Здавалка
Главная | Обратная связь

Конкретные результаты сопоставления характеристик связей, полученных по правилам GL / BV и ПСВП применительно к теплоходу проекта № 507Б, состоят в следующем.



Толщины палубы (20 мм против 15 мм), комингса (21 мм против 15 мм), бортов (20, 16 и 10 мм против 9 и 8 или 7 мм), скулы (11 мм против 8 мм) и днища (8,5 мм против 7 мм) судна-аналога теплохода проекта 507Б, рассчитанные по правилам GL / BV без учeта коррозионной надбавки, превышают значения аналогичных связей реального судна проекта № 507Б. Высота и толщина обшивки комингса по GL / BV оказались больше, чем у судна с классом РРР (высота по GL равна 1,26 м, по РРР — 1,0 м, однако эту высоту обшивки комингса для судна, спроектированного по правилам GL / BV, пришлось увеличить до 1,5 м, в противном случае не достигалась область применения формул GL / BV по допускаемым напряжениям), полособульб № 12 для днища не обеспечивал требуемого момента сопротивления по правилам GL / BV, что потребовало замены этого профиля полособульбом № 16. Площадь поперечного сечения бортовых стрингеров по правилам GL / BV (см. поз 14 – 17 табл. 2.7.4-2) 37 см2 оказалась больше, чем у судна с классом РРР (29 см2).

Усиление поперечного сечения корпуса вызвано большим значением дополнительного волнового изгибающего момента Mad (см. табл. 2.7.4-1). По-видимому, это связано с тем, что структура применяемой для вычисления Mad формулы (применительно к судну с длиной более 90 м, эксплуатирующемуся в навигационном районе с характерной высотой волны более 1,6 м) аналогична формуле для определения дополнительного волнового изгибающего момента для морских судов. Подобную структуру формулы используют все классификационные общества, входящие в МАКО.

Металлоемкость корпуса Мк без учета массы переборок, надстроек, рубок, мачт, выступающих частей в первом приближении можно рассчитать по формуле:

,

где d — коэффициент общей полноты судна;

L — длина судна, м;

mк — линейная плотность (погонная масса) корпуса, т/м:

;

— линейная плотность (погонная масса) обшивки, настилов и продольного набора корпуса судна, т/м:

;

FЭ.Б. — площадь поперечного сечения эквивалентного бруса, м2;

rст — плотность стали, 7,8 т/м3;

— линейная плотность (погонная масса) поперечного набора корпуса судна, т/м:

;

mх.шп — масса холостых шпангоутов в сечении судна, т;

— масса рамных шпангоутов наружного и внутреннего бортов, соответственно в сечении судна, т;

mст.фл. — масса стенки флора в сечении судна, т.

Результаты расчета металлоемкости корпуса теплохода проекта № 507Б в первом приближении приведены в табл. 2.7.6-1.

О погрешности первого приближения можно судить по следующим данным из справочника по серийным транспортным судам: масса металла в составе корпуса и надстроек теплохода проекта № 507Б составляет 1052 т (1066,5 т по расчету нагрузки масс разработчика проекта). Если вычесть массу переборок (133,6 т), надстроек, рубок и мачт (61,1 т), выступающих частей (15,8 т), то металлоемкость корпуса составит 856 т, что на 18,9 % больше расчетного значения табл. 2.7.6-1.

Результаты расчета металлоемкости корпуса судна-аналога теплохода проекта № 507Б, набранного по правилам GL / BV, в первом приближении приведены в табл. 2.7.6-2.

Таким образом, металлоeмкость корпуса судна-аналога проекта № 507Б, сконструированного по правилам GL / BV, превышает металлоемкость корпуса теплохода, спроектированного на класс «О» (проект № 507Б) на DМк, т:

Таблица 2.7.6-1

Параметр Обозначение и расчетная формула Значение
Высота флора, м hфл 0,9
Толщина стенки флора, м tст.фл 0,007
Площадь поперечного сечения стенки флора, м2 Sст.фл = tст.фл× hфл 0,0063
Масса стенки флора в сечении, т mст.фл = Sст.фл B rст 0,81
Площадь поперечного сечения профиля холостого шпангоута (полособульб №10), м2 Sх.шп 8,63×10-4
Длина холостого шпангоута, м lх.шп 4,6
Масса холостых шпангоутов в сечении, т mх.шп = 4 (Sх.шп lх.ш rст) 0,124
Толщина рамного шпангоута, м tр.шп 0,005
Площадь поперечного сечения рамного шпангоута, м2 Sр.шп = tр.шп × (0,40 + 0,18) 29×10-4
Длина рамного шпангоута, м lр.шп 4,6
Масса рамного шпангоута наружного борта, т = Sр.шп lр.шп rст 0,104
Масса рамного шпангоута внутреннего борта, т = 0,104
Линейная плотность (погонная масса) поперечного набора корпуса судна, т/м 1,47
Площадь поперечного сечения эквивалентного бруса, м2 FЭ.Б. 0,6
Линейная плотность (погонная масса) обшивки, настилов и продольного набора корпуса судна, т/м mкпрод = FЭ.Б. l rст 4,68
Линейная плотность (погонная масса) корпуса, т/м 6,15
Металлоeмкость корпуса, т (d = 0,867, L = 135 м)

,

что составляет 32,9 % от массы корпуса теплохода проекта № 507Б.

