Здавалка
Главная | Обратная связь

Процессный и системный подходы в управлении качеством.



Процессных подход.

Означает, что качество формирует в результате процесса. И там где это возможно, процессом нужно управлять, заменяя этим выбраковочный контроль, как средство повышения качества. Важность процессного подхода- на 90% успех японской эк-ки обусловлен управляемостью процесса. Процессный подход во многом является альтернативой функционального, поскольку разрушает функциональную автономию и ориентирует вовлеченных в процесс на конечный результат.

Схема

 

 
 

 


Это линейно-функциональная схема, но она д. дополняться некой подструктурой, которая объединяет участников процесса и есть тот, кто является владельцем процесса. Владелец процесса отвечает за него даже находясь в отпуске, т.е. он ни на кого не перекладывает ответственности. Он д. полностью распоряжаться внутри цепочки. Никто, выполнивший операцию в рамках процесса не будет считать дело законченным, пока не достигнут окончательный результат.

Процесс – это целенаправленная последовательность взаимоувязанных действий, преобразующая входы в выходы с привлечением ресурсов, технологии и упр-ния.

С точки зрения эк-ки целью процесса является создание добавленной стоимости, которая не всегда очевидна.

Схема ресурсы

* *

Несколько

Входов 2 выхода

Входной конт техно упр-е приемо-сдаточные испытания

роль логия

Вход – это то, что является целью преобразования в процессе.

1-й выход – это преднамеренный продукт, т.е. то, что являлось целью процесса.

2-й выход – непреднамеренный продукт, это то, что получается в ходе выполнения процесса пассивно. Непреднамеренным продуктом также являются отходы и разные виды брака.

Процессы – это процессы жизненного цикла продукции.

Схема

 

 

 

Начиная с верха по часовой стрелке: маркетинг, техн. Задание и техн. Предлог, эскизный проект, НИОКР, рабочий проект, изготовление опытных образцов, техническая и технологическая подготовка производства ( разработка серийного проекта), изготовление серийных образцов, испытание серийныйх образцов, реализация, эксплуатация, списание, утилизация.

Эти процессы делятся на:

- оперативные, результат которых виден после их исполнения

- специальные, результат которых становится ясен только при эксплуатации. И оперативное упр-ние такими процессами невозможно.

Огр-я д. выделить процессы, влияющие на качество, полностью детерминировать эти процессы, т.е. все знать о них. Необходимо эти процессы поставить в управляемое состояние, т.е. к ним д.б. применимы все 5 функций упр-ния: планирование, огр-я, мотивация, контроль, регулирование.

При входном контроле мы проверяем чужой процесс, который был до нас. И этот контроль не так легко обеспечить корректирующими действиями.

При выходном контроле заказчиком при приемо-сдаче является потр-ль, и здесь легче провести корректирующие действия.

Оперативное упр-ние с обратной связью применимо для оперативных процессов.

Если процесс специальный, то эта схема не осуществима и необходимо применить идеологию валидации, т.е. применить контроль с последующим выводом: надо ли применять корректирование процесса.

Владелец процесса может решать вопросы о перераспределении ресурсов этого процесса, 6-15 процессов выделяется в огр-и.

Схема.

 
 


Вход выход

 

Подпроцессы:

- упр-ние

- осн. технологические процессы

- обслуживание.

При процессном подходе осн. проблема:

- декомпозиция процесса на подпроцессы

- обеспечение стыковки подпроцессов между собой.

Ради осуществления техн-х процессов создана огр-я. Возникает проблема увязки между собой. Декомпозиция процессов осуществляется до отдельных операций, когда выделенный подпроцесс осуществляется неудовлетворительно, т.е.не получается процесс. Для мен-та мельчайшей деталью процесса является операция. Операция- это часть процесса, которая харак-ся постоянством исполнителей, рабочего места и постоянным воздействием на объект при отсутствии складирования.

Что нам дает выделение операции: ответственность, привязка ресурсов, все в руках.

Существуют программы и среды, которые позволяют логико-графическим методом представить декомпозицию процесса.

В системах качества не обязательно все процессы включаются в систему. И система качества может охватывать только часть огр-и.

Системный подход.

Система – целесообразное соед-ние взаимозависимых эл-тов, облад-щих св-ом синергии. Основа – связь м/у эл-тами. Система предусматривает, чтобы объект находился под воздействием окружающей среды и взаимодействует с переходной зоной. Внешняя среда оказывает действие, а обратной связи нет. Переходная зона – та часть внешеней среды, где в силу близости к объекту имеет место взаимовлияние. При системном подходе рук-ль постоянно применяет анализ и синтез, один метод переходит в др. Любой управленец ищет критические, болевые точки – это анализ, затем как эти точки влияют на организацию – это синтез.

Система проявляет себя в 3-х свойствах: постоянство, повсеместность, естественная воспроизводимость результата. Постоянство и повсеместность как следствие приводят к необходимости документировать систему только в 2-х составляющих: либо она есть, либо ее нет. Оба требования очень тяжелые. Естественная воспроизводимость результата требует, чтобы система м. работать самостоятельно без внешних воздействий хотя бы 1 цикл. Если система нуждается во внешних воздействиях, то их нужно делать внутри системы. При системном подходе мы м обеспечить такие понятия как идентификация и прослеживаемость (жизненный цикл развернуть в обратном направлении).

Они обеспечивают прозрачность упр-ния и производства, что повышает ответственность и управленца и произ-ля.

Система имеет место там и тогда, где и когда она определена. Значит она д.б. документирована и соответствовать своей модели.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.