Экономические предпосылки
На территории СНГ действует множество негативных факторов, крайне затрудняющих реализацию программ устойчивого развития. Первое. До сих пор ни одна из стран не преодолела последствий распада СССР (рис. 1) и не располагает достаточными ресурсами для реализации дорогостоящих программ реконструкции. Рис. 1. Валовой внутренний продукт в 2000 г., %% к 1991 г. Второе. Почти повсеместно произошло резкое сокращение инвестиций в основной капитал (на 67% в среднем по ННГ в 2000 г. по сравнению с 1991 г.), что привело к ускоренному старению производственных фондов, которые сейчас изношены более чем на половину и не могут отвечать новым задачам. Третье. После распада СССР особенно пострадало сельское хозяйство – отрасль, непосредственно определяющая устойчивое развитие (рис. 2). Его подъему мешает неразрешенность принципиальных вопросов землевладения, материального снабжения и финансирования. Рис.2. Индексы объема продукции сельского хозяйства в 2000 г. в %% к 1992 г.
В большинстве стран производство зерна как основа продовольственного обеспечения населения не удовлетворяет общепризнанному минимальному критерию безопасности – 500 кг/чел. (рис. 3). Не могут не вызывать озабоченности тенденции снижения сборов зерна на душу населения (рис. 4).
Рис. 3. Производство зерна на душу населения в 1998-2000 гг., кг/год Рис. 4. Динамика производства зерна на душу населения в 1991–2000 гг., кг
Четвертое. Наблюдается разрастание теневого сектора. Его доля от легальной экономики многих стран, согласно независимым оценкам, уже превышает 30-40%. Это сопряжено с массовым отчуждением людей от общества. Пятое. Нигде не видно серьезных сдвигов в сторону увеличения роли малых и средних предприятий и, следовательно, сбалансированности структуры промышленности. Шестое. Чрезвычайно низкий уровень оплаты труда (рис. 5) обусловливает распространение нищеты со всеми вытекающими последствиями, включая отсутствие мотивации и условий для прогрессивных нововведений. Седьмое. В ННГ уже десятилетие сохраняются высокие темпы инфляции, указывающие на нестабильность финансовой сферы (рис. 6). В Туркменистане и Узбекистане инфляция сопровождается ускоренным экономическим ростом, однако здесь речь может идти очевидно только о переходном процессе. Повсеместно в ННГ проявляются признаки поляризованного развития, выражающегося в увеличении экономических контрастов между центром и периферией, между городом и деревней, между отраслями, ориентированными на экспорт и местное потребление, между промышленностью и сельским хозяйством и т.д.
Рис.5. Номинальная месячная заработная плата в 2000 г., пересчет в долл. США
Рис. 6. Индексы курса национальных валют в 2000 г. (1995 = 100) Таким образом, можно констатировать, что экономические предпосылки для перехода к устойчивому развитию в СНГ не сложились.
