Здавалка
Главная | Обратная связь

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ



 

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ Связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения – системы общих представлений о мире и человеке
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (Гносеологическая) Связана с познанием мира и человека
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ Связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека
ЛОГИЧЕСКАЯ Связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления
ЦЕННОСТНАЯ Связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ Связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ Связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ Связана с изучением законов красоты и ее восприятия человеческим сознанием
ПРАКТИЧЕСКАЯ Связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека
КУЛЬТУРОТРАНСЛИРУЮЩАЯ Связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества

Мудрые мысли и афоризмы:

 

"Великий философ—это тот, кто открывает новый способ спрашивать"

П. Риккер

"...Нам не дано отказываться от конечных вопросов:

хотим мы того или нет, они проникнут в нас в том или ином обличье. "Научная истина" точна, однако это неполная, предпоследняя истина, она неизбежно сливается с другим видом истины — полной, последней, хотя и неточной, которую беззастенчиво называют мифом"

X. Ортега-и-Гассет. Что такое философия?

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

"...Философская проблема безгранична не только по объему — ибо она охватывает все без исключения, — но и по своей проблемной интенсивности. Это не только проблема абсолютного, но абсолютная проблема"

X. Ортега-и-Гассет. Что такое философия.

Проанализируйте соотношение философии и науки.Обратите внимание на специфику философского мышления.Критически оцените мыслиКарла Ясперса об отличии философии от науки (Философский словарь. Пер. с нем. М., 1961. С. 609—610)

Специфика философского мышления

· Философия не имеет общезначимых результатов, не имеет прогрессивного развития, достоверность опирается на убеждения, направлена на целостность бытия.

· Истина в философии схватывается глубже, чем в науке.

· "Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобщезначимых результатов... То, что с необходимостью признается каждым человеком, становится научным познанием и уже не является философией..."

· "В противоположность науке философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы ушли дальше, чем греческий врач Гиппократ. Ho едва ли мы можем сказать, что ушли дальше Платона."

· "Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, то есть одинаковой для всякого человека, это убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека".

· "В то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому..."

· В философии речь идет "...об истине. Там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже, чем всяким научным познанием".

· Своеобразие философии: спекулятивность (умозрительность), созерцательность, непрактичность, рефлексивность ("мысль о мысли"), трансцендирование (выход "за пределы" себя), аксиологичность, нестандартность, отдаленность сопоставлений, критичность, сомнение

Мудрые мысли и афоризмы:

Философия есть такое занятие, такое мышление о предметах, любых, ...когда они рассматриваются под углом зрения конечной цели истории и мироздания... Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение есть следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком.

М. К. Мамардашвили. Как я понимаю философию.

«Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным»

Карл Ясперс

Могу дополнить:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Становление философского знания — это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия... В этот момент может возникнуть некая философская пауза, пауза причастности к какому-то первичному акту. Передать и эту паузу и новую возможную пульсацию мысли обязательным научением просто невозможно...

Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя, ...послушав которого, можно и самому прийти в движение, что-то духовно пережить.

М. К. Мамардашвили. Как я понимаю философию.

... Есть какой-то путь к философии, который пролегает через собственные наши испытания, благодаря которым мы обретаем незаменимый уникальный опыт. И его нельзя понять с помощью дедукции из имеющихся слов, а можно только... пройти какой-то путь страдания. И тогда окажется, что испытанное нами имеет отношение к философии.

М. К. Мамардашвили. Как я понимаю философию.

 

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы и задания СРС. Выберете любой из заинтересовавших Вас вопросов и ответьте на него письменно.

1. Внимательно прочтите статью "Философия" в т. 5 "Философской энциклопедии" или «Философском энциклопедическом словаре» и сформулируйте, в чем именно усматривали предельные основания бытия, исходные основания человеческой жизни и деятельности различные философы?

2. Полностью ли детерминирован человек в своем поведении и деятельности внешними обстоятельствами?

3. Что такое человеческие ценности и почему мы их считаем исходными основаниями?

4. Почему у человека возникает потребность заниматься философией? Раскройте позицию X. Ортега-и-Гассета: "Философия — это нечто... неизбежное".

5. В чем вы видите различие между философствованием отдельного человека и философским опытом человечества?

6. Каков механизм надындивидуального бытия философии? Сравните его с надындивидуальным бытием научного знания.

7. Что нужно знать, чтобы правильно понять философский текст?

8. Для чего создаются философские учения? Можно ли их использовать простому человеку?

9. Дайте характеристику реальной философии как элементу нашей сознательной жизни.

10. Должна ли существовать связь между разными разделами философии, например, между знаниями о бытии и знаниями о познании, между ценностями и этическими принципами? Приведите пример.

11. Сформулируйте проблему, которую, с вашей точки зрения, можно считать философской. Обоснуйте, почему. Составьте перечень философских проблем, помогающих ответить на вопрос: "Что такое философия?".

12. Дайте характеристику взаимодействию философии и науки на разных этапах их развития. Сформулируйте различие между вопросом, является ли философия наукой, и вопросом, должна ли философия быть научной. Ответьте на оба вопроса.

13. В чем вы усматриваете предмет философии? Изложите точку зрения любого философа на философию.

14. Каким вы видите свой путь приобщения к философии?

15. Какие формы преподавания философии вы считали бы подходящими и почему?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.