Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономические предпосылки



На территории СНГ действует множество негативных факторов, крайне затрудняющих реализацию программ устойчивого развития.

Первое. До сих пор ни одна из стран не преодолела последствий распада СССР (рис. 1) и не располагает достаточными ресурсами для реализации дорогостоящих программ реконструкции.

 
 

Рис. 1. Валовой внутренний продукт в 2000 г., %% к 1991 г.

Второе. Почти повсеместно произошло резкое сокращение инвестиций в основной капитал (на 67% в среднем по ННГ в 2000 г. по сравнению с 1991 г.), что привело к ускоренному старению производственных фондов, которые сейчас изношены более чем на половину и не могут отвечать новым задачам.

Третье. После распада СССР особенно пострадало сельское хозяйство – отрасль, непосредственно определяющая устойчивое развитие (рис. 2). Его подъему мешает неразрешенность принципиальных вопросов землевладения, материального снабжения и финансирования.

 
 

Рис.2. Индексы объема продукции сельского хозяйства в 2000 г. в %% к 1992 г.

 

В большинстве стран производство зерна как основа продовольственного обеспечения населения не удовлетворяет общепризнанному минимальному критерию безопасности – 500 кг/чел. (рис. 3). Не могут не вызывать озабоченности тенденции снижения сборов зерна на душу населения (рис. 4).

 

Рис. 3. Производство зерна на душу населения в 1998-2000 гг., кг/год

 
 

 
 

Рис. 4. Динамика производства зерна на душу населения в 1991–2000 гг., кг

 

Четвертое. Наблюдается разрастание теневого сектора. Его доля от легальной экономики многих стран, согласно независимым оценкам, уже превышает 30-40%. Это сопряжено с массовым отчуждением людей от общества.

Пятое. Нигде не видно серьезных сдвигов в сторону увеличения роли малых и средних предприятий и, следовательно, сбалансированности структуры промышленности.

Шестое. Чрезвычайно низкий уровень оплаты труда (рис. 5) обусловливает распространение нищеты со всеми вытекающими последствиями, включая отсутствие мотивации и условий для прогрессивных нововведений.

Седьмое. В ННГ уже десятилетие сохраняются высокие темпы инфляции, указывающие на нестабильность финансовой сферы (рис. 6). В Туркменистане и Узбекистане инфляция сопровождается ускоренным экономическим ростом, однако здесь речь может идти очевидно только о переходном процессе.

Повсеместно в ННГ проявляются признаки поляризованного развития, выражающегося в увеличении экономических контрастов между центром и периферией, между городом и деревней, между отраслями, ориентированными на экспорт и местное потребление, между промышленностью и сельским хозяйством и т.д.

 

 
 

Рис.5. Номинальная месячная заработная плата в 2000 г., пересчет в долл. США

 

Рис. 6. Индексы курса национальных валют в 2000 г. (1995 = 100)

 
 

Таким образом, можно констатировать, что экономические предпосылки для перехода к устойчивому развитию в СНГ не сложились.

 

 

Лекция № 15 Тема: Тема:Концепция экологической безопасности РК

  1. Состояние и проблемы экологической безопасности РК
  2. Цель, основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности РК
  3. Проблемы экологической безопасности и пути их решения

Литература:

Концепция экологической безопасности Республики Казахстан, 2004 г

14 ноября 2006 года Указом Президента был принят важнейший политический документ — Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007–2024 годы.

Казахстан играет особую роль в обеспечении экологической стабильности Евразийского континента. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом между Европой и Азией, Казахстан выполняет аналогичную связующую функцию в развитии ландшафтных и экологических систем на континенте. Размеры территории Казахстана, разнообразие климатических условий, особенности водного баланса региона влекут за собой существенную зависимость экологической ситуации на всей территории Евразии от ее стабильности в Казахстане. Казахстан на протяжении всего периода независимости является активным участником международных процессов в сфере устойчивого развития. Республика Казахстан, являясь полноправным участником мирового сообщества, приняла на себя обязательства по выполнению задач, поставленных в Повестке дня а XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и декларациях Саммита тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 г.) и Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). Казахстаном принят ряд важных стратегических документов, отражающих наше видение роли Казахстана в XXI веке. В первую очередь — это Стратегия развития Казахстана до 2030 г. по программе Правительства Казахстана на 2007–2009 гг. впервые уделено особое внимание вопросам устойчивого развития, и в качестве стратегической цели обозначено обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности страны на основе принципов устойчивого развития.

Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию разработана на основе научной методологии, включавшей формирование банка данных за длительный период времени, математическое моделирование, расчет оптимальных установочных параметров. В основе многих социально-экономических проблем Республики Казахстан лежит исторически сложившийся дисбаланс, когда страна потребляет ресурсы непропорционально по сравнению с их производством. Именно на преодоление существующих диспропорций и дисбалансов в развитии страны и нацелена принятая Концепция.

Согласно определению ООН , устойчивое развитие страны — это развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Таким образом, устойчивое развитие — это развитие в интересах будущих поколений, наших детей и внуков.

Устойчивое развитие не означает замедления темпов роста. Требуется только, чтобы источником для роста было не экстенсивное потребление природных ресурсов, а новые технологии, бережные по отношению к окружающей среде и позволяющие обеспечивать неуклонное повышение благосостояния и качества жизни населения.

Целью Концепции является достижение баланса экономических, социальных, экологических и политических аспектов развития Республики Казахстан как основы повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе.

Первая задача Концепции— это задача повышения эффективности использования ресурсов до 37 % к 2012 г., 43 % к 2018 г., 53 % к 2024 г. повышение данного показателя осуществляется, за счет диверсификации экономики, развития высокотехнологических и не сырьевых отраслей, обеспечения технологического прорыва, внедрения устойчивых моделей производства и потребления.

Вторая задача— это задача повышения средней продолжительности жизни населения при сохранении по крайней мере нынешнего уровня рождаемости: до 68 лет к 2012 г., 70 лет к 2018 г., 73 лет к 2024 г. при поддержании показателя рождаемости на уровне не ниже 18-22 родившихся на 1000 чел. населения.
Решение данной задачи должно быть обеспечено в первую очередь за счет повышения уровня социальной безопасности и внедрения культуры безопасного поведения, полного обеспечения населения качественной питьевой водой, борьбы с бедностью, мер по снижению дорожного, бытового и производственного травматизма, стимулирования здоровых стандартов питания.

Третья задача Концепцииопределяет перспективы повышения индекса экологическойустойчивости: На 10 % к 2012 г., 15 % к 2018 г., 25 % к 2024 г. Это должно быть сделано, в первую очередь, на основе внедрения экосистемного подхода к региональному развитию, установления целевых показателей (критериев) устойчивого развития для всех крупных промышленных и энергетических объектов, борьбы с опустыниванием, внедрения более эффективного экономического механизма охраны окружающей среды, решения проблем «исторических загрязнений».

Четвертая задача— задача обеспечения устойчивого политического развития. Ее решение базируется в первую очередь на консолидации политических сил вокруг идеи устойчивого развития, мерах по созданию в Казахстане международной зоны устойчивого развития, обеспечении активного и реального участия Казахстана в международных организациях.
В настоящее время нами подготовлен и утвержден Постановлением Правительства План мероприятий на 2007–2009 гг. по реализации Концепции. План предусматривает комплекс взаимосвязанных мер по обеспечению законодательной, институциональной, кадровой поддержке перехода к устойчивому развитию. Намечены конкретные мероприятия по оздоровлению нации, демографической политике, здравоохранению, промышленной безопасности и охране труда, науке и образованию, культуре, внедрению устойчивых и прорывных технологий, механизмам охраны окружающей среды.
Важным инструментом должно стать институциональное обеспечение Концепции. Основным органом, обеспечивающим реализацию миссии государства в области перехода к устойчивому развитию, является Совет по устойчивому развитию (СУР ), который призван содействовать внедрению принципов устойчивого развития во все сферы государственной и общественной жизни. В Казахстанской Швейцарии, в уникальном лесном и озерном крае посреди наших бескрайних степей, в Щучинско-Боровской курортной зоне мы планируем создать центр по проблемам устойчивого развития. На этот центр мы планируем возложить важнейшие задачи по разработке и мониторингу целевых индикаторов устойчивого развития по регионам, отраслям и отдельным объектам.

