Основные свойства внимания
Сосредоточенность- это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Устойчивость- это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону. Объем- это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Распределение внимания- это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Переключение- это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Внимание и рассеянность.Обычно внимание противопоставляется рассеянности. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточиться долгое время, его внимание непрерывно перескакивает с одного на другое. Но рассеянность может иметь и совершенно иную причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном Одна из причин невнимания - недостаточная умственная активность. Огромную роль в развитии внимания играет направленность личности. ВООБРАЖЕНИЕ воображение- это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение - основная характеристика памяти, преобразование - основная характеристика воображения. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то Образы воображения опираются на представления памяти. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспри- Воображение - познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга. Виды воображения Характерными для сновидений являются: - невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов - явная связь с насущными потребностями человека. Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Если лишить человека сновидений, Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации. Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей. Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Произвольное, или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Особый вид воображения - м е ч т а . Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция развития личности. Еще один вид творческого воображения - ф а н т а з и я или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности в целом. Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психической деятельности человека. Воображение развивается прежде всего в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. Психологические механизмы воображения В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Комбинирование- сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Частный случай комбинирования - агглютинация- способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Акцентирование- подчеркивание тех или иных черт. Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях: а) утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека; в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщенность образа.
Индивидуальные особенности воображения определяются: Основное условие развития воображения ребенка - включение его в самую разнообразную деятельность. МЫШЛЕНИЕ Мышление - опосредованное и обобщенное познаниеокружающего мира наиболее существенной особенностью процессов мышления является то, что человек выходит за пределы своегонепосредственного опыта. мышление -это опосредственное познание(или отражение) действительности. Но мышление не только опосредованное, но и обобщенное познание(отражение) окружающего мира. Обобщенное отражение (познание) действительности - важнейший признак мышления. Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью.Речь есть формамышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму. Речь является не только формой, но и орудием мышления. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Мышление и речь, мысль и слово - не тождественны друг другу. Одну и ту же мысль можно выразить на разных языках. Одно и то же слово может выражать разные понятия -это омонимы, например, ключ, коса, ручка и др. И одно понятие может быть выражено разными словами - это синонимы; например, путь - дорога, задира - забияка, граница - рубеж и др. Как и все психические процессы, мышление представляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. ведущую роль в этой деятельности играет вторая сигнальная система. Основные формы мышления Суждение - это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями, между теми или иными признаками их. Всякое суждение притязает на истинность, но ни одно не является безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость мыслительной и практической проверки суждения. Работа мысли над сужде- Истинные сужденияо каком-либо предмете есть знание об этом предмете. Ложные, или ошибочные, суждениявыражают незнание: Предположительныминазываются суждения, которые могут быть истинными или ложными Умозаключение- форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение. Различают два основных вида умозаключений - индуктивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию. Индукция- это умозаключение от частных случаев к общему положению. Дедукция- такое умозаключение, в котором вывод заключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Индукция и дедукция - тесно связаны друг с другом. Сложные процессы рассуждений всегда представляют собой цепь умозаключений, в которых оба вида выводов переплетаются и взаимодейству- Мыслительные операции Сравнение- это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Классификация производится по какому-либо признаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Сравнивая, человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретической или практической жизненной задачи. Анализ и синтез- важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе. Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Также как и анализ, синтез может осуществляться при непосредственном восприятии предметов и явлений или при мысленном представлении их. Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого (например, продумывание композиции литературно-художественного произведения) мысленное сочетание различных признаков, свойств, сторон предметов и явлений Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Обобщение и конкретизация. Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается Конкретизация - это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Понятия и их формирование Понятие- это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Иными словами, понятие – это совокупность существенных свойств предмета. Большинство имеющихся у нас понятий усваиваются в готовом виде от других людей. Усвоение понятий, овладение ими - сложнейший процесс. Он имеет самое прямое отношение к развитию мышления как всего человечества, так и каждого конкретного человека. Здесь все поколения людей большую часть понятий получают от предшествующих поколений, усваивают эти понятия, углубляют, уточняют, обогащают и на основе уже Важная роль в усвоении понятий принадлежит его определению. Определение содержит указание наиболее существенных признаков предмета или явления, составляющих суть данного понятия, раскрыва- существенные признаки понятий - это свойства и отношения, при утрате, отсутствии или изменении которых предмет или явление становятся по своей природе или в каком-то важном отношении иными. Несущественные признаки влекут за собой появление лишь внешних, частных характеристик и отличий без изменения существа предмета или явления. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|