Самоанализ и самовоспитание волевых качеств личности.
При формировании волевых качеств личности можно рекомендовать использовать следующие приемы самовоспитания: - самоанализ Самовоспитание – сторона воспитания, которая реализуется как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения. Самооценка (самоанализ) - Анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков, формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Самоконтроль- способствует концентрации всех сил в нужном направлении и экономному расходованию сил. Он уберегает от ошибок в поведении и в работе. Но самоконтролю нужно упорно учиться. Прежде всего, контролировать одновременно можно число объектов, которое не превышает объем внимания, а в трудных условиях человек может успешно контролировать что-либо одно. Иначе число ошибок может увеличиться. Самосознание, самоуважение - Выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя успешным. Самовнушение - процесс внушения, адресованный самому себе, один из приёмов самоуправления личности. Оно помогает вести себя не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. Самоприказ - Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Саморегуляция Этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. В саморегуляции большую роль играет рефлексия. Вначале необходимо интенсифицировать самосознание. Это позволяет обнаружить несовместимость своих принципов, мыслей, поступков и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов поведения. При этом надо иметь в виду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самоосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция. Самостимуляция Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только словесно. Естественно, лишение себя удовольствия будет действенным средством самонаказания. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами.К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление воображение. Познание невозможно без речи и внимания. ОЩУЩЕНИЯ Ощущения.Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением. Орган чувств- анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.
Мозг получает информацию и от внешнего мира и от Анализатор - сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый анализатор приспособлен для вычленения определенных свойств предметов и явлений. Виды ощущений Зрительные ощущения- это ощущения света и цвета. Слуховые ощущениявозникают при помощи органа слуха. речевые, музыкальные шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания),
а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков. Шумы могут вызывать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). Вибрационные ощущенияотражают колебания упругой среды. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весьма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух. Обонятельные ощущения.Способность чувствовать запахи называется обонянием. Вкусовые ощущениявозникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире. Двигательные (или кинестезические) ощущения- это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Развитие кинестезических ощущений - одна из важных Органические ощущениярассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, Ощущения равновесияотражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Болевые ощущенияимеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во- вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение. Основные закономерности ощущений Минимальная величина раздражителя, дающая заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств, или способность их реагировать на минимальные воздействия. Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении жизни человека Другая важная характеристика анализатора - его способность различать изменения в силе раздражителя. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к различению. Адаптация. - способление органов чувств к внешним воздействиям ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|