Важнейшая задача Концепции — это диверсификация экономики страны, ее переориентация на возобновляемые ресурсы и источники энергии. В соответствии с поручениями президента, мы готовим создание в городе Астана Солярного центра по возобновляемым источникам энергии и Евразийского центра воды.

Переход нашей страны к устойчивому развитию имеет важное «региональное» измерение. В Послании Президента Республики Казахстан народу страны от 28 февраля 2007 года указано: «Многие проблемы Казахстана, такие как, например, сохранение природы, имеют трансграничный характер. Их можно решать только совместно с нашими соседями — Россией, Китаем и странами Центральной Азии на основе бассейнового принципа. Для этого должны быть созданы трансграничные зоны устойчивого развития с международным участием, по примеру Дунайского, Альпийского и Андского соглашений». В связи с этим предполагается разработка региональных планов мероприятий по переходу к устойчивому развитию для следующих восьми зон устойчивого эко-системного развития по бассейновому принципу: АралСырдарьинская, Балхаш-Алакольская, Иртышская, Есильская, Жайык-Каспийская, Нура-Сарысуйская, Тобол-Торгайская, Шу-Таласская.

Уже сегодня утверждена Правительством страны Программа по устойчивому развитию Балхаш-Алакольского региона. Этот регион — на границе Казахстана, Китая, Киргизии. Если не решать проблемы устойчивого развития в сотрудничестве с другими государствами, то мы рискуем потерять уникальные экосистемы региона.

Необходимо отметить, что переход к устойчивому развитию для Республики Казахстан будет проходить на поэтапной основе.

Подготовительный этап(2007– 2009 гг.) — подготовка условий для включения принципов устойчивого развития во все сферы общественной и политической деятельности, диверсификации экономики, осуществления технологического прорыва.

Первый этап(2010–2012 гг.) — обеспечение вхождения Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Второй этап(2013–2018 годы) — укрепление положения страны среди лидеров мирового развития по уровню качества жизни, существенное сокращение потерь от нерационального использования природных ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической устойчивости страны.

Третий этап(2019–2024 гг.) — достижение принятых международных критериев устойчивого развития. Отмечу в связи с этим, что Казахстан в соответствии с Концепцией должен активизировать деятельность на международной арене по вопросам устойчивого развития. Совместно с Министерством иностранных дел Казахстана, мы выдвинули инициативы по проведению совещаний министров экологии Европы, а также Азиатского и Тихоокеанского региона в 2008 и 2010 году в столице Казахстана, городе Астана. Таковы задачи в области устойчивого развития, стоящие перед всем нашим обществом. Как видится нам роль бизнеса в решении этих задач?

Первое. Мы считаем, что бизнес сообщество призвано выступить «локомотивом» реализации программ по обеспечению перехода к устойчивому развитию. В рамках Совета по устойчивому развитию, других государственных и общественных структур необходимо реализовать постоянный диалог и взаимодействие с представителями бизнеса по вопросам устойчивости.

Второе. Бизнес-сообществу, как мы полагаем, необходимо соизмерять программы своего развития с целями, задачами и этапами, определенными в Концепции перехода страны к устойчивому развитию на 2007–2024 гг.
Необходимо, чтобы мы ориентировались на единую систему целевых по казателей, которые должны быть утверждены на уровне Правительства.

