Здавалка
Главная | Обратная связь

Суть управленческой деятельности в организации



Управление организацией представляет собой сложный динамичный процесс, сочетающий понимание общих целей и многочисленных вариантов их достижения.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. На решение задач управления организационными системами полностью ориентирован системный анализ. Организация его процедур определяется задачами конкретного исследования и особенностями объекта с целью поиска наилучшей альтернативы управления. Каких-либо универсальных схем здесь выработать невозможно. Разработка каждой практической процедуры - это творческий акт, в котором присутствуют опыт, интуиция и индивидуальность исследователя.

В понятии «система управления» элементами ее выступают все работники, участвующие в процессах управления. Понятие «система управления» так же, как и понятие «социально-экономическая система», представляет собой совокупность работников и их связей. Но связи в социально-экономической системе и в системе управления различны.

Система управления предполагает только те связи, которые характеризуют отношения управления, возникающие тогда, когда осуществляются функции и полномочия управления. Система управления - это совокупность связей общей целеустремленности, согласованности действий, восприятия решений, это связи подчиненности в соответствии с распределением полномочий на принятие управленческих решений.

Система управления представляет собой часть социально-экономической системы, выделенной по связям, характеризующим отношения управления. Действительно, человек - это невообразимый комплекс разнообразных отношений, т.е. его связей с другими людьми. Это связи и психологические, и социальные, и политические, и экономические, и этические, и идеологические и т.д. Система управления - это совокупность связей по поводу воздействия, согласующего деятельность людей в социально-экономической системе. Эти связи, конечно, существуют в общей совокупности всех связей социально-экономической системы. Но они особенны, специфичны, как специфична управленческая деятельность.

Следует различать управление сложным техническим комплексоми управление коллективом работников в процессе сознательной, целенаправленной производственной деятельностью людей. Первое представляет собой техническое управление и рассматривается в специальных темах, второе - организационное управление, т.е. управление производственным коллективом предприятия, самостоятельным структурным подразделением.

Самостоятельное структурное подразделениеаппарата управления представляет собой его административно обособленную часть, выполняющую одну или несколько функций управления. Объединение нескольких структурных подразделений по принципу однородности выполняемых работ или их целенаправленности образует службу управления (например, служба главного технолога, служба главного экономиста и т.д.).

Звено управления - это одно или несколько подразделений, которые не обязательно объединены административно, но выполняют определенную функцию управления, как правило, заключающуюся в планировании, регулировании и координации деятельности нескольких служб или аппарата управления в целом.

Управляющая ячейка- это отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, на которое возложено осуществление одной или нескольких специальных функций управления.

Основными элементами организационной структуры управления являются:

· состав и структура функций управления;

· численность функциональных и линейных работников управления;

· состав самостоятельных структурных подразделений;

· количество уровней управления;

· и распределение работников между ними.

Для того чтобы добиться успеха, результативности в работе, нужно научиться эффективно управлять этими процессами организации. В самом общем виде под управлением понимают целенаправленное воздействие на какой-либо процесс, организм, коллектив людей. Управление рассматривают как процесс потому, что работа по достижению целей с помощью других мероприятий - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называют управленческими функциями.Процесс управления, кроме организации, включает планирование, стимулирование, мотивацию, контроль и оценку результатов труда. Каждая из этих управленческих функций тоже представляет собой процесс, потому что также состоит изсерии взаимосвязанных действий. Процесс управления - это общая сумма всех функций.

В теории управления объекты и субъекты управления определяются по их отношениям к управленческим воздействиям. Субъект- это источник управленческого воздействия, а объект - приемник и исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций или задач.

Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Функциональные области деятельности объекта:

· маркетинг;

· производство;

· финансы;

· кадры;

· НИОКР.

Уровни объекта управления:

· рабочее место;

· участок;

· цех;

· производство;

· предприятие;

· объединение.

Процесс управления любыми социально-экономическими системами в конечном счете сводится к управлению поведением людей, мотивацией и стимулированием их поступков, деятельности, причем сама деятельность имеет исключительно вероятностный характер.

Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

Деятельность субъекта управления по достижению объектом управления поставленной цели предполагает:

- изучение внутренней структуры и особенностей функционирования объекта управления;

- исследование внешних условий, определяющих и сопровождающих функционирование объекта управления;

- анализ субъектом управления возможных вариантов принятия решения, позволяющих достичь объектом управления поставленной цели, и выбор рационального решения.

Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого. Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

Процесс управления любыми социально-экономическими системами в конечном счете сводится к управлению поведением людей, мотивацией и стимулированием их поступков, деятельности, причем сама деятельность имеет исключительно вероятностный характер.

Процесс управления можно рассматривать с двух точек зрения:
1) с содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность деятельности на каждом из этапов процесса управления;
2) с информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации, происходящие в системе управления.

С содержательной точки зрения в процессе менеджмента можно выделить следующие этапы: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль, анализ.

С информационной точки зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих этапов:

1) сбор первичной (начальной) информации;

2) ее регистрация, передача и сохранение на информационном носителе;

3) логическая и математическая обработка первичной информации, в результате чего получается синтетическая информация, которая может быть оформлена в виде документа;

4) предоставление синтетической информации субъекту управления;

5) если субъект управления считает, что предоставленной информации достаточно для принятия управленческого решения, то осуществляется переход к пункту (6), в противном случае происходят сбор дополнительной первичной информации, ее регистрация, обработка и предоставление субъекту управления вновь полученной синтетической информации;

6) принятие субъектом управленческого решения;

7) документальное оформление решения;

8) архивизация документов;

9) доведение решения до исполнителей.

После этого исполнители совершают определенные действия, что ведет к изменению состояния управляемого и (или) управляющего объекта, обновлению первичной информации.

Общие принципы управления социально-экономическими системами:

· эффективность;

· плановость;

· оперативность;

· объективность;

· конкретность;

· оптимальность;

· разделение труда;

· выделение главных задач.

В международной практике крупные предприятия обычно имеют в своем аппарате три уровня управления:

высшее звено (top management);

среднее звено (middle management);

низшее звено (lover management).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.