Здавалка
Главная | Обратная связь

Признак письма и их классификация



Письмо -средство запечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменности).

Письменность имеет свою историю. Она развивалась, начиная от пиктографического (рисуночного) письма, прошла этапы идеографического ( или слогового) письма, прежде чем стала буквенной системой, в которой каждой фонеме (звуку) соответствует определенное буквенное обозначение. Буквенное письмо на протяжении времени его существования также трансформировалось в направлении приспособления буквенных обозначений к удобному и быстрому написанию. Современной русской скорописи предшествовали различные формы буквенного письма – устав, полуустав, древняя скоропись. Для современной русской скорописи, лежащей в основе письменных систем подавляющего большинства народов России, характерно быстрое, связное, ритмичное выполнение письменных документов.

Не­по­сред­ст­вен­ным объ­ек­том су­деб­но-по­чер­ко­вед­че­ской экс­пер­ти­зы яв­ля­ет­ся по­черк, свя­зан­ный с осу­ще­ст­в­ле­ни­ем од­но­го из наи­бо­лее слож­ных на­вы­ков че­ло­ве­ка — на­вы­ком пись­ма.

Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия пись­мен­но­сти ох­ва­ты­ва­ет пе­ри­од в не­сколь­ко ты­сяч лет, за ко­то­рые че­ло­ве­че­ст­во про­шло путь ис­поль­зо­ва­ния са­мых раз­но­об­раз­ных спо­со­бов пись­ма.

Древ­ней­шей и са­мой при­ми­тив­ной фор­мой пись­мен­но­сти яв­ля­ет­ся пик­то­гра­фи­че­ское, или ри­су­ноч­ное, пись­мо (от ла­тин­ско­го сло­ва "pic­tus" — на­ри­со­ван­ный и гре­че­ско­го "gra­pho" — пи­шу). Данный спо­соб пись­ма реа­ли­зо­вы­вал­ся при по­мо­щи ри­сун­ков, обо­зна­чаю­щих все­воз­мож­ные пред­ме­ты и дей­ст­вия. При этом смысл пик­то­грамм не за­ви­сел от их вос­про­из­ве­де­ния зву­ко­вой ре­чью, в свя­зи с чем они мог­ли тол­ко­вать­ся раз­но­языч­ны­ми людь­ми.

Со вре­ме­нем пик­то­гра­фи­че­ское пись­мо в со­от­вет­ст­вии с воз­рос­ши­ми за­про­са­ми ма­те­ри­аль­ной жиз­ни пре­об­ра­зо­ва­лось в идео­гра­фи­че­ское (от гре­че­ско­го "idea" — по­ня­тие, сим­вол). В от­ли­чие от пер­вой фор­мы, сим­во­ли­че­ский спо­соб пись­мен­но­сти уже имел воз­мож­ность вы­ра­жать и фик­си­ро­вать от­вле­чен­ные по­ня­тия. В ка­че­ст­ве при­ме­ров идео­гра­фи­че­ско­го пись­ма мож­но на­звать древ­не­еги­пет­ские ие­рог­ли­фы, со­вре­мен­ную ки­тай­скую пись­мен­ность, ма­те­ма­ти­че­ские и иные на­уч­но-тех­ни­че­ские зна­ки.

Ис­то­ри­че­ское пре­об­ра­зо­ва­ние идео­гра­фи­че­ско­го пись­ма в со­вре­мен­ное бу­к­вен­но-зву­ко­вое про­ис­хо­ди­ло в не­сколь­ко эта­пов. Пе­ре­ход­ным пе­рио­дом яв­ля­ет­ся ста­дия ис­поль­зо­ва­ния сил­ла­би­че­ско­го спо­со­ба пись­мен­но­сти ("sil­labe" — слог), при ко­то­ром оп­ре­де­лен­ные пись­мен­ные зна­ки обо­зна­ча­ли от­дель­ные сло­ги.