Таблица 2.7.6-2

Параметр Обозначение и расчетная формула Значение
Высота флора, м hфл 0,9
Толщина стенки флора, м tст.фл 0,009
Площадь поперечного сечения стенки флора, м2 Sст.фл = tст.фл× hфл 0,0081
Масса стенки флора в сечении, т mст.фл = Sст.фл × B × rст
Площадь поперечного сечения профиля холостого шпангоута (полособульб №10), м2 Sх.шп 8,63×10-4
Длина холостого шпангоута, м lх.шп 4,6
Масса холостых шпангоутов в сечении, т mх.шп = 4 × (Sх.шп × lх.ш × rст) 0,124
Площадь поперечного сечения рамного шпангоута, м2 Sр.шп = tр.шп × (0,40 + 0,18) 37×10-4
Длина рамного шпангоута, м lр.шп 4,6
Масса рамного шпангоута наружного борта, т = Sр.шп × lр.шп ×rст 0,133
Масса рамного шпангоута внутреннего борта, т = 0,133
Линейная плотность (погонная масса) поперечного набора корпуса судна, т/м 1,78
Площадь поперечного сечения эквивалентного бруса, м2 FЭ.Б. 0,82
Линейная плотность (погонная масса) обшивки, настилов и продольного набора корпуса судна, т/м mкпрод = FЭ.Б.l ∙ rст 6,4
Линейная плотность (погонная масса) корпуса, т/м 8,18
Металлоeмкость корпуса, т (d = 0,867, L = 135 м)

Представляет интерес, в том числе для проверки полученных в 2.4 и 2.6 результатов, итоговое сравнение характеристик поперечного сечения корпуса теплохода проекта № 507Б и двух судов-аналогов этого теплохода — корпус одного судна-аналога набран в соответствии с ПСВП, корпус другого судна-аналога сконструирован по правилам GL / BV. Данные для такого сравнения приведены в табл. 2.7.6-3.

Таблица 2.7.6-3

Сравнение поперечного сечения корпуса теплохода проекта № 507Б
и судов-аналогов теплохода проекта № 507Б, набранных в соответствии с ПСВП и по правилам GL / BV

Наименование характеристики связи Геометрические характеристики, вычисленные по Фактические характеристики связей теплохода проекта № 507Б
ПСВП правилам GL / BV
Толщина обшивки днища, мм 9,5
Толщина обшивки наружного борта, мм 7, 101, 162
Толщина листов ширстрека, мм
Толщина обшивки внутреннего борта, мм 7, 101, 162 7, 9
Толщина палубного стрингера, мм
Толщина стенки комингса, мм 22,5
Толщина настила второго дна, мм
Толщина кильсона, мм
Толщина скулы, мм
Площадь сечения рамного шпангоута, см2
Площадь сечения холостого шпангоута, см2 11,15 (полособульб №12) 8,63 (полособульб №10) 8,63 (полособульб №10)
Площадь сечения рамного бимса, см2
Площадь сечения ребер жесткости днища, см2 11,15 (полособульб №12) 21,16 (полособульб №16б) 11,15 (полособульб №12)
Площадь сечения ребер жесткости второго дна, см2 11,15 (полособульб №12) 8,63 (полособульб № 10) 11,15 (полособульб №12)
Суммарная площадь поперечного сечения корпуса судна, см2
Металлоемкость корпуса судна, т 957 (32,9 %)
1 Толщина обшивки борта увеличена с целью более плавного перехода от толщины обшивки борта, равной 7 мм, к толщине обшивки борта, равной 16 мм; 2 Толщина верхней части наружного и внутреннего бортов увеличена для обеспечения общей прочности корпуса судна

Из анализа данных табл. 2.7.6-3 следует, что если бы мы сегодня проектировали аналог теплохода проекта № 507Б, то получили бы по сравнению с требованиями GL / BV выигрыш 30 % (221 т). К этому остается добавить, что теплоход проекта № 507Б у судовладельцев считается имеющим большой резерв прочности корпуса, о чем свидетельствуют многочисленные успешные случаи переклассификации этого теплохода на более высокий класс.

Сопоставим теперь полученную массу корпуса судна-аналога, набранного по правилам GL / BV, с массой корпуса и надстройки этого аналога, рассчитанной с помощью регрессионных уравнений. Для этого воспользуемся проектными данными по массе надстроек и рубок (61,1 т), переборок (133,6 т) и выступающих частей (15,8 т). Тогда масса металла корпуса и надстроек судна-аналога, набранного по правилам GL / BV, составит 957 + 61,1 + 133,6 + 15,8 = 1167,5 т. В табл. 2.6-7 было показано, что при толщинах, указанных в третьем столбце табл. 2.4-3, масса металла, полученная расчетом с помощью регрессионного уравнения, составляет 999 т, что на 16,78 % меньше, чем масса металла и надстройки, полученная общепринятым методом. Поскольку выявленная погрешность того же порядка, что и погрешность использованного регрессионного уравнения (11,64 %), можно считать, что метод расчета металлоемкости, основанный на применении регрессионных уравнений, имеет право на существование.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.