Здавалка
Главная | Обратная связь

Темперамент и общение



Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей. В межличностных отношениях конфликты нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы
над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.
Темперамент и характер

Человек проявляет одни и те же динамические особенности в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в глубокой сосредоточенности. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Примеры ценных свойств холерика: страстность, активность, энергия; сангвиника - подвижность, живость, отзывчивость; меланхолика - глубина и устойчивость
чувств, высокая чувствительность; флегматика - спокойствие, отсутствие торопливости.
Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу.

Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных черт личности.

Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.

Темперамент и способности

Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. B.C. Мерлин и Е.А. Климов разработали понятие индивидуального стиля деятельности,суть которого состоит в понимании, учете и овладении человеком своими психодинамическими особенностями. Так, холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать
выдержку и хладнокровие. Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей.

ХАРАКТЕР

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Характер- это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.

Известно, что между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности характера человека.

В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, вкусы,
привычки, желания, степень уверенности или неуверенности в себе и пр.

Самым важным мерилом, показателем характера являются поступкии поведение человека.

Особенно отчетливо подлинная сущность характера проявляется в трудных и критических ситуациях,
например в несчастье, при аварии или пожаре.

Поведение человека рассматривается, оценивается прежде всего с точки зрения его взаимоотношений с дру-
гими - с отдельными людьми и с обществом в целом. При этом оценивается не только сам поступок, но мотив, побудивший его поступить так, а не иначе. И оценка этого поступка происходит с точки зрения того, помогает ли он людям в их жизни и самочувствии, способствует ли движению общества вперед.

Только зная мотив, зная внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях того или иного
человека, ибо особенности поведения всегда вытекают из подлинных отношений человека к действительности и прежде всего к людям, к обществу, к самому себе.
Зная основные свойства характера человека, возможно понять, с определенной вероятностью предвидеть его поведение.

Черты характера- это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, которые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни.
Группа первая- черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают либо добро-
детелями, либо пороками человека.

Вторая группа- волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера,
его становым хребтом. Но эти черты характера ценны только тогда, когда проявляются у человека нравственного, воспитанного.

Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В зависимости от этого у различных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному. Например, смелый поступок может быть разумным и безрассудным, моральным и аморальным.

В истории психологии делалось немало попыток классифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано.

Черты характера являются приобретенными и закрепленными свойствами личности, физиологическую основу характера составляют изменившиеся в процессе индивидуальной жизни особенности нервной системы.

Для понимания нервно-физиологической основы характера большое значение имеет учение И.П. Павлова о второй сигнальной системе1.Вторая сигнальная система является физиологической основой мышления и речи и вместе с этим она регулирует поведение человека.

Формируясь под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного, возникающее под влиянием как общественно-исторических условий (определенный общественно-исторический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека).

Не все особенности человека можно считать чертами его характера, а только существенные и устойчивые.

Характер человека может быть определенным или неопределенным, цельным или противоречивым.
Определенность характеразависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цельный характер- это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков.

Характер, как и сама личность, - очень сложное явление, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и фор-
мируется в течение всей жизни человека.

Взаимосвязь характера с другими сторонами личности

Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности. Потребности и интересы человека, составляя основу его мотивационной сферы, формируют и его характер.

Убеждения человека проявляются в таких чертах характера, как целеустремленность, оптимизм, требова-
тельность к себе и другим, они делают поведение человека принципиальным. Мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в общественных событиях, регулировать свое поведение.

Интеллектуальные свойства человека также накладывают определенный отпечаток на его характер и придают ему своеобразие. Острота или тупость, основательность или поверхностность ума являются интеллектуальными свойствами, которые могут стать чертами характера.

Воля определяет решительность, постоянство, самостоятельность и целенаправленность характера. Чувства в характере показывают эмоциональное отношение к людям, миру и к самому себе. Что человек любит или ненавидит, к чему остается равнодушным - все это проявляется в его характере, свидетельствуя о его отношении.

Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера.
От темперамента зависят многие черты характера, такие, как уравновешенность поведения, общительность,
легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не определяет сущности характера: флегматик может быть деятельным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплодным.

Следует отметить тесную взаимообусловленность характера и способностей. Развитие способностей зависит
от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособность.

Для развития способностей важны такие черты характера, как самокритичность, требовательность к себе. Очень важна и такая черта характера, как скромность. Уверенность в своей исключительности часто губительна для способностей, так как в этом случае нередко формируются зазнайство, самовосхищение, пренебрежение к окружающим.

СПОСОБНОСТИ

Способности- это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Понятие «способность» включает в себя три основных
признака:
Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков2.

Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.
Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные
особенности организма, данные каждому от рождения.

В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальных систем.


И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности:

художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы,
мыслительный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы,

третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем.

Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга.
Но задатки - лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей.

Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития.

Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей, на их основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет проходить жизнь человека, чему он
учится, к чему испытывает склонность.

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивныйи творческий.Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения
какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Высокая ступень развития способностей называется талантом.

Гениальность- это наивысшая степень проявления творческих сил человека.

Различают способности общие,которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные,которые проявляются в какой-то одной области.

Достаточно высокий уровень развития общихспособностей - особенностей мышления, внимания, памяти,
восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр. - позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе.

Специальныеспособности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. И общие, и специальные способности неразрывно связаны друг сдругом. Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры.

Специальные способности классифицируются в соответствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктивно-технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельности, духовные способности и др.

Без развития способностей не может происходить развития личности. Способности лежат в основе индивидуальности, уникальности человека. Гениальность и талантливость выражаются не только в сильном
развитии интеллекта. Признаком высоких способностей и одаренности является устойчивое внимание, эмоциональная страстность, сильная воля. Все гениальные люди отличались горячей любовью и страстностью к своему делу.

Страстное отношение к делу способствует концентрированности всех познавательных, творческих, эмоциональных и волевых сил. В развитии способностей человека большое значение имеет и его собственная работа над собой.

Развитие способностей человека тесно связано с развитием интересов.

Интерес - это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным.

Различают непосредственный и опосредованный интерес. Первый связан с занимательностью, увлекательностью, приятностью того, что вызвало наш интерес. Этот интерес проявляется главным образом в непроизвольном внимании и является весьма кратковременным.
Второй опосредован нашим осознанным желанием всебольше узнавать о предмете, человеке, явлении. Этот интерес является произвольным, т.е. мы изъявляем свою волю, свое желание глубже проникнуть в суть того, что нам интересно. Опосредованность интереса выражается в более или менее длительной, устойчивой направленности личности на определенный предмет, на определенную область действительности и жизни, на определенную деятельность. Именно наличие такого интереса составляет индивидуальную особенность личности.

Интересы людей различаются по широте. Узкими считаются интересы, направленные только на одну ограниченную область действительности, широкими и разносторонними - направленные на несколько областей действительности.

При этом у человека с разносторонними интересами обычно какой-либо интерес бывает центральным, главным.
Одни и те же интересы у разных людей проявляются с различной силой.

Интересы той или иной силы у разных людей различаются еще по устойчивости или по степени постоянства.

Интерес как индивидуальная особенность личности охватывает всю психику человека. Именно интересами в значительной степени определяются многие черты его характера и обусловливается развитие его способностей.

Интерес проявляется в склонности человека к деятельности, по преимуществу связанной с предметом интереса, в постоянном переживании приятных чувств, вызываемых этим предметом, а также в склонности к постоянным разговорам об этом предмете и о делах, связанных с ним.

Склонностьвыражается в том, что человек по собственному желанию усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает ее другим, связывает с данной деятельностью свои жизненные планы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.