Бу­к­вен­но-зву­ко­вое пись­мо на се­го­дняш­ний день счи­та­ет­ся оп­ти­маль­ной фор­мой пись­мен­но­сти, ко­то­рая по­зво­ля­ет пе­ре­да­вать лю­бую по слож­но­сти речь пу­тем срав­ни­тель­но не­боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва гра­фи­че­ских зна­ков, со­от­вет­ст­вую­щих зву­ко­во­му со­ста­ву кон­крет­но­го язы­ка.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что тер­ми­ну "пись­мо" при­су­ще не­сколь­ко зна­че­ний. В бы­ту им на­зы­ва­ют про­цесс вы­пол­не­ния ру­ко­пи­си, поч­то­вое от­прав­ле­ние, сред­ст­во за­пе­чат­ле­ния мыс­ли че­ло­ве­ка с по­мо­щью ус­лов­ных гра­фи­че­ских зна­ков и т. д. Об­ще­при­ня­тым на се­го­дняш­ний день в кри­ми­на­ли­сти­ке яв­ля­ет­ся сле­дую­щее оп­ре­де­ле­ние рас­смат­ри­вае­мо­го по­ня­тия: "Пись­мо — это до­пол­ни­тель­ное к зву­ко­вой ре­чи сред­ст­во об­ще­ния лю­дей, осу­ще­ст­в­ляе­мое при по­мо­щи раз­лич­но­го ро­да гра­фи­че­ских зна­ков, от­ра­жаю­щих в оп­ре­де­лен­ной фор­ме зву­ко­вую речь и слу­жа­щих для пе­ре­да­чи этой ре­чи на рас­стоя­ние и за­кре­п­ле­ния ее во вре­ме­ни.

Пись­мо как вид ре­че­вой дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка ос­но­ва­но на слож­ной и мно­го­об­раз­ной сис­те­ме ка­че­ст­вен­но не­од­но­род­ных на­вы­ков, в це­лом об­ра­зую­щих пись­мен­ный функционально-динамический комплекс (ФДК). Его струк­ту­ру пред­став­ля­ют три ос­нов­ные груп­пы на­вы­ков:

 

- ин­тел­лек­ту­аль­ная;

- пись­мен­но-ре­че­вая;

- пись­мен­но-дви­га­тель­ная.

К груп­пе ин­тел­лек­ту­аль­ных от­но­сят­ся на­вы­ки вос­при­ятия, мыш­ле­ния, па­мя­ти че­ло­ве­ка. С. М. Вул от­ме­ча­ет, что ин­тел­лек­ту­аль­ные на­вы­ки от­ра­жа­ют спо­соб по­зна­ния ин­ди­ви­дом ок­ру­жаю­щей его дей­ст­ви­тель­но­сти, обу­слов­ле­ны его лич­ным опы­том и осо­бен­но­стя­ми пси­хи­ки. Не­ко­то­рые свой­ст­ва этих на­вы­ков при­сут­ст­ву­ют в по­ня­тий­но-смы­сло­вых струк­ту­рах тек­ста [4, с. 11].

Пись­мен­но-ре­че­вая груп­па вклю­ча­ет в свой со­став лек­си­че­ские, грам­ма­ти­че­ские (мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские), сти­ли­сти­че­ские, ор­фо­гра­фи­че­ские и пунк­туа­ци­он­ные на­вы­ки. В це­лом они диф­фе­рен­ци­ру­ют­ся по ро­ли, вы­пол­няе­мой ими в пись­мен­ной ре­чи че­ло­ве­ка. Осо­бо важ­ное зна­че­ние име­ют лек­си­че­ские и син­так­си­че­ские на­вы­ки, без ко­то­рых речь во­об­ще не­мыс­ли­ма. Ор­фо­гра­фи­че­ские и пунк­туа­ци­он­ные на­вы­ки вы­пол­ня­ют вспо­мо­га­тель­ную функ­цию, так как пред­став­ля­ют со­бой вто­рич­ные об­ра­зо­ва­ния, свя­зан­ные имен­но с пись­мом.

Пись­мен­но-дви­га­тель­ные на­вы­ки не­по­сред­ст­вен­но свя­за­ны с гра­фи­че­ской и тех­ни­че­ской сто­ро­на­ми пись­ма. Со­от­вет­ст­вен­но дан­ную груп­пу со­став­ля­ют два ти­па на­вы­ков — тех­ни­че­ские и гра­фи­че­ские.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.