быть построены по типу производственных процессов (деловые игры), могут напоминать детские игры или имитировать какие-либо жизненные ситуации. После игры проводится обсуждение, анализируются поведение и переживания разных участников.

Групповая дискуссия, как явствует из самого названия, - обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников, или индивидуального прошлого опыта кого-либо из участников. В процессе групповой дискуссии стимулируется выражение собственного отношения, личных переживаний участников, а не общих взглядов, мнений, абстрактных суждений или умозаключений.
Во многих случаях значительное внимание уделяется также тому, чтобы участники избегали оценок высказываний.

Сегодня существует множество различных форм групповой работы. Условно принято
выделять следующие формы.


Развивающие и психокоррекционные программы - системы психологических занятий, направленных на формирование каких-либо интеллектуальных или личностных особенностей.

Тренинги (от англ. train - обучать, воспитывать, тренировать) - формы групповой работы, направленные на развитие навыков общения, саморегуляции, профессиональных умений и т.п. Наиболее распространены Тренинг межличностного взаимодействия - развитие умений решать проблемы, возникающие в общении, понимать прогнозировать мысли, чувства, поступки других людей,
Тренинг уверенности в себе.

В системах подготовки и повышения квалификации распространены тренинги, связанные с развитием профессионально значимых качеств.

Групповая психотерапия, или групповая психокоррекция,-форма психологической работы, использующая закономерности межличностного взаимодействия в группах для осуществления личностных изменений, оказания психологической помощи или в лечебных целях.

Особо следует сказать о методах суггестивной психотерапии и психокоррекции (от лат. suggestio - внушение), В основе этих методов - использование слова для внушения и самовнушения.

В психологии внушение - такая форма межличностного взаимодействия, при которых человек пассивно, без критической оценки усваивает мысли, образы, идеи, высказываемые психологом.

гипноз (от греч. hypnos - сои) - искусственно вызываемое временное состояние сознания, характеризующееся сужением объема внимания и сосредоточенности на состоянии внушения, осуществляемого гипнотизером.
Самовнушение - это внушение, адресованное самому себе. Самовнушение широко используется при ауто-
генной тренировке - системе приемов, позволяющих человеку расслабиться, достичь состояния душевного равновесия, концентрировать внимание. Высшей формой аутогенной тренировки является аутогенная медитация.


Медитация (от лат. meditare - мысль, движущаяся к центру) - такое состояние сосредоточения, которое позволяет человеку выйти за пределы собственной психики, посмотреть на себя со стороны.

Сравнительная таблица понимания предмета психологии в различных теориях.

Название теории ее основатели Предмет изучения Описание предмета изучения
Бихевиоризм (Америка) Д. Уотсон Б.Ф. Скиннер Э.Толмен Поведение Предметом психологии может быть только то, что доступно внешнему наблюдению (факты поведения). В качестве принципа научного подхода рассматривается принцип детерминизма (причинно-следственного объяснения событий, явлений). Позднее возникло направление необихевиоризма, которое попыталось преодолеть упрощенность принципа стимул-реакция внести в него промежуточный механизм – познавательные процессы.
Гештальтпсихология (Германия) М. Вертхеймер В.Келлер Целостные структуры психики Попытка объяснить феномены психической жизни, исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия.
Глубинная психология (психоанализ) (Австрия) З.Фрейд А. Фромм К. Хорни Бессознательное Основывается на идее о господстве подсознания в психической жизни человека. Поведение человека контролируется и определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным (влечениями, желаниями не признаваемыми человеком и вытесненным из его сознания)
Деятельностный подход С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Деятельность личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.