Здавалка
Главная | Обратная связь

Закон стоимости: сущность, функции и ограниченность. Эффект “невидимой руки”.



Суть з-на стоимости заключается в том, что в товарном пр-ве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рын.ст-ть, величину которой в свою очередь предопределяют общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ), причем понятие трудовых затрат включает в себя:

а) затраты живого труда

б) затраты прошлого труда, воплощенные в сырье, материалы, амортизац и т. д.

в) те и иные затраты рынок учитыв. не на индивид. уровне, а на обществ., на уровне ОНЗТ.

3 основн. ф-ии:

· стимулирующая: “принцип невидимой руки” Смита стимулирует производителей экономить затраты труда, как живого, так и овеществленного; повышать эффективность производства, понижать индивидуальную стоимость

· распределительная: что рынок в погоне за макс. прибылью “невидимой рукой” распределяет и перераспределяет капиталы и ресурсы в те отрасли и сферы, где П выше, а в результате складывается такая структура народнохоз.комплекса, кот.соответствует потребностям рынка.

· ф-я дифференциации производителей: расслаивает товаропроизводителей, т.е. разоряет одних и обогащает других,

этот закон выступает как своеобразная “невидимая рука”, которая направляет товаропроизводителя к своей цели - получению личной выгоды, удовлетворению собственного интереса.(т.е. в ту отрасль, где прибыль больше).

Ограниченность: этот закон объясняет экономические мотивы поведения товаропроизводителя, продавца, но практически не объясняет экономическое поведение потребителя. Цель продавца: возместить затраты и получить макс. прибыль; цель покупателя- чтобы цена была низкой, кач-во высоким, самое главное - покупатель ценит или не ценит потребит. кач- ва товара, его полезность. Для объяснения его поведения нужен закон спроса и предложения.(

P спрос предлож.

 

 

 
 


Q

 

7. Инфляция: причины, виды, регулирование.

Инфляция - это переполнение канала товарно-денежного обращения излишним количеством неполноценных денег и как следствие - нарушение закона спроса и предложения на товарно-денежном рынке. По своей сути инфляция - это обесценивание денег, по форме - это рост цен.

Причины инфляции:

1)общее расстройство хозяйства на макроэкономическом уровне (несоответствие денежного спроса и товарной массы, чрезмерное инвестирование - объем инвестиций превышает возможности экономики, опережающий рост зарплаты по сравнению с ростом производства и производительности труда, произвольное установление государственных цен, существенное отставание отраслей потребительского сектора при гипертрофированном развитии отраслей тяжелой промышленности)

2)Монополия гос-ва (кот. позволяет себе иметь несбалансированные расходы и доходы бюджета, покрывать дефицит бюджета за счет печатного станка, нести непосильное бремя военных расходов, расходов по содержанию огромного аппарата управления и т.д.),

3)Монополия профсоюзов (кот. требуют повышения з/п, когда правительство само дало старт гонке роста цен на потреб.товары)

4) Монополия крупн.корпораций (олигополии и монополии, кот. получили возможность предопределять издержки и рыночные цены).

5)Инфляционные ожидания покупателей и производителей в усл.нестабильной экономики

6)Импортируемый фактор инфляции (господство в мировом рыночном хоз-ве монополизма высшего гос.и надгосуд-го ранга)

Их взаимодействие порождает инфляционную спираль.

Форма проявления инфляции: рост цен (однако не всякий рост цен является инфляцией).

Виды инфляции:

1.С точки зрения факторов образования инфляции:

Ø инфляция спроса (нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса, а следовательно- избыток денежных средств у покупателей,т.е. избыток совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает пр-во);

Ø инфляция издержек (нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны предложения на основе увеличения цен из-за роста производственных издержек вследствие удорожания сырья и топлива или повышения заработков; инфляция издержек порождает тенденцию к сокращению предложения, а в конечном счете реальный спад производства, что порождает новый виток роста цен);

2.С точки зрения темпов динамики:

Ø умеренная(рост цен на 10-12% в год) страны с развитой рыночной эк-кой

Ø галопирующая (20-200% в год);

Ø гиперинфляция (в 3 и более раз)-печатный станок работает на полную мощность, развивается спекуляция, пр-во дезорганизуется, ажиотажный спрос.

3.С точки зрения распространенности роста цен на всю товарную массу или на отдельные группы товаров:

Ø сбалансированную (одновременный и равномерный рост цен по всем основным группам товаров);

Ø несбалансированную (различные темпы роста цен на разные товары);

4.С точки зрения прогнозов:

Ø предсказуемую;

Ø непредсказуемую.

5.С точки зрения открытости

Ø открытая (явный, нескрываемый рост цен)

Ø подавленная (заниженные регулируемые цены при неудовлетворенном спросе или искуственное сжатие денежной массы)

Последствия инфляции: падение уровня жизни значительной части населения, перераспределение доходов в пользу небольшой группы лиц, обесценение сбережений, реального процента по вкладам, подрывание стимулов роста производства, искажение всех экономических расчетов. Вместе с тем, имеются экономические агенты, которым выгодна инфляция (взять кредит).

Мероприятия по борьбе с инфляцией:

1.Адаптивные меры (смягчают социальную напряженность): индексация доходов, компенсация потерь;

2.Кардинальные меры (искореняют причины): денежная реформа, преодоление спада производства и т.д.

Антиинфляционная политика вкл.2 направления :

1) Кейнсианское направление антиинфляционной политики основное внимание уделяет регулированию совокупного спроса, полагая что эффективный спрос вызовет стимулы роста предложения. Факторы эффективного спроса-увеличение государственных расходов и дешевый кредит.

2) Монетаристское направление в центр своего внимания ставит регулирование совокупного предложения. Они предлагают комплекс мер по сокращению спроса: это денежная реформа, удорожание кредита, сокращение бюджетного дефицита, налоговых ставок. Эти мероприятия должны вызвать уменьшение потребительского и инвестиционного спроса, банкротство неэффективного произвидства, спад производства, что в свою очередь освободит рыночные ниши от разорившихся производителей , но сохранит их для сильных. Сокращение налоговых ставок вызовет рост инвестиций, рост товарного предложения и в конечном счете снизит цены.

На практике многие страны применяют компромисную политику, используя и кейнсианский и монетаристский подходы.

Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйст­венный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение по­литической стабильности и договоренности, согласия и под­держки населением мер регулирования. Без этого самые ра­зумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

8. Кредит :ф-ции, кредитная система, ф-ции ЦБ,







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.