Теория конкурентоспособности нации. Портер.
От чего зависит конкурсп.нации?
1. конкурсп-ть нации связана с конкурсп-тью государства.
2. в основе конкурсп.нации и государства лежит конкурсп-ть промышленно-развитого ядра.
3. конкурсп.нации не может быть абсолютной, она всегда относительна (не может быть нация конкурсп-на во всех сферах, конкурсп-ть не вечна) Группы факторов, влияющих на конкурсп.нации:
Схема – конкурсп-ый ромб.
1. факторные условия
2. условия внутреннего спроса
3. наличие развитых, смежных и инфраструктурных отраслей.
4. современные структуры и стратегии компании.
5. гос.политика
6. случай
1 – факторные условия:
- природные ресурсы, полезные ископаемые, леса, вода, естественные транспортные пути, границы
- люди (общ.численность, уровень образования, капитал, технологии, информация, рождаемость/смертность).
Факторные условия:
- основные – изначально существовали на территории страны
- развитые – развились на территории государства
Факторные условия:
- общие – характерны для всех стран.
- специализированные – характерны для одной страны в данной группе стран.
Вывод: конкурсп.нации и гос-ва определяются развитыми и специализированными факторными условиями.
2 – условия внутреннего спроса:
- структура внутр.спроса должна быть близка структуре мирового спроса (в данных исторических условиях).
- капризность/привередливость потребителя. Чем больше привередливость, чем больше стандарты, тем меньше конкурсп-ть производства.
3 – наличие развитых, смежных и инфраструктурных отраслей.
Должна существовать гос.структура, поддержка отраслей, притягивать их к центральному ядру.
4 – современные структуры и стратегии компании. Компании, инфраструктуры должны иметь внутреннее ядро, быть гибкими, сильная внутриотраслевая конкуренция.
5 – гос.политика должна способствовать росту конкурсп-ти, росту центр.ядра, следовательно, гос.политика не способствует развитию конкурсп-ти. Если укрепляются позиции на международном рынке, то ослабляются позиции на внутреннем и наоборот. Часто государство делает ставку на краткосрочную политику (4-7 лет), а конкур борьба на международном рынке требует долгосрочной политики.
По Портеру: протекционизм вреден с точки зрения конкурсп-ти (гос-во закрывает свои границы). Гос-во должно снижать свое вмешательство в междунар.бизнес.
6 – случай.
- экологические, природные события;
- научно-технические открытия и изобретения;
- финн.потрясения на мир.фин.рынках;
- войны, эпидемии;
- искусственно форсированные события.
По Портеру: если нация желает быть конкурсп-ой в долгосрочном периоде, она должна задействовать все углы ромба, все группы факторов.
Проблемы и пути выхода рос.п/п на мировой рынок.
Рос. п/п играют на мировом рынке маленькую роль. Причины:
1. отсутствует исторический опыт
2. отсутствие информации (она есть и доступна, но не сформирована система информационного обеспечения).
3. остаточная враждебность зарубежных стран (империя зла).
4. недостаточная помощь гос-ва.
5. временная критичность задач по выходу на международный рынок.
И у отечественных п/п есть пути выхода на междунар.рынок. все п/п могут иметь большую уонкурсп-ть по некоторым факторам.
Пути:
1. Наличие рыночной памяти. При помощи СССР строились п/п в Африке, Азии (электроэнергетика, тяжелая пром-ть, плотины, и т.д.).
2. выход на мировой рынок с передовыми технологиями (есть отрасли, в которых по технологиям мы находимся на равных - оборона).
3. соразмерный экспорт. Наши товары являются конкурсп-ми во многих странах (не входящих в 10ку). Плюсы: надежность, простота, ремонтопригодность, дешевизна.
4. встраивание в технологическую цепочку зарубежных производителей. Большая часть импортируемых товаром производиться на территории нескольких стран. Технол.цепочка разбита по неск.странам.
Любую технол.цепочку можно улучшить. РФ может быть конкурсп-м в отдельных звеньях производства (наличие природных ресурсов, близость к тому или иному рынку). Наша раб.сила является нац.конкур.преимуществом. (при достаточно высокой квалификации раб.сила относительно дешевая).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|