Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности формирования имиджа старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения



В понимании А.С. Пелиха, Т.Г. Кизиловой, А.Г. Пронченко имидж – это прежде всего оценка человека окружающими людьми, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других, умение держаться с людьми в деловой и неофициальной обстановке. По мнению И.Н. Гомерова, имидж не должен быть абстрактным. Он должен включать широкий круг характеристик, которые имеют как основные, так и вспомогательные черты, должен быть обобщенным и опираться на свойственные всем характеристики.[11]

Технологические функции имиджа:

– социальная адаптация – благодаря правильно избранному имиджу возможны быстрое вхождение в конкретную социальную среду, расположение к себе людей;

– высвечивание лучших личностно-деловых характеристик – руководитель может проявить свои наиболее привлекательные качества, вызывая у людей симпатию, обращая их внимание на свои профессиональные достоинства;

– затенение негативных личностных данных – посредством макияжа, прически, одежды, манер отвлечь внимание людей от своих недостатков;

– концентрация внимания на себе – умение “светиться” невольно способствует проявлению интереса к такой личности, потому на нее смотрят и слушают;

– расширение возрастного диапазона общения – не замыкание личности в своем возрастном имидже, визуальное свидетельство современных манер общения и соблюдения моды позволяет расширить круг людских контактов, успешно заниматься трудовой и общественной деятельностью.

Специфика имиджа состоит в том, что он формируется на базе восприятия человека. В основе данного образа лежат реально существующие свойства, присущие конкретному индивиду. Как замечает П.С. Гуревич, понятие имиджа синонимично “персонификации”, но оно более обобщенное, включает не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные. В работе М.В. Апраксиной убедительно доказано, что имидж формируется на основе природы, естества или натуры человека. Главное в имидже связано не столько с самими этими свойствами, сколько с их видением другими людьми. Из этого и исходит различие между натурой, естеством и имиджем. Последний, будучи связан с натурой, все-таки отчужден от нее, зачастую не совпадает с ней. На формирование имиджа влияют стереотипы массового сознания. Именно о них, а точнее об “идолах” сознания, критически рассуждал выдающийся философ и политолог Ф. Бэкон. Он писал, что идолы и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укоренились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине.

В научных исследованиях разворачивается дискуссия вокруг понятий “стереотип” и “имидж”. О. Феофанов сводит понятие “стереотип” к внешне сходным явлениям, простейшим обобщенным представлениям, которые обозначают образ, лежащий в плоскости объективного существования мира. Стереотип сохраняется порой без изменения на протяжении жизни поколений. В отличие от стереотипа имидж фиксирует различия между внешним образом и сформированными качествами личности, противопоставляет их друг другу. Имидж выходит за пределы качественной определенности реальности и возникает в процессе взаимодействия с ней человека. Стереотип более абстрактен, а имидж значительно более гибок, пластичен, подвижен, оперативен.[43]

Важным разделом имиджелогии является концепция о функциях, свойствах и слагаемых имиджа. Имидж – интегральное явление, обладающее определенными свойствами – целостностью и гармоничностью, согласованностью деталей, управляемостью, которые в принципе не должны противоречить друг другу, нарушать гармонию образа при восприятии. Английский специалист по имиджу М. Спиллейн считает, что для того, чтобы имидж ваш был действенен, он должен быть целостным. Важными свойствами имиджа являются яркость и индивидуальность. А.А. Максимов отмечает, что яркость – это главное требование к имиджу. С его точки зрения, имидж должен быть ярким, невзирая на его содержание. Динамичность имиджа, его подвижность обусловлены, прежде всего, формированием имиджа в определенном времени и пространстве.

В.М. Шепель выделяет следующие слагаемые имиджа независимо от характера или типа личности: природные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость); свойства личности, которые являются следствием образования и воспитания (нравственные ценности, психологическое здоровье, владение навыками человековедческих технологий); жизненный и профессиональный опыт. К приоритетным характеристикам имиджа автор относит: воспитанность, эрудицию, профессионализм.[47]

По мнению И.Д. Ладанова, в имидже объединены два элемента – уверенность в себе и позитивная энергетика. Американские исследователи Г. Нолл и К. Тенкерслей важнейшими элементами позитивного имиджа считают коммуникативные способности (умение грамотно писать, выступать), ухоженность (состояние кожи, волос и ногтей), облик (особенности фигуры, физической формы, одежды), хорошие манеры, характер профессиональной сферы деятельности. Например, в педагогическом имидже эксперты выделяют внешность (выражение лица, одежду, язык тела), профессиональные качества (эмоции, мимику, ритм, тон голоса), окружение (учащиеся, коллеги, родители, субъекты социальных институтов).[17]

