Разница между предопределением и судьбой
Ученые определили разницу между понятиями «предопределение» и «судьба», сказав что «предопре-деление» – это предначертание Всевышним того что будет, до того, как оно сбудется, а после того, как это предначертание сбывается, оно называется судьбой.
Для того чтобы лучше постичь разницу между ними, Абу Хáтим привел следующий пример: пред-определение подобно действиям портного, которыми он определяет размеры одежды. Он отмеряет ее размеры до начала кройки, где-то прибавляет, а где-то убавляет. Когда же он раскроит ее, то он уже вступил в стадию исполнения, и время мерки уже позади. Таким образом, мы видим что предопределе-ние предшествует исполнению судьбы. Ибн аль-Асúр сказал: «Предопределение и судьба – это два поня-тия, неразрывно связаные друг с другом, потому что одно из них – предопределение – является основой, а другое – судьба – является строением. А кто хочет разделить их, тот желает разрушить и повредить это строение». (Из книги Усýлуль-Имáни фú давъиль-Китáби вас-Суннати)
~ 75 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
.٢ ٌاقرفنا ةرىس
«Он сотворил всякую вещь и предал ей соразмерную меру» (Различие, 2).
Всевышний сказал:
.٢٢ دَدذنا ةرىس
«Ничто не постигнет из событий на земле или в ваших душах, без того чтобы его не бы-ло в Писании раньше, чем Мы создадим это» (Железо, 22).
Всевышний сказал:
.١٢٥ واعَلأا ةرىس
«Кого Аллах желает наставить на правильный путь, тому Он раскрывает грудь для Ис-лама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь» (Скот,
125).
Ибн ‘Умар (Да будет доволен им Аллах!) передал, что ангел Джибрúль (Мир ему!) сказал Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует!): «…Что значит иман (вера)?» Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: «Это вера в Аллаха,Его ангелов,Его Писа- ния, Его Посланников, в День воскресения и в предопределение с его добром и злом».Джи-
брúль, мир ему, сказал: «Это верно»109. Этот хадис передал Муслим.
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Я уверовал в предопределение с его добром и злом с его сладостью и горечью».110
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) научил аль-Хасана ибн ‗Али следующей мольбе, с которой он обращается к Аллаху во время молитвы аль-Витр: «…и избавь меня от зла того, что Ты предопределил»111.
Но мы не должны использовать судьбу и предопределение Аллаха как предлог для невыпол-нения Его требований и несоблюдения Его запретов. Напротив, мы должны знать и верить, что у Всевышнего есть доказательства против нас, после того, как Аллах ниспослал нам писания и послал к нам посланников.
Аллах Всевышний сказал:
109 Муслим (8), Абу Дауд (4695), ат-Тирмизи (2610).
110 Хадис слабый, его привел аль-Хинди в книге Канзуль-‘Уммáль (1/1571).
111 Хадис сахих, Абу Давуд (1425), ат-Тирмизи (464) и другие.
~ 76 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
.٠٦٥ — ءاسُنا ةرىس
«Чтобы у людей не было довода против Аллаха, после того, как Аллах послал к ним По-сланников. Аллах — Могущественный, Мудрый» (Женщины, 165).
Мы также должны знать, что Аллах — Слава Ему! — приказывает и запрещает только тому, кто может делать и не делать112, и Он не заставил никого совершить грех и не вынудил никого отказаться от повиновения.
Всевышний Аллах сказал:
.٢٨٦ — ةرقبنا ةرىس
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее». (Корова, 286),
Всевышний Аллах сказал:
.١٦ ٍباغتنا ةرىس
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (Взаимный обман, 16).
И сказал Всевышний:
.٠٧ رفاغ ةرىس
«В тот день (Судный день) каждому человеку воздастся согласно своим деяниям и не бу-дет несправедливости в тот день113. Воистину, Аллах скор в расчете!» (Прощающий, 17).
Из всего вышесказанного следует, что у человека есть поступки и деяния, и воздаяние за них; за добрые праведные дела — вознаграждение, а за дурные, нечестивые деяния — наказание, и это происходит по предустановлению Аллаха и Его предопределению.
¯¯¯¯¯¯¯¯¯
112То есть ничего из того, что человек не в силах сделать, ему не вменено в обязанность. 113Увеличением наказания или уменьшением награды.
~ 77 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
Комментарии
ØПредопределение и судьба. Одно из качеств Всевышнего — это то, что Он делает, что желает, как сказал Всевышний:
.٠١٧ دىه ةرىس
«Поистине, твой Господь делающий, что пожелает». (Худ, 107).
Ничто не выйдет из-под Его желаний и власти, и что бы не произошло, это будет предопреде-лено и устроено Им. В Его руке царствие небесное и земное, Он ведет, кого желает, по прямому пути Своей милостью и сбивает с прямого пути, кого желает, Своей мудростью. С Него не спро-сится за то, что Он делает, потому как Его господство и мудрость совершенны, а с них спросит-ся, потому, что они подвластны Ему.
Вера в предопределение необходима. Она является одним из шести столпов веры, как об этом сказал Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!): «Аль-Иман — это вера в Аллаха,
Его ангелов, Его писания, Его Посланников, в День воскресения и в предопределение с его добром и злом».Этот хадис передал Муслим и другие.
Также Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Я уверовал в предопреде-
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|