Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие подходы к проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом



К заданиям со свободными кратким или развёрнутым ответами относят задания 8, 14, 30, 31 и 32.

Выполняя их, экзаменуемый должен провести анализ (вопроса, текста или статистических данных таблиц), дать определение терминам, установить причинно-следственные связи, аргументировать результаты сравнений, наблюдений или экспериментов, сделать прогноз, обосновать риск, возникающий вследствие изменений, происходящих в окружающей среде. Свои соображения выпускник обосновано излагает в письменной форме на отдельном бланке.

Задание 8 со свободным развёрнутым ответом повышенного уровня сложности проверяет владение терминологическим аппаратом учебного предмета биологии, понимание основных системообразующих биологических понятий, используемых при описании живых систем разного уровня организации. Выполнение задания требует письменного определения содержащихся в нём терминов.

Задание 14 со свободным кратким ответом повышенного уровня сложности проверяет умение работать с научно-популярными текстами биологического содержания. Выполнение задания требует краткого ответа в свободной форме, состоящего из одного-двух предложений в соответствии с заданными после текста вопросами. Подобные задания проверяют не только умение понимать биологический текст и четко формулировать свои мысли при ответе на конкретный вопрос, но и контролирует умение применять полученные знания в измененной ситуации, используя при этом содержание предложенного текста биологического содержания. Ответ экзаменуемый излагает в виде аргументированного объяснения.

Задание 30 со свободным развёрнутым ответом высокого уровня сложности направлено на проверку не только предметных биологических знаний, но и общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Так, работа со статистическими данными, представленными в табличной форме, позволяет проверить умение находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, проводить сравнение, сопоставление, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям.

Задание 31 со свободным кратким ответом повышенного уровня сложности требует от обучающегося научно обоснованного умения определять энерготраты при различной физической нагрузке, составляя рацион питания в соответствии с условиями ситуационной задачи. В предлагаемых заданиях обучающийся должен учитывать пол, возраст, образ жизни и пищевые пристрастия подростка или молодого человека.

Задание 32 со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности проверяет умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания, выполнение важнейших гигиенических правил поведения человека в повседневной ситуации. Обязательным условием аргументации является привлечение знаний из области анатомии и физиологии человека, полученных при изучении раздела «Человек и его здоровье».

Разнообразие заданий по уровню сложности позволяет провести объективную уровневую дифференциацию выпускников на основе объективной оценки экзаменуемых по степени овладения биологическими знаниями и умениями их использовать для решения поставленных задач.

Результаты экзамена предъявляются в тестовых баллах и школьных отметках. Максимальный тестовый балл за полное правильное выполнение всех заданий экспериментальной экзаменационной работы – _____ баллов.

При проверке заданий с развёрнутым ответом используется система оценивания, ориентированная на поэлементный анализ письменных ответов обучающихся. К каждому такому заданию прилагается инструкция с примерным ответом и критериями оценивания. Она помогает эксперту соотнести ответ экзаменуемого с предлагаемыми критериями и содействует объективной оценке выполнения задания. При этом учитывается правильность (наличие или отсутствие биологических ошибок) и полнота ответа. Эксперту при анализе каждого из заданий с развёрнутым ответом и предложенных критериев его оценивания, необходимо выявить оцениваемые элементы ответа, проанализировать ответ конкретного экзаменуемого на предмет наличия оцениваемых элементов и их качества, наличия биологических ошибок и неточностей в формулировках и выводах аттестуемых.

Приведем примеры конкретных заданий экзаменационной работы и критерии их оценивания.

Задание 8 со свободным развёрнутым ответом повышенного уровня сложности предполагает объяснение трёх из шести биологических терминов, задаваемых в рамках контекста определённого биологического содержания. Задание оценивается в 3 балла. Максимальный балл в этом задании выставляется только в том случае, если экзаменуемый воспроизвел все необходимые для ответа элементы.

Ответы на задания 14 и 30 оцениваются в 3 балла. Максимальный балл в этом задании выставляется только в том случае, если экзаменуемый воспроизвёл все необходимые для ответа элементы, выявленные непосредственно из предложенного естественнонаучного текста (задание 14) или нашел связи между статистическими данными, представленными в табличной форме (задание 30).

Задание 31 со свободным кратким ответом повышенного уровня сложности, как и предыдущие, оценивается в 3 балла. Максимальный балл ставится только в том случае, если экзаменуемый учел все необходимые требования, сформулированные в условии задания, и сделал правильный расчет калорийности пищи.

Задание 32 со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности требует развернутого аргументированного ответа и оценивается максимально в 2 балла при отсутствии биологических ошибок. При правильном выполнении всех заданий с развёрнутым ответом учащиеся могут набрать 14 баллов.

Примеры заданий приведены ниже.

Задание 8

Дайте определение любым трём терминам, приведённым в перечне задания 6. Ответ запишите на отдельном листе, указав сначала номер задания.

Перечень терминов из задания 6:

1) цитоплазматическая мембрана

2) мимикрия

3) реликт

4) рибосома

5) хлорофилл

6) агробиоценоз

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) Цитоплазматическая мембрана – структура, расположенная на поверхности клетки и состоящая из белков и липидов (жиров). 2) Мимикрия связана с особым подражанием незащищённых животных защищённым. 3) Реликт – вид, сохранившийся в какой-то конкретной местности как часть существовавшей в прошлом геологической эпохи. 4) Рибосома – органоид, участвующий в биосинтезе белка. 5) Хлорофилл – зелёный пигмент листа, с помощью которого осуществляется фотосинтез. 6) Агробиоценоз – совокупность организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного, а также лесного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений либо древесных насаждений.  
Ответ включает в себя все элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает в себя названные выше элементы, но содержит негрубые биологические ошибки
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

 

Комментарий

Курс «Биология», как любая другая учебная дисциплина, представляет собой систему понятий, отражающую её как основу области научных знаний. Учебный предмет является системой основных (фундаментальных) научных понятий биологии, специально отобранных и дидактически переработанных.

Отбор проверяемых понятий (терминов) для задания 8 осуществлен с учетом доступности, значимости и соответствия биологическому содержанию, изучаемому в основной школе. Были выделены общебиологические и важнейшие частные понятия (ботанические, зоологические, анатомические, физиологические, экологические и пр.) по каждому из разделов курса биологии.

 

Задание 14

Прочитайте текст «ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ?» и выполните задание.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.