В структуру делового имиджа А.С. Пелих, Т.Г. Кизилова, А.Г. Пронченко включают служебный этикет (приветствие, деловое общение, сочетание наказания и поощрения), деловые беседы и выступления, работу с документами, деловую переписку, культуру телефонного разговора, визитные карточки, деловой протокол, этикет поведения на приемах, деловые подарки, внешний вид и манеры.

Функции имиджа:

– ценностные – ориентирование на активизацию общения с людьми на ценностно-смысловой основе;

– личностно-возвышающая – создает облик личности, выразительно подчеркивающий ее духовное достоинство, визуально определяющий ее душевные характеристики;

– психотерапевтическая – личность, обладающая обаянием, обречена на внимание, признание и оптимизм в достижении своих целей, уверенность в себе.[47]

Имидж создается специфическим образом – посредством демонстрации, а также в результате специально организованного процесса – имиджирования (строительства, лепки имиджа). При этом определенные качества либо акцентируются (подчеркиваются, демонстрируются, представляются), либо затушевываются.

Создание имиджа – длительный и сложный процесс, успешность протекания которого зависит от условий и технологий формирования имиджа. Имиджирование, по словам М.В. Апраксиной, синонимично таким понятиям, как самоопределение и самопрезентация.

В.М. Шепель определяет самопрезентацию как умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам. В американской традиции самопрезентация рассматривается как проявление демонстративного поведения в межличностном общении, а само демонстративное поведение – как одна из форм социального поведения. В научной литературе часто встречаются следующие синонимы понятия “самопрезентация”: управление впечатлением, самоподача и самопредъявление. Впервые анализ проблемы управления впечатлением о себе в своей концепции выделил Э.Т. Гофман. Суть ее заключается в проведении полной аналогии между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого с целью создания наиболее благоприятного впечатления о себе и достижения наибольшей выгоды от этого взаимодействия.[47]

Особое значение в процессе создания имиджа имеет планирование. Значение планирования в жизни любого человека, стремящегося к достижению успеха, подчеркивается в работах практически всех авторов. Без рационально составленного плана достижение любой конечной цели, в том числе и желаемого имиджа, практически невозможно. Рекомендуется даже выделять определенное время, например, несколько часов в определенный день недели, только для организации процесса планирования. Такой подход существенно экономит время и делает работу более эффективной. Мероприятия по совершенствованию имиджа должны быть включены в план работы наряду с другими делами. В зависимости от поставленной цели этими мероприятиями могут быть действия по совершенствованию внешнего имиджа (например, посещение парикмахера, косметолога, визажиста), либо действия, направленные на улучшение психологической составляющей имиджа (посещение психолога, обучение на курсах, изучение иностранного языка и т.д.). Исчерпывающий список мероприятий составить практически невозможно, действия зависят от поставленной цели. Если какое-либо мероприятие по совершенствованию имиджа планируется исключительно ради престижа (потому что так делают все), оно не будет способствовать достижению желаемого результата. Любое действие, предпринимаемое руководителем (человеком, без сомнения, занятым), должно служить определенной цели и выполняться абсолютно сознательно [7].

Формирование имиджа не является изменением личности человека. Этот процесс не может сделать из одного человека совершенно другого. Поэтому для руководителя важно знание основ психологии для того, чтобы быть в состоянии оценить психологические особенности собственной личности и грамотно использовать свои сильные и слабые стороны. Понимание особенностей личности может помочь понять причины существования создавшегося, исходного имиджа. Знание собственных достоинств и недостатков (для выполнения какой-либо работы, так как практически не существует достоинств и недостатков «вообще», за исключением соблюдения норм морали) является значительным преимуществом каждого руководителя. Это знание является залогом правильного применения достоинств и избегание ситуаций, связанных с проявлением недостатков. Уже только это знание может способствовать улучшению впечатления, производимого руководителем на окружающих, которое, собственно, и является имиджем. С другой стороны, знание психологии позволяет руководителю правильно оценивать действия подчиненных и формировать их отношение к себе [16]


 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.