Здавалка
Главная | Обратная связь

Параметры светового климата



 

Освещение — важный элемент интерьера, так как имеет утили_тарное и эстетическое значение. Свет оказывает психофизиологи_ческое и эстетическое воздействие на человека. Более 80 % полу_чаемой человеком информации приходится на долю зрительного аппарата, нормальное функционирование которого связано с осо_бенностями освещения. Свет может влиять на общее психическое состояние человека, частоту пульса, обмен веществ. Умелое ис_пользование света позволяет украсить помещение, сделать его ком_фортабельнее. Свет дает возможность формировать интерьер по_мещения и одновременно скрывать в тени некоторые его участки.

Для создания зрительного комфорта (оптимальных зрительных условий для осуществления различных видов деятельности, вос_приятия и эмоциональной выразительности) следует преду-смот-реть при проектировании зданий и помещений естественное ос_вещение и его регулирование (для этого учитывают инсоляцию и применяют светорассеивающие шторы и жалюзи), а также пра_вильно организовать искусственное освещение.

Все световые параметры определяются как довольно сложные физические величины, изучаемые специальной наукой — свето_техникой.

Насыщенность.Насыщенность пространства светом считается достаточной, если не возникает желания убавить или прибавить света.

Насыщая интерьер светом, необходимо обратить внимание на одно существенное обстоятельство — влияние равномерности осве_щения на создание комфорта. Исследования показали, что излишняя равномерность освещенности негативно сказывается на комфортности восприятия пространства. Равномерность освеще_ния порождает однообразие, вызывает психологический диском_форт, преждевременное утомление. Световая насыщенность и рав_номерность освещения должны сочетаться с возможностью их уменьшения, изменения освещенности, распределения световых потоков в соответствии с характером бытовых процессов, прохо_дящих в помещении.

Очевидно, что необходимо иметь возможность изменять на_сыщенность и уровень освещенности отдельных элементов инте_рьера. Прием гостей потребует большей освещенности, соот_ветствующей приподнятому настроению, активности, веселью. Спокойный отдых требует уменьшения света.

Динамического регулирования насыщенности светом можно добиться при помощи световых регуляторов различной конструк_ции и мощности, совмещенных с включателем или устанавлива_емых отдельно. Поворот ручки регулятора или простое касание (в зависимости от конструкции прибора) позволяет регулировать освещенность.

Освещенность рабочих плоскостей и пространств.Необходимо соответствие уровня освещенности какой-либо зоны определен_ному нормированному уровню, который отвечает сложности осу_ществляемых бытовых процессов. Работы различной сложности тре_буют различных уровней освещенности: работа за письменным столом — 300— 150 лк; чтение — 200—100 лк; рукоделие — 400 — 200 лк (а шитье черной ткани черными нитками — до 3000 лк); туалет, косметика — 200—100 лк; рисование или другие графи_ческие работы — 300—500 л к. Добиться комфортной освещеннос_ти можно, выбрав правильную световую отдачу прибора (мощ_ность источника), удаленность источника света от рабочей поверх_ности, угол падения светового потока.

Распределение яркости в пространстве.Яркость — величина, характеризующая уровень светового ощущения. Яркость того или иного элемента интерьера зависит от уровня освещенности, ха_рактера и цвета поверхности предметов.

Светлые тона поверхностей интерьера обладают большей яр_костью по сравнению с темными поверхностями той же освещен_ности. Поэтому ощущения большей освещенности интерьера можно добиться не только за счет большой насыщенности светом, но и применяя светлые тона отделки. Выбирая тот или иной характер отделки мебели, цвет тканей, нужно помнить, что темные тона потребуют большей насыщенности интерьера светом. В спальне уместен слабо освещенный потолок, менее яркий, чем стены.

Отражающие свойства поверхностей.Наименьшей отражающей способностью и соответственно большей яркостью обладают глад_кие полированные поверхности, меньшей яркостью — шерохова_тые, ворсистые поверхности, имеющие более глубокую фактуру. Последние отражают падающий на них свет по разным направле_ниям и кажутся более темными, чем гладкие поверхности того же цвета и освещенности.

Блесткость — слепящее ощущение яркости, значительно пре_вышающей яркость окружения. Это ощущение может привести к изменению цвета поверхности или его потере. Блесткость может быть отраженной, например слепящее ощущение от зеркальной поверхности, связанное с прямым отражением в ней источника света. Такое явление может быть связано с отражением на гладкой поверхности более яркой поверхности потолка. Блесткость совер_шенно неприемлема в рабочих зонах. Исключить это явление можно за счет тщательного выбора направления светового потока, отра_жающих характеристик поверхностей, конструкции отражателей и рассеивателей светильников. Обилие в интерьере гладких поверх_ностей, стекла, зеркал создает парадное ощущение и поэтому очень популярно. Однако блесткость, которой в данном случае очень трудно избежать, создает зрительный дискомфорт, а длительное пребывание в такой атмосфере может стать утомительным.

Контраст яркости поверхностей, находящихся в зоне видимос_ти. Вцелях снижения утомляемости такой контраст должен быть минимальным. По данным специалистов, яркость рабочей зоны должна быть не более чем в 5 раз выше яркости окружения. Работа за ярко освещенным письменным столом или просмотр телепере_дач в темной комнате приводит к быстрой утомляемости. Обеспе_чивая высокую яркость рабочей зоны, не следует исключать фо_новое освещение.

Таким образом, распределение яркости в интерьере благодаря размещению осветительных приборов и выбору мощностей источ_ников света может стать средством создания некоторых зрительных эффектов — изменения в какой-то мере восприятия пространства. Например, высокая равномерная насыщенность светом помещений при светлом фоне поверхностей зрительно увеличивает объем поме_щения, повышенная яркость потолка и верха стен способствует зри_тельному увеличению высоты помещения, высокая освещенность противоположной наблюдателю стены зрительно приближает ее.

Цветность.Каждый источник света обладает цветностью, т.е. в зрительной части спектра его излучения преобладают те или иные тона. Наиболее комфортны источники света, приближающиеся по своей цветности к солнечному природному освещению. Это тра_диционные лампы накаливания, излучающие свет теплых оттен_ков красно-желтой части спектра. Для люминесцентных ламп ха_рактерен свет холодных оттенков сине-зеленой части спектра. Цвет_ность излучения зависит также от мощности источника света: чем выше мощность, тем зона его излучения более холодная.

В зависимости от цветности свет в интерьере способен выяв_лять, подчеркивать или, наоборот, нивелировать цвет поверхнос_ти. Свет подчеркивает те цвета в интерьере, которые соответству_ют его цветности. Так, лампы накаливания выявят красно-корич_невые, желтые тона обстановки, отделки, а холодные (зеленова_то-синие) потеряют свой цвет, станут невыразительными, серы_ми. Противоположный эффект даст люминесцентная лампа. Иска_жение света в зависимости от освещения необходимо учитывать при формировании интерьера.

Тенеобразование.Определенное значение для формирования световой среды имеет тенеобразование. Ощущение естественнос_ти света достигается в том случае, когда предметы отбрасывают тень аналогично природному окружению. Это выявляет форму пред_мета, подчеркивает его фактуру. Чрезмерно высокая насыщенность светом, многочисленные пересечения световых потоков создают неестественно яркую среду без выявленных теней, способствую_щую быстрому зрительному утомлению.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.