Лекция № 15 Тема: Тема:Концепция экологической безопасности РК
Литература: Концепция экологической безопасности Республики Казахстан, 2004 г 14 ноября 2006 года Указом Президента был принят важнейший политический документ — Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007–2024 годы. Казахстан играет особую роль в обеспечении экологической стабильности Евразийского континента. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом между Европой и Азией, Казахстан выполняет аналогичную связующую функцию в развитии ландшафтных и экологических систем на континенте. Размеры территории Казахстана, разнообразие климатических условий, особенности водного баланса региона влекут за собой существенную зависимость экологической ситуации на всей территории Евразии от ее стабильности в Казахстане. Казахстан на протяжении всего периода независимости является активным участником международных процессов в сфере устойчивого развития. Республика Казахстан, являясь полноправным участником мирового сообщества, приняла на себя обязательства по выполнению задач, поставленных в Повестке дня а XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и декларациях Саммита тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 г.) и Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). Казахстаном принят ряд важных стратегических документов, отражающих наше видение роли Казахстана в XXI веке. В первую очередь — это Стратегия развития Казахстана до 2030 г. по программе Правительства Казахстана на 2007–2009 гг. впервые уделено особое внимание вопросам устойчивого развития, и в качестве стратегической цели обозначено обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности страны на основе принципов устойчивого развития. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию разработана на основе научной методологии, включавшей формирование банка данных за длительный период времени, математическое моделирование, расчет оптимальных установочных параметров. В основе многих социально-экономических проблем Республики Казахстан лежит исторически сложившийся дисбаланс, когда страна потребляет ресурсы непропорционально по сравнению с их производством. Именно на преодоление существующих диспропорций и дисбалансов в развитии страны и нацелена принятая Концепция. Согласно определению ООН , устойчивое развитие страны — это развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Таким образом, устойчивое развитие — это развитие в интересах будущих поколений, наших детей и внуков. Устойчивое развитие не означает замедления темпов роста. Требуется только, чтобы источником для роста было не экстенсивное потребление природных ресурсов, а новые технологии, бережные по отношению к окружающей среде и позволяющие обеспечивать неуклонное повышение благосостояния и качества жизни населения. Целью Концепции является достижение баланса экономических, социальных, экологических и политических аспектов развития Республики Казахстан как основы повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе. Первая задача Концепции— это задача повышения эффективности использования ресурсов до 37 % к 2012 г., 43 % к 2018 г., 53 % к 2024 г. повышение данного показателя осуществляется, за счет диверсификации экономики, развития высокотехнологических и не сырьевых отраслей, обеспечения технологического прорыва, внедрения устойчивых моделей производства и потребления. Вторая задача— это задача повышения средней продолжительности жизни населения при сохранении по крайней мере нынешнего уровня рождаемости: до 68 лет к 2012 г., 70 лет к 2018 г., 73 лет к 2024 г. при поддержании показателя рождаемости на уровне не ниже 18-22 родившихся на 1000 чел. населения. Третья задача Концепцииопределяет перспективы повышения индекса экологическойустойчивости: На 10 % к 2012 г., 15 % к 2018 г., 25 % к 2024 г. Это должно быть сделано, в первую очередь, на основе внедрения экосистемного подхода к региональному развитию, установления целевых показателей (критериев) устойчивого развития для всех крупных промышленных и энергетических объектов, борьбы с опустыниванием, внедрения более эффективного экономического механизма охраны окружающей среды, решения проблем «исторических загрязнений». Четвертая задача— задача обеспечения устойчивого политического развития. Ее решение базируется в первую очередь на консолидации политических сил вокруг идеи устойчивого развития, мерах по созданию в Казахстане международной зоны устойчивого развития, обеспечении активного и реального участия Казахстана в международных организациях. Важнейшая задача Концепции — это диверсификация экономики страны, ее переориентация на возобновляемые ресурсы и источники энергии. В соответствии с поручениями президента, мы готовим создание в городе Астана Солярного центра по возобновляемым источникам энергии и Евразийского центра воды. Переход нашей страны к устойчивому развитию имеет важное «региональное» измерение. В Послании Президента Республики Казахстан народу страны от 28 февраля 2007 года указано: «Многие проблемы Казахстана, такие как, например, сохранение природы, имеют трансграничный характер. Их можно решать только совместно с нашими соседями — Россией, Китаем и странами Центральной Азии на основе бассейнового принципа. Для этого должны быть созданы трансграничные зоны устойчивого развития с международным участием, по примеру Дунайского, Альпийского и Андского соглашений». В связи с этим предполагается разработка региональных планов мероприятий по переходу к устойчивому развитию для следующих восьми зон устойчивого эко-системного развития по бассейновому принципу: АралСырдарьинская, Балхаш-Алакольская, Иртышская, Есильская, Жайык-Каспийская, Нура-Сарысуйская, Тобол-Торгайская, Шу-Таласская. Уже сегодня утверждена Правительством страны Программа по устойчивому развитию Балхаш-Алакольского региона. Этот регион — на границе Казахстана, Китая, Киргизии. Если не решать проблемы устойчивого развития в сотрудничестве с другими государствами, то мы рискуем потерять уникальные экосистемы региона. Необходимо отметить, что переход к устойчивому развитию для Республики Казахстан будет проходить на поэтапной основе. Подготовительный этап(2007– 2009 гг.) — подготовка условий для включения принципов устойчивого развития во все сферы общественной и политической деятельности, диверсификации экономики, осуществления технологического прорыва. Первый этап(2010–2012 гг.) — обеспечение вхождения Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Второй этап(2013–2018 годы) — укрепление положения страны среди лидеров мирового развития по уровню качества жизни, существенное сокращение потерь от нерационального использования природных ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической устойчивости страны. Третий этап(2019–2024 гг.) — достижение принятых международных критериев устойчивого развития. Отмечу в связи с этим, что Казахстан в соответствии с Концепцией должен активизировать деятельность на международной арене по вопросам устойчивого развития. Совместно с Министерством иностранных дел Казахстана, мы выдвинули инициативы по проведению совещаний министров экологии Европы, а также Азиатского и Тихоокеанского региона в 2008 и 2010 году в столице Казахстана, городе Астана. Таковы задачи в области устойчивого развития, стоящие перед всем нашим обществом. Как видится нам роль бизнеса в решении этих задач? Первое. Мы считаем, что бизнес сообщество призвано выступить «локомотивом» реализации программ по обеспечению перехода к устойчивому развитию. В рамках Совета по устойчивому развитию, других государственных и общественных структур необходимо реализовать постоянный диалог и взаимодействие с представителями бизнеса по вопросам устойчивости. Второе. Бизнес-сообществу, как мы полагаем, необходимо соизмерять программы своего развития с целями, задачами и этапами, определенными в Концепции перехода страны к устойчивому развитию на 2007–2024 гг. Третье. Устойчивое развитие Казахстана, точно так же, как и вхождение страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, требует коренного технологического перевооружения нашей экономики, перехода к прорывным, экологически-чистым, малоотходным технологиям. Бизнес, который смотрит в будущее, который сориентирован на длительные стратегические перспективы, должен понимать, что вложения в науку и инновации — единственно возможный путь обеспечения конкурентоспособности. Четвертое. Ключевой проблемой нашей экономики является ее высокая ресурсо и энергоемкость. Если не переломить эту ситуацию, стране не удастся выйти на траекторию устойчивого развития. Разработана Концепция государственной программы эффективного и рационального использования возобновляемых ресурсов и источников энергии, разработан проект Закона о возобновляемых ресурсах. Казахстану необходимо в течении 17 лет на два-три порядка поднять долю возобновляемых источников в структуре энергетики. И здесь свое веское слово должны сказать наши бизнесмены. Пятое. Экологические проблемы Казахстана продолжают оставаться достаточно острыми. Нужно отметить загрязнение воздуха в крупных городах, Аральскую проблему, так называемые «исторические» загрязнения. Мы считаем, что бизнес-сообщество пока еще в недостаточной мере повернулось лицом к этим проблемам. Корпоративная социальная ответственность, о которой мы сегодня так много говорим, может и должна стать в том числе и экологической ответственностью. Государство будет предпринимать необходимые усилия для того, чтобы формировать механизмы сотрудничества всех заинтересованных сторон в решении экологических проблем. Но мы хотели бы видеть более систематические, более скоординированные шаги бизнеса в обеспечении экологической стабилизации. Это могут быть, к примеру, специальные негосударственные фонды, которые помогали бы в преодолении исторических проблем, способствовали улучшению водоснабжения, развития биологических ресурсов. Шестое. Мы полагаем, что территория Казахстана может в XXI столетии стать «зоной устойчивого развития». Существуют все предпосылки к тому, чтобы именно здесь отработать принципы устойчивости, гарантируя тем самым, что богатые природные ресурсы Казахстана будут служить интересам будущих поколений, что наша страна выступит гарантом сбалансированного развития Центральной Азии и всего континента.
Планы семинарских (практических) занятий
7. Методические указания по изучению дисциплины ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|