Сравнение поперечного сечения корпуса теплохода проекта 16520, набранного по правилам РРР, и судна-аналога теплохода проекта 16520, набранного по правилам GL / BV
Сопоставление данных второго и третьего столбцов табл. 2.7.6-6 позволяет сделать вывод о том, что проектирование корпуса судна путем подбора толщин обшивки и характеристик балок набора миделевого сечения судна с определением значений изгибающего момента на тихой воде и дополнительного волнового момента по правилам GL / BV применительно к судам, предназначенным для эксплуатации при расчетных высотах волн 2 и 1,2 м, не обеспечивает уменьшения металлоемкости их корпусов по сравнению с корпусами судов, набранными в соответствии с ПСВП. О прямом расчете прочности корпуса судна Прямой расчет прочности правилами GL / BV допускается применять как вместо использования предлагаемых правилами GL / BV формул для определения характеристик поперечных сечений элементов корпуса судна, так и совместно с использованием этих формул для выбора элементов конструкции корпуса, не описанных в правилах GL / BV. Требования к проведению прямого расчeта прочности, объeму предоставляемой документации по расчeту, критерии прочности и устойчивости приведены в разделе 2.Е части 2 правил GL / BV. Указанный расчeт может быть выполнен с использованием модели изолированной балки, трeхмерной и конечно-элементной модели. В соответствии с требованиями GL / BV нормальные напряжения в элементах конструкции корпуса судна, рассматриваемого как изолированная балка, при выполнении прямого расчeта не должны превышать допускаемых, рассчитываемых по формуле, МПа: , где gR — понижающий коэффициент, выбираемый по табл. 2.8-1. Таблица 2.8-1
Если требования GL / BV привести к виду, аналогичному требованиям ПСВП, то в этом случае можно получить значения допускаемых напряжений в долях от предела текучести материала, приведенные в табл. 2.8-2. Таблица 2.8-2
Из анализа данных табл. 2.8-2 следует, что значения понижающего коэффициента для допускаемых напряжений в долях от предела текучести по правилам GL / BV значительно больше таковых в соответствии с ПСВП, которые не превышают 0,75. GL / BV, как и другие классификационные общества, применяет коэффициент использования механических свойств стали k. Значения этого коэффициента в зависимости от предела текучести приведены ниже:
Однако, специалисты РРР не обнаружили в правилах GL / BV требования об уменьшении с помощью указанного коэффициента значения предела текучести стали при определении допускаемых напряжений. Если, основываясь на общепринятой практике, учесть снижение предела текучести при увеличении марки стали с помощью коэффициента k, то в этом случае зависимость для определения допускаемых напряжений при использовании модели изолированной балки примет вид: . На рис. 2.8 показано, как будут изменяться допускаемые напряжения для связей днища и комингса по правилам GL / BV и ПСВП для судна класса «О» (по классификации GL / BV — IN(2)) при изменении предела текучести, а следовательно, и марки стали. Из анализа графиков рис. 2.8 следует, что в случае использования обычной углеродистой стали значения допускаемых напряжений в комингсе по GL / BV значительно превышают допускаемые напряжения по ПСВП. С переходом к сталям повышенной прочности разница в допускаемых напряжениях, вычисленных в соответствии с ПСВП и по правилам GL / BV, будет снижаться. Для комингса разница в допускаемых напряжениях практически отсутствует, для днища разница уменьшается, хотя остаeтся существенной (от 9 % до 16 %). Рис. 2.8 Проведенный анализ показывает, что требования GL / BV в отношении допускаемых напряжений более мягкие, чем требования РРР, что означает меньший запас прочности у судов, спроектированных по правилам GL / BV. При этом следует иметь в виду, что прямой расчет прочности и устойчивости структурных элементов корпуса судна выполняется вместо использования формул правил GL / BV для определения характеристик поперечного сечения балок набора корпуса, которые не учитывают коррозионный износ этих балок. Если прибавки на коррозионный износ могли бы быть каким-либо образом учтены, то графики допускаемых напряжений прошли бы ниже, чем это показано на рис. 2.8 утолщенными линиями. Отсюда и вывод, справедливый в отношении альтернативного подхода к конструированию корпусов судов по GL / BV, предполагающего проведение прямого расчeта прочности и проверки устойчивости элементов конструкции корпуса судна, может быть не столь категоричным, как это сформулировано в начале абзаца. Итак, в случае реализации первого подхода к конструированию корпусов судов по GL / BV, основанного на применении рассмотренных выше формул и последовательных уточнений рассчитанных значений толщины связей листового набора, корпуса судов оказываются более металлоемкими по сравнению с судами с классом РРР, при конструировании корпусов которых используется наборный метод, а в случае реализации второго подхода, основанного на прямом расчете прочности, после учета коррозионной прибавки категорического вывода о «жесткости» тех или иных правил заранее сделать нельзя. Для объективности укажем, что ПСВП не запрещают (см. 2.1.8 ч. I ПСВП), применение прямого расчета прочности при конструировании корпусов судов вместо наборного метода, изложенного в ч. I ПСВП, что оставляет ПСВП по металлоемкости корпусов судов в границах области, в которой Правила РРР конкурентоспособны по отношению к правилам GL / BV. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|