Признак письма и их классификацияСтр 1 из 8Следующая ⇒
Письмо -средство запечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменности). Письменность имеет свою историю. Она развивалась, начиная от пиктографического (рисуночного) письма, прошла этапы идеографического ( или слогового) письма, прежде чем стала буквенной системой, в которой каждой фонеме (звуку) соответствует определенное буквенное обозначение. Буквенное письмо на протяжении времени его существования также трансформировалось в направлении приспособления буквенных обозначений к удобному и быстрому написанию. Современной русской скорописи предшествовали различные формы буквенного письма – устав, полуустав, древняя скоропись. Для современной русской скорописи, лежащей в основе письменных систем подавляющего большинства народов России, характерно быстрое, связное, ритмичное выполнение письменных документов. Непосредственным объектом судебно-почерковедческой экспертизы является почерк, связанный с осуществлением одного из наиболее сложных навыков человека — навыком письма. История возникновения и развития письменности охватывает период в несколько тысяч лет, за которые человечество прошло путь использования самых разнообразных способов письма. Древнейшей и самой примитивной формой письменности является пиктографическое, или рисуночное, письмо (от латинского слова "pictus" — нарисованный и греческого "grapho" — пишу). Данный способ письма реализовывался при помощи рисунков, обозначающих всевозможные предметы и действия. При этом смысл пиктограмм не зависел от их воспроизведения звуковой речью, в связи с чем они могли толковаться разноязычными людьми. Со временем пиктографическое письмо в соответствии с возросшими запросами материальной жизни преобразовалось в идеографическое (от греческого "idea" — понятие, символ). В отличие от первой формы, символический способ письменности уже имел возможность выражать и фиксировать отвлеченные понятия. В качестве примеров идеографического письма можно назвать древнеегипетские иероглифы, современную китайскую письменность, математические и иные научно-технические знаки. Историческое преобразование идеографического письма в современное буквенно-звуковое происходило в несколько этапов. Переходным периодом является стадия использования силлабического способа письменности ("sillabe" — слог), при котором определенные письменные знаки обозначали отдельные слоги. Буквенно-звуковое письмо на сегодняшний день считается оптимальной формой письменности, которая позволяет передавать любую по сложности речь путем сравнительно небольшого количества графических знаков, соответствующих звуковому составу конкретного языка. Следует отметить, что термину "письмо" присуще несколько значений. В быту им называют процесс выполнения рукописи, почтовое отправление, средство запечатления мысли человека с помощью условных графических знаков и т. д. Общепринятым на сегодняшний день в криминалистике является следующее определение рассматриваемого понятия: "Письмо — это дополнительное к звуковой речи средство общения людей, осуществляемое при помощи различного рода графических знаков, отражающих в определенной форме звуковую речь и служащих для передачи этой речи на расстояние и закрепления ее во времени. Письмо как вид речевой деятельности человека основано на сложной и многообразной системе качественно неоднородных навыков, в целом образующих письменный функционально-динамический комплекс (ФДК). Его структуру представляют три основные группы навыков:
- интеллектуальная; - письменно-речевая; - письменно-двигательная. К группе интеллектуальных относятся навыки восприятия, мышления, памяти человека. С. М. Вул отмечает, что интеллектуальные навыки отражают способ познания индивидом окружающей его действительности, обусловлены его личным опытом и особенностями психики. Некоторые свойства этих навыков присутствуют в понятийно-смысловых структурах текста [4, с. 11]. Письменно-речевая группа включает в свой состав лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические, орфографические и пунктуационные навыки. В целом они дифференцируются по роли, выполняемой ими в письменной речи человека. Особо важное значение имеют лексические и синтаксические навыки, без которых речь вообще немыслима. Орфографические и пунктуационные навыки выполняют вспомогательную функцию, так как представляют собой вторичные образования, связанные именно с письмом. Письменно-двигательные навыки непосредственно связаны с графической и технической сторонами письма. Соответственно данную группу составляют два типа навыков — технические и графические. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|