Оценка конкурентоспособности товара.
Рисуем схему товар в системе маркетинга: 1. товар-замысел: главная ф-ция товара - основная потребительская выгода 2. товар в реальном исполнении: потребительские св-ва, внешнее оформление, качество, упаковка 3. товар-дополнение: удобство монтажа, послепродаж облуж, условия поставки и кредита
Можно сказать про ЖЦ товара и нарисовать виды кривой ЖЦ (провал, ностальгия, бум, мода, увлечение) Конкурентоспособность – комплекс потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех товара на рынке в условиях широкого предложения. Маркетинговые характеристики товара:
В основе традиционного метода определения конкурентоспособности лежит расчет единичных и групповых параметрических индексов, на базе которых определяется показатель конкурентоспособности. 1. Анализ рынка: потребители, конкуренты 2. Формир требований к товару. Анализир след хар-ки: технические, экономические, эргономические, эстетические, нормативные 3. Определ перечня параметров подлежащих оценке 4. Выбор идеального товара 5. Определение значимости товара 6. Расчет частного параметрич индекса Pi=Pисслед товара/P идеал < 1 7. Расчет группового параметрич признака 8. Расчет конкурентоспособности K=Ун*Упс/Уэ Ун – нормативные хар-ки (охрана здоровья, экология) либо1, либо 0 Упс – индекс по потребительским св-ам = Σ1m Ai*Qi , где Аi – значимость i-го свойства товара Qi - частный параметрический индекс тов по хар-ке I = Piv(параметр кот обладает товар)/ Pi(100) – параметр при 100% удовлетворении потребителя Уэ – составляющие цены потребления: цена покупки+затраты на доставку и установку+затраты на эксплуатацию+затраты связ с ремонтом+затраты страхования+на налоги+на обучение Экономический смысл интегрального показателя конкурентоспособности заключается в том, что на единицу затрат потребитель получает К единиц полезного эффекта. Если К> 1, то уровень качества выше уровня затрат и товар является конкурентоспособным, если К< 1 — неконкурентоспособным на данном рынке. 12. Формирование товарной политики: основные характеристики, виды конкуренции, формирование товарного портфеля, критерии рыночной новизны товара. Товарная политика – набор действий товаропроизводителя для укрепления или сохранения своих позиций на рынке Алгоритм разработки (условия): - постановка цели пр-ва, сбыта и экспорта - знание рынка и его характеристик - анализ существующей стратегии - знание возможностей пп (производствен, кадровых) - темпы обновление товара с учетом ЖЦ В стратегическом плане товарная политика предприятия должна исходить из концепции ЖЦТ, то есть из того факта, что каждый товар имеет определенный период рыночной устойчивости, характеризующийся объемами его продаж во времени. В зависимости от новизны рынка и новизны товара исп. следующие стратегии: проникновение на рынок (РС, ТС), развитие товара (РС, ТН), стратегия развития рынка (РН, ТС), диверсификация (РН, ТН) (Н-новый, С-существующий) Виды конкур.:внешняя(возм-ть продать по >Р) и внутренняя(более ничзкая с/с). Формирование товарного портфеляосуществляется с помощью Бостонской матрицы: Матрица «рост/доля», разработанная Бостонской консалтинговой группой, сравнивает позиции хозяйственных подразделений на основе темпов роста отрасли и относительной доли рынка (отношение доли рынка данного пп к доле рынка, контролируемой основным конкурентом, выраженное в %). Звезды: компании (хоз. подразделения) с высокой относительной долей рынка, обещают наибольшие прибыли и перспективы роста. Кошки, или трудные дети: высокие темпы роста делают их привлекательными с отраслевой точки зрения, однако низкая относительная доля рынка поднимает вопрос о том, смогут ли они конкурировать с крупными соперниками. (захватчики ресурсов) Дойные коровы: имеют высокую относительную долю рынка в медленно растущих отраслях. Получают от текущей деятельности средств больше, чем необходимо для сохранения лидирующих позиций на рынке и капитальных реинвестиций. Собаки: низкая доля рынка в медленно растущих отраслях. (сокращение, ликвидация для слабеющих) Темпы роста рынка,% Звезды Дикие кошки
Дойные Собаки коровы Относительная доля рынка,%
Товарный ассортимент характеризуется: широтой номенклатуры (определяется количеством ассортиментных групп), насыщенностью (определяется количеством видов товара в группе), глубиной (определяется количеством вариантов изделия в каждой группе), гармоничностью (показывает степень близости ассортиментных групп) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|