Третье. Устойчивое развитие Казахстана, точно так же, как и вхождение страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, требует коренного технологического перевооружения нашей экономики, перехода к прорывным, экологически-чистым, малоотходным технологиям. Бизнес, который смотрит в будущее, который сориентирован на длительные стратегические перспективы, должен понимать, что вложения в науку и инновации — единственно возможный путь обеспечения конкурентоспособности.

Четвертое. Ключевой проблемой нашей экономики является ее высокая ресурсо и энергоемкость. Если не переломить эту ситуацию, стране не удастся выйти на траекторию устойчивого развития. Разработана Концепция государственной программы эффективного и рационального использования возобновляемых ресурсов и источников энергии, разработан проект Закона о возобновляемых ресурсах. Казахстану необходимо в течении 17 лет на два-три порядка поднять долю возобновляемых источников в структуре энергетики. И здесь свое веское слово должны сказать наши бизнесмены.

Пятое. Экологические проблемы Казахстана продолжают оставаться достаточно острыми. Нужно отметить загрязнение воздуха в крупных городах, Аральскую проблему, так называемые «исторические» загрязнения. Мы считаем, что бизнес-сообщество пока еще в недостаточной мере повернулось лицом к этим проблемам. Корпоративная социальная ответственность, о которой мы сегодня так много говорим, может и должна стать в том числе и экологической ответственностью. Государство будет предпринимать необходимые усилия для того, чтобы формировать механизмы сотрудничества всех заинтересованных сторон в решении экологических проблем. Но мы хотели бы видеть более систематические, более скоординированные шаги бизнеса в обеспечении экологической стабилизации. Это могут быть, к примеру, специальные негосударственные фонды, которые помогали бы в преодолении исторических проблем, способствовали улучшению водоснабжения, развития биологических ресурсов.

Шестое. Мы полагаем, что территория Казахстана может в XXI столетии стать «зоной устойчивого развития». Существуют все предпосылки к тому, чтобы именно здесь отработать принципы устойчивости, гарантируя тем самым, что богатые природные ресурсы Казахстана будут служить интересам будущих поколений, что наша страна выступит гарантом сбалансированного развития Центральной Азии и всего континента.

 

Планы семинарских (практических) занятий

 

Тема Содержание семинарского занятия Неделя Литература
Окружающая среда как целостная и сбалансированная система
  1. Строение биосферы
  2. Поток энергии в биосфере
Человек и биосфера
В.Г. Игнатов, А.В. Кокин «Экология и экономика природопользования». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003., стр. 10-19, 27-33  
Взаимодействие организма и среды  
  1. Понятие о среде обитания и экологических факторах
  2. Основные представления об адаптациях организмов
  3. Абиотические факторы
  4. Биотические факторы
Коробкин С.И. Экология: Учебник для вузов. - Ростов н\Д.: Издательство «Феникс», 2003. – 576 с. (с.43-83)
Рост численности человечества
  1. Динамика численности человечества
  2. Экономическое развитие и воздействие на природную среду
  3. Биологические, социально-экономические и социокультурные регуляторы численности людей
  4. Проблема обеспечения человечества ресурсами
Розанов С.И. Общая экология.- СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 288 – (Учебники для вузов. Специальная литература). (с.213-233)  
Биоценоз и экологическая система  
  1. Понятие об экосистемах
  2. Продуктивность экосистем
  3. Пространственная структура биоценоза
  4. Отношения организмов в биоценозах
 
В.Г. Игнатов, А.В. Кокин «Экология и экономика природопользования». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003., стр. 23-27.Коробкин С.И. Экология: Учебник для вузов. - Ростов н\Д.: Издательство «Феникс», 2003. – 576 с. (с.102-118)  
Ресурсы биосферы
  1. Понятия о природных ресурсах
  2. Виды природопользования
  3. Классификация природных ресурсов
  4. Минеральные ресурсы
 
