Здавалка
Главная | Обратная связь

Слоговой принцип графики



Моисеев А. И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. Пособие для учителей. 2-е изд. Перераб. М.: Просвещение, 1980. 255 с.

ГЛАВА 2. ГРАФИКА КАК ФАКТОР ПИСЬМА.
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ГРАФИКА

Основная задача графики

Основной задачей графики как фактора письма является восполнение одного из пробелов современного русского алфавита – отсутствия специальных букв для парных мягких согласных. Графика устанавливает также общие условия употребления всех букв алфавита при обозначении звуков функционально сильных позиций.

Общей особенностью правил графики является независимость их от конкретных слов или частей слов, их пригодность для всех слов. Правила графики поэтому являются исходными и основными правилами письма, а звуковые значения букв, устанавливаемые графикой, как и алфавитные, являются основными их значениями.

Слоговой принцип графики

Свою основную задачу – восполнение известного пробела алфавита – графика решает с помощью так называемого слогового принципа. Слоговой принцип русской графики состоит в том, что единицей письма и чтения является слог, точнее сочетание звуков и соответственно букв. С учетом этого и сам принцип должно бы называть не слоговым, а буквосочетательным.

Сущность слогового принципа графики можно разъяснить на следующих примерах. В словах мал и мял буква м читается по-разному: в первом слове твердо, во втором мягко, и это зависит от непосредственно следующих за ней букв – а в первом слове, я во втором. Таким образом, согласные буквы в составе слов можно читать лишь с учетом непосредственно следующих за ними букв, в данном случае – с учетом следующих гласных. А это и значит, что единицей чтения (рассматривалось пока только чтение) является не отдельная буква, а сочетание букв, условно – слог. То же самое, но как бы в перевернутом виде проявляется и при написании слов: зная, например, что в слове пять согласные звуки мягкие, мы, употребляя соответствующие согласные буквы, которые сами по себе не могут обозначить мягких согласных, используем после них буквы я и ь, которые и указывают на мягкость этих согласных, а буква я при этом обозначает и соответствующий гласный звук.

Рассмотрим действие слогового принципа еще на примере чтения гласных букв: в слове тюль, в словах вьюга и поют буква ю читается по-разному – без йота и с йотом: [т’ул’] – [в’йуга], [пайут], и это зависит от того, какая буква предшествует ей; после согласных букв ю и подобные ей буквы читаются без йота, а после гласных и разделительных знаков – с йотом применительнок гласным и к согласным, имеет значение и отсутствие букв – пробел: согласные перед пробелом, т. е. на конце слов, читаются твердо: дом, а гласные типа я после пробела, т. е. в начале слов, читаются с йотом: яма – [йама]. Это значимое отсутствие букв, как бы особая буква – «буква пробела».

Все это для наглядности можно показать схематически:

путь п читается твердо, так как далее у, т – мягко, так как далее ь, в целом – [пут’];

мял м читается мягко, так как далее я, л – твердо, так как далее пробел, я – без йота, так как впереди согласная, в целом – [м’ал];

ель е читается с йотом, так как после пробела, л – мягко, так как далее ь, в целом – [йэл’].

Таким образом, при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с ней буквы, предшествующая или последующая. Поэтому и сам принцип можно охарактеризовать как позиционный принцип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове.

Позиционный принцип графики применяется в двух основных случаях:

1) при обозначении мягкости и твердости согласных;

2) при обозначении йота. Приведенные примеры иллюстрировали оба эти случая.

§ 3. Нарушения и ограничения слогового принципа графики

Правила слогового принципа применяются не всегда: есть случаи отступления от них, – это нарушения слогового принципа; есть также ограничения сферы его действия.

1. Нарушения слогового принципа создаются орфографией и наблюдаются