Конкретные результаты сопоставления характеристик связей, полученных по правилам GL / BV и ПСВП применительно к теплоходу проекта № 507Б, состоят в следующем.
Толщины палубы (20 мм против 15 мм), комингса (21 мм против 15 мм), бортов (20, 16 и 10 мм против 9 и 8 или 7 мм), скулы (11 мм против 8 мм) и днища (8,5 мм против 7 мм) судна-аналога теплохода проекта 507Б, рассчитанные по правилам GL / BV без учeта коррозионной надбавки, превышают значения аналогичных связей реального судна проекта № 507Б. Высота и толщина обшивки комингса по GL / BV оказались больше, чем у судна с классом РРР (высота по GL равна 1,26 м, по РРР — 1,0 м, однако эту высоту обшивки комингса для судна, спроектированного по правилам GL / BV, пришлось увеличить до 1,5 м, в противном случае не достигалась область применения формул GL / BV по допускаемым напряжениям), полособульб № 12 для днища не обеспечивал требуемого момента сопротивления по правилам GL / BV, что потребовало замены этого профиля полособульбом № 16. Площадь поперечного сечения бортовых стрингеров по правилам GL / BV (см. поз 14 – 17 табл. 2.7.4-2) 37 см2 оказалась больше, чем у судна с классом РРР (29 см2). Усиление поперечного сечения корпуса вызвано большим значением дополнительного волнового изгибающего момента Mad (см. табл. 2.7.4-1). По-видимому, это связано с тем, что структура применяемой для вычисления Mad формулы (применительно к судну с длиной более 90 м, эксплуатирующемуся в навигационном районе с характерной высотой волны более 1,6 м) аналогична формуле для определения дополнительного волнового изгибающего момента для морских судов. Подобную структуру формулы используют все классификационные общества, входящие в МАКО. Металлоемкость корпуса Мк без учета массы переборок, надстроек, рубок, мачт, выступающих частей в первом приближении можно рассчитать по формуле: , где d — коэффициент общей полноты судна; L — длина судна, м; mк — линейная плотность (погонная масса) корпуса, т/м: ; — линейная плотность (погонная масса) обшивки, настилов и продольного набора корпуса судна, т/м: ; FЭ.Б. — площадь поперечного сечения эквивалентного бруса, м2; rст — плотность стали, 7,8 т/м3; — линейная плотность (погонная масса) поперечного набора корпуса судна, т/м: ; mх.шп — масса холостых шпангоутов в сечении судна, т; — масса рамных шпангоутов наружного и внутреннего бортов, соответственно в сечении судна, т; mст.фл. — масса стенки флора в сечении судна, т. Результаты расчета металлоемкости корпуса теплохода проекта № 507Б в первом приближении приведены в табл. 2.7.6-1. О погрешности первого приближения можно судить по следующим данным из справочника по серийным транспортным судам: масса металла в составе корпуса и надстроек теплохода проекта № 507Б составляет 1052 т (1066,5 т по расчету нагрузки масс разработчика проекта). Если вычесть массу переборок (133,6 т), надстроек, рубок и мачт (61,1 т), выступающих частей (15,8 т), то металлоемкость корпуса составит 856 т, что на 18,9 % больше расчетного значения табл. 2.7.6-1. Результаты расчета металлоемкости корпуса судна-аналога теплохода проекта № 507Б, набранного по правилам GL / BV, в первом приближении приведены в табл. 2.7.6-2. Таким образом, металлоeмкость корпуса судна-аналога проекта № 507Б, сконструированного по правилам GL / BV, превышает металлоемкость корпуса теплохода, спроектированного на класс «О» (проект № 507Б) на DМк, т: Таблица 2.7.6-1
, что составляет 32,9 % от массы корпуса теплохода проекта № 507Б. Таблица 2.7.6-2
Представляет интерес, в том числе для проверки полученных в 2.4 и 2.6 результатов, итоговое сравнение характеристик поперечного сечения корпуса теплохода проекта № 507Б и двух судов-аналогов этого теплохода — корпус одного судна-аналога набран в соответствии с ПСВП, корпус другого судна-аналога сконструирован по правилам GL / BV. Данные для такого сравнения приведены в табл. 2.7.6-3. Таблица 2.7.6-3 Сравнение поперечного сечения корпуса теплохода проекта № 507Б
Из анализа данных табл. 2.7.6-3 следует, что если бы мы сегодня проектировали аналог теплохода проекта № 507Б, то получили бы по сравнению с требованиями GL / BV выигрыш 30 % (221 т). К этому остается добавить, что теплоход проекта № 507Б у судовладельцев считается имеющим большой резерв прочности корпуса, о чем свидетельствуют многочисленные успешные случаи переклассификации этого теплохода на более высокий класс. Сопоставим теперь полученную массу корпуса судна-аналога, набранного по правилам GL / BV, с массой корпуса и надстройки этого аналога, рассчитанной с помощью регрессионных уравнений. Для этого воспользуемся проектными данными по массе надстроек и рубок (61,1 т), переборок (133,6 т) и выступающих частей (15,8 т). Тогда масса металла корпуса и надстроек судна-аналога, набранного по правилам GL / BV, составит 957 + 61,1 + 133,6 + 15,8 = 1167,5 т. В табл. 2.6-7 было показано, что при толщинах, указанных в третьем столбце табл. 2.4-3, масса металла, полученная расчетом с помощью регрессионного уравнения, составляет 999 т, что на 16,78 % меньше, чем масса металла и надстройки, полученная общепринятым методом. Поскольку выявленная погрешность того же порядка, что и погрешность использованного регрессионного уравнения (11,64 %), можно считать, что метод расчета металлоемкости, основанный на применении регрессионных уравнений, имеет право на существование. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|