Здавалка
Главная | Обратная связь

Школы в истории менеджмента



 

В конце XIX - начале XX в. появились труды ученых, в которых были научно обобщен накопленный опыт и заложены основы современной науки управления.

Всю совокупность теорий, результатов исследовательских изысканий, подходов, взглядов, изречений, практических советов и даже верований можно с достаточной степенью условности свести к следующим школам менеджмента (семействам управленческих идей):

· школа научного менеджмента;

· школа административного менеджмента;

· школа бюрократического управления организацией;

· школа человеческих отношений;

· математическая школа;

· школа новых человеческих отношений;

· эмпирическая школа.

Основоположником школы научного менеджмента тради­ционно считается Ф.У. Тейлор, американский инженер. Это научное направление отражает технократический подход к проблемам управления. Исходным является тезис о том, что рабочие должны работать, а менеджеры думать. Исследования направлены на то, чтобы на основе измерений процесса труда устранить преднамеренно низкую загруженность работников, их «систематическое увиливание» от демонстрации реально достижимой производительности труда. Объектом исследований является преимущественно низовое звено производственной организации. Внимание представителей этой школы скон­центрировано на технических приемах и методах максимизации производительности труда работников, структуризации ручных операций, исследовании рабочего места. Разрабатываются научные основы организации производства. В рамках школы развиваются техники исследования рабочего времени и движений работников. Важной предпосылкой для научных построений является представление о рабочем, который должен работать как машина.

К числу сторонников и последователей Ф.У Тейлора, также исследовавших указанные проблемы, относятся X. Эмерсон (принципы организации производства- «принципы производительности»), Ф. и Л. Гилберт (нормативы затрат времени на элементы операций, анализ микродвижений с использованием фото- и кинотехники), Г. Гант (система графиков, позволяющих вести учет использования ресурсов по времени и планировать выполнение работ), С. Томпсон (исследовательская работа по внедрению основ научной организации производства в строи­тельстве), А. Ле Шателье (пропаганда идей Тейлора, выделение «организационных циклов»), Г. Форд (внедрение стандартизации, организация конвейерной системы производства, принципы организации работы концернов) и многие др.

Центр тяжести исследований школы административного менеджмента смещен в сторону администрирования, относящегося преимущественно к высшей управленческой иерархии. По существу разрабатываются научные основы админи­стративной деятельности. Основным объектом исследований является деятельность менеджеров высшего звена. Большое внимание уделяется обоснованию состава и изучению функций управления как несущего элемента всего каркаса управления. Исследуется, в частности, «работа руководителя за столом». Вместе с тем управление изучается как особый вид деятельности, при этом постулируется, что управленческая деятельность свойственна не только менеджеру, но и рабочему, хотя и в существенно меньшей степени. Возникновение школы ассоциируется с именем французского инженера и руководителя компании А. Файоля.

Школа административного менеджмента имеет массу последователей, в их числе Дж. Муни и А. Райли (рассматривали в качестве основного принцип координации), Л. Гулик и Л. Урвик (исследовали проблемы централизации), Э. Бреч, А. Аллан и многие др.

В основе исследований школы бюрократического управления организацией лежит стремление повысить эффективность коллективной деятельности с использованием принципа рационализации. Разрабатывается идеальный тип организации, которая уподобляется современной машине и представляет собой конечную стадию деперсонализации управления. Концептуально предполагается, что отступление от формальной структуры организации снижает эффективность управления. В соответствии с положениями разрабатываемой в рамках школы теории бюрократическая форма организации отличается строгой специализацией, иерархией, правилами, беспристрастностью, штатными чиновниками, нацеленностью на карьеру, а также четкой границей между личной и общественной деятельностью.

Теория бюрократии ассоциируется с именем М. Вебера. Бюрократия как управленческая идея до сих пор остается весьма привлекательной для менеджеров, во многом в силу ее способности структурировать любую, самую крупную организацию.

Период первоначального развития школ Ф. Тэйлора, А. Файоля, М. Вебера, в достаточной мере условно обозна­чаемый иногда как рационально-экономический, относится к 1890- 1930-м годам.

Школа человеческих отношений зародилась в 20 - 30 годах двадцатого столетия. В своем развитии теория человеческих отношений во многом опиралась на результаты хоторнских экспериментов (1924 г.), связанных с именем профессора Э. Мэйо. Исследуются взаимосвязи между условиями труда рабочих и его результатами. В состав объектов менеджмента включена неформальная группа. В центре внимания исследователей находятся, в частности, неформальные отношения в группе, лидеры и нормы поведения в группе. Так, понятие справедливых норм выработки играет важную роль в поведе­нии рабочих.

Характерными для этой школы являются следующие по­ложения: условия труда не могут рассматриваться в отрыве от того значения, которое придают им рабочие; решающее влияние на рост производительности труда оказывают не только материальные, но, главным образом, психологические и социальные факторы, в частности солидарность членов неформальной группы. Для этой школы характерна идея участия рабочих в управлении, когда они решают, как выполнять приказы ме­неджеров.

Период первоначального развития школы челове­ческих отношений, условно обозначаемый как «социальный период», приходится на 1920 – 1950 гг.

Математическая школа стала формироваться начиная с 1930 г., когда в г. Кливленде (США) появилась ассоциация «Международное общество для развития экономической тео­рии в связи со статистикой и математикой». В состав этой ассоциации входили буржуазные экономисты И. Шумпетер, Р. Фриш, И. Фишер, М. Калецкий и др. Бурное развитие школы приходится на начало 40-х годов, когда появились первые работы по кибернетике, исследованию операций. Предметом исследований математической школы стали процессы приня­тия решений на основе математических методов и с помо­щью электронно-вычислительной техники. В составе школы - несколько более узких направлений исследования проблем управления, в том числе эконометрика, теория принятия решений.