В.Г. Игнатов, А.В. Кокин «Экология и экономика природопользования». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003., стр. 255-261, 324-343. Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ - ДАНА,2003.- 703с. (с.405-446).  
Антропогенные воздействия на атмосферу  
  1. Показатели состояния воздушного бассейна
  2. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы
  3. Влияние военно-промышленного комплекса на атмосферу
  4. Радиоактивное загрязнение
 
Коробкин С.И. Экология: Учебник для вузов. - Ростов н\Д.: Издательство «Феникс», 2003. – 576 с. (с.285-297,119-143, с.297-307) В.Г. Игнатов, А.В. Кокин «Экология и экономика природопользования». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003., стр. 2357-363  
Антропогенное воздействие на литосферу и биотические сообщества
  1. Классификация почв
  2. Давление на земельные ресурсы
  3. Проблема продуктивности земель
  4. Земельный кодекс и земельный кадастр
 
В.Г. Игнатов, А.В. Кокин «Экология и экономика природопользования». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003., стр. 413-436  
Экология ЗКО
  1. Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение
  2. Полигоны: Азгир, Капустин яр
  3. Трансграничное загрязнение реки Урал
  4. Состояние воздушного бассейна
 
Петренко А.З. и др. Природно-ресурсный потенциал и проектируемые объекты заповедного фонда ЗКО. Уральск: ЗКГУ, 1998.-175с. Периодическая печать  
На пути к новой цивилизации  
  1. Альтернативные источники энергии
  2. Безотходное производство
  3. Проблема утилизации отходов
  4. Освоение космоса и проблемы экологии
 
Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учебник для вузов.- М.: «Академия», 2000.- 280 с. (с.104-116).  
Демография и устойчивое развитие  
  1. Проблемы демографии и экологии
Население и устойчивое развитие
М.М. Лебедева «Мировая политика», М., 2004 г., стр. 222-240 Н.В.Зверева «Основы демографии», М., 2004 г., стр. 291-307  
Экология и устойчивое развитие РК
  1. Обзор 10-летнего прогресса Казахстана по выполнению Повестки дня на 21 век
  2. Модель устойчивого развития РК: оценка и перспективы
  3. Концепция устойчивого развития Или-Балхашского бассейна
 
журнал «Экология и устойчивое развитие» №10, 2002 г., №11, 2002 г. №2, 2003 г.  
Экология и устойчивое развитие РК
  1. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие
  2. Тенденции изменения экологической обстановки
  3. роль решений в охране окружающей среды
  4. Скорая экологическая катастрофа
 
журнал «Экология и устойчивое развитие» №7, 2003 г., №9,10 2004 г., №1-2 2005 г.  
Экология и устойчивое развитие РК
  1. Угроза глобальной катастрофы
  2. Социально-экономические инновационные механизмы устойчивого управления экосистемными ресурсами и услугами
  3. Глобальные категории и устойчивое развитие
 
журнал «Экология и устойчивое развитие» №1-2, 2005 г., №11-12 2005 г., №3 2004 г.  
Экологическая политика в Республике Казахстан.   1. Анализ экологической ситуации в Казахстане. 2. Основной показатель устойчивого развития – хорошее состояние окружающей среды. 3. Совет по устойчивому развитию в Казахстане. 4.Казахстан – один из участников Комиссии ООН по устойчивому развитию. 5. Глобальные категории и устойчивое развитие.   Журнал «Экология и устойчивое развитие», №1-2, 2005. К.Айтекенов «Экологическая политика в Республике Казахстан», стр.3. Н.Искаков. «Экологизация экономики и общества», стр. 4-5 2. Журнал «Экология и устойчивое развитие», №3, 2004. Шелехов А. «Глобальные категории и устойчивое развитие», стр.  
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды  
  1. Международные объекты охраны природной среды
  2. Международные организации, занимающиеся проблемами экологии и охраны окружающей среды
  3. Саммит тысячелетия и Декларация тысячелетия
  4. Международные экологические конференции
  5. Экологические организации и объединения
 
Периодическая печать (статьи из газет и журналов, см. список литературы)  

 

7. Методические указания по изучению дисциплины







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.