Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 3. ЯКОРНОЕ СНАБЖЕНИЕ



3.1 Приведение сопоставляемых требований
к одному оценочному показателю

Обобщая результаты исследования, проведенного в 1.4, можно указать, что масса носовых якорей, определенная по правилам GL / BV больше, чем определенная в соответствии с ПСВП (за исключением судов с малыми размерениями), а длина якорных цепей, регламентированная правилами GL / BV, существенно меньше, чем определенная по Правилам РРР. По мнению опрошенных судоводителей, на участках с ограниченными габаритами якорных стоянок предпочтительно иметь большую массу якорей и меньшую длину цепей, что оправдано при одновременной постановке на якоря нескольких судов на одной и той же якорной стоянке ограниченных размеров. На якорных стоянках в больших водохранилищах и, особенно, в Онежском или Ладожском озерах с каменистыми грунтами большая удерживающая судно сила достигается не с помощью большой массы якорей, а с помощью длины вытравленных якорных цепей. Поскольку таких водохранилищ и озер на ЕВВП нет, то в европейских предписаниях, вероятно, и выбрана стратегия якорного снабжения, когда масса якорей выбирается большой, а длина якорных цепей — достаточно малой.

Для выявления целостной картины отличий подходов РРР и GL / BV к якорному снабжению целесообразно сопоставить параметры якорного снабжения, в том числе суммарную массу якорей и цепей судов различных типов и размерений. Это необходимо и для того, чтобы хотя бы в первом приближении оценить главную составляющую держащей силы якорного снабжения при различных подходах к якорному снабжению судов.

Такое сопоставление выполнено применительно к 15 сухогрузным самоходным судам, двум баржам, шести танкерам и пяти буксирам с классом РРР. Все необходимые данные для выполнении расчета характеристики снабжения и массы носовых якорей сухогрузных самоходных и несамоходных судов, танкеров, буксиров различных типов получены из «Справочника по серийным речным судам».

Для расчета массы якорных цепей использованы данные табл. 2 ГОСТ 228-79. Применительно к якорным цепям, длина которых выбрана в соответствии с ПСВП, масса цепи определялась умножением теоретической массы 1 м промежуточной смычки, выбранной в зависимости от калибра якорной цепи в соответствии с табл. 3.2-1-2 ч. II ПСВП, на регламентированную ПСВП для данного судна суммарную длину якорных цепей носовых и/или кормовых якорей. При определении массы якорных цепей, длина которых выбрана согласно указаниям правил GL / BV, вначале рассчитывалась минимальная прочность на разрыв по формулам 10.01-11 а), b) и с) директивы № 2006/87/ЕС (эти же формулы использует GL / BV). Цепь считалась оборудованной распорками и имеющей первую категорию прочности, для нее разрушающая нагрузка принималась равной рассчитанной минимальной прочности на разрыв. Отличие массы концевых и соединительных звеньев от массы общих звеньев не учитывалось, как не учитывалась масса концевых скоб, вертлюгов и вертлюг-скоб. Наши оценки показывают, что погрешность оценки массы якорной цепи с учетом принятых допущений не превышает 1 – 3 %, что по нашему мнению вполне допустимо.

Введем понятие условной держащей массы. Реальная сила, удерживающая судно, поставленное на якорь, с одной стороны равна сумме произведений массы якоря на коэффициент держащей силы, характерный для данного типа якоря, и массы лежащей на грунте якорной цепи на коэффициент трения якорной цепи о грунт. С другой стороны держащая сила зависит от массы провисшей части якорной цепи и расстояния от грунта до клюза. Не рассматривая схему приложения сил, в том числе сил сцепления якоря с грунтом и сил трения якорной цепи о грунт, можно считать, что сумма массы якоря и массы якорной цепи в определенной мере, хотя бы в первом приближении, является функцией держащей силы. Назовем эту сумму условной держащей массой, и будем рассматривать отдельно условную держащую массу при постановке судна только на носовые якоря, только на кормовые якоря, а также суммарную условную держащую массу при постановке судна одновременно на носовые и кормовые якоря.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.