В рамках кибернетического подхода к управлению рассматриваются системный подход, системный анализ, программно-целевой подход. Математическая школа предполагает широкое использование достижений линейного программирования, методов исследования операций, экономико-математических методов. Необходимым средством для применения подобного рода методов является компьютерная техника. Вместе с тем следует помнить, что численные методы могут дать лишь набор наиболее выгодных по определенному критерию вариантов решения, окончательное решение принимает руководитель.

В основе эмпирической школы лежит мысль о том, что управленческая деятельность - это особая профессия, предпо­лагающая, прежде всего, работу с людьми. Представители школы демонстрируют эмпирический, т.е. идущий от практи­ки, подход к управлению, обосновывают приоритет искусства управления людьми. Главная идея эмпириков состоит в том, что необходимо создавать из себя руководителя самостоятельно, используя при этом и чужой опыт. Достижением школы стало целевое управление как постоянно действующая система целей (результатов) деятельности для подразделений и работников организации. Предполагается, что для всех целей необходимо определить сроки их достижения, требуемые ресурсы, а также количественные показатели, позволяющие контролировать степень достижения цели. В рамках школы сформулированы общие задачи, которые должны решать менеджеры, независимо от их сферы деятельности и уровня управления, в их числе:

- целевое планирование (определение целей предприятия, путей их достижения, постановка конкретных задач перед работниками);

- организация труда (упорядочение, распределение работ, создание организационной структуры управления);

- стимулирование труда (выявление мотивации, укрепление связи стимулов с результатами труда);

- анализ деятельности (нормирование труда, оценка эффективности работы, оценка работников);

-обеспечение профессионального роста работников.

Наиболее видные представители этой школы - выдающиеся менеджеры, в их числе П. Друкер, Т. Питере, Ли Якокка.

Слабым местом эмпирического подхода является его пре­небрежение наукой и увлечение готовыми рекомендациями, правилами, рецептами, заповедями, памятками и т.д. При всей полезности и нацеленности такого рода рекомендаций на раз­решение конкретных реальных управленческих ситуаций практика управления, конечно, не укладывается в жесткие схемы не только конкретной памятки, но даже широкой их со­вокупности, поэтому рано или поздно приходится обращаться к теории, принципам и закономерностям. Многие представители школы, например П. Друкер, в конце концов, признавали роль теории и получали наиболее значительные результаты именно на стыке науки и практики.

В рамках эмпирической школы возник ситуационный подход к менеджменту. Сторонники этого научного направления исходят из того, что результаты одних и тех же управленческих решений в разных ситуациях могут сильно отличаться друг от друга. Отсюда следует, что важнейшую роль в руководстве организацией играет управленческая ситуация, а при осуществлении всех функций управления необходимо учиты­вать особенности складывающейся ситуации.

Период первоначального развития эмпирической школы, условно обозначаемый как «предпринимательский период», приходится на 1980 - 1990 гг.

Школа новых человеческих отношений, возникшая в конце 1950-х годов, перемещает фокус внимания от неформальной группы к индивиду. Основываясь во многом на взглядах школы человеческих отношений, приверженцы этой новой школы делают акцент на иерархии потребностей в тео­рии мотивации А. Маслоу. В соответствии с этой теорией физиологические потребности людей удовлетворяются ориентировочно на 85%, потребности в безопасности - на 70%, общественные потребности - на 50%, эгоистические потребности на- 40%, потребности в самоактуализации - на 10%, при этом в качестве мотиваторов выступают, прежде всего, неудовлетворенные потребности людей.

В числе наиболее характерных для этой школы положение о том, что каждый работник стремится воспользоваться возможностями профессионального роста и развития, а также к получению удовлетворения от своего труда.

Крупнейшими представителями школы являются Д. Макгрегор (теория X и теория Y), Ф. Герцберг (теория «гигиенической мотвиации»), Р. Лайкерт (теория «четырех систем»), Р. Блейк и Д. Моутон («управленческая сетка»), К. Арджнис «теория конгруэнтных целей»), В. Оучи и др. Период перво­начального развития данной школы, условно обозначаемый как «психологический период», приходится на 1940 – 1970 гг.

Вопросы для контроля

1. Что вам известно из истории возникновения и развития управленческих идей?

2. Кто является родоначальником менеджмента? Каковы его основные идеи?

3. На чем, согласно Ф. Тейлору, должно основываться установ­ление расценок?

4. В чем заключается концепция А. Файоля?

5. Какие положения школы научного менеджмента до сих пор используются при управлении организацией?

6. В чем суть «школы человеческих отношений»?

7. Какой вклад внесли в теорию менеджмента «школа человеческих отношений» и «школа поведенческих наук»?

 

Резюме по теме

 

Всю совокупность теорий, результатов исследовательских изысканий, подходов, взглядов, изречений, практических со­ветов и даже верований можно с достаточной степенью условности свести к следующим школам менеджмента (семействам управленческих идей): школа научного менеджмента; школа административного менеджмента; школа бюрократического управления организацией; школа человеческих отношений; математическая школа; школа новых человеческих отношений; эмпирическая школа.

Школа человеческих отношений. Подход к управлению, ориен­тированный не только на технику и функции организации» но и на человека. Учет возможностей коллектива» поведение в нем работ­ника, его роль, свойства личности и создание условий, удовлетво­ряющих потребности людей. Использование интеллектуального потенциала человека в интересах организации, создание обстанов­ки, способствующей раскрытию его индивидуальных способностей, творчества, изобретательности, стремления к достижению целей организации. Гибкость и гармония в отношениях между менедже­ром и работниками, управление не на основе формальных инструк­ций, а руководствуясь конкретными условиями и обстановкой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.