Здавалка
Главная | Обратная связь

Категории чести и достоинства



Категории чести и достоинства имеют статус более близкий к категории совести, так как механизм их функционирования связан с самооценкой. Категории эти в научной литературе недостаточно изучены. Причина состоит в том, что в советском тоталитарном обществе мало внимания уделялось проблеме человека, его внутреннему миру, проблеме свободы личности.

Категория чести— это самооценка личностью своих ролевых функций — половозрастных (мужчина и женщина; молодой и пожилой человек); профессионально-трудовых (рабочий, учитель, инженер, студент, ученый, военный, служащий...). В аспекте своего статуса категория чести стоит несколько особняком от других этических понятий, ибо если для остальных категорий этики вопрос о социальном статусе человека вовсе не актуален, то для понятия чести он играет важнейшую роль. В чести выражена оценка общественной значимости личности глазами самой личности. Честь — это нравственная самооценка личности с точки зрения человеческого предназначения.

Очень близка к понятию чести категория достоинства.Оба понятия по своим познавательным возможностям вполне отвечают требованию формулы Сократа «Познай самого себя», ибо без самопознания и честь, и достоинство невозможны.

Категория достоинства, имея, как и понятия совести и чести, личностную природу, связана с самооценкой и отражает меру самоуважения человека, но здесь ролевые функции человека находятся как бы в тени. Как и все категории

•Виц Б. Б. Демокрит. М: Мысль, 1979. С. 9.


этики, категория достоинства относится одновременно ко всем субъектам нравственных отношений, то есть может быть мерой самооценки как личности, так и любого социума (человечество, общество, государство, этнос и иные общности). Не случайно И. Кант указывал, что человечество лишь постольку обладает достоинством, поскольку обладает способностью к нравственной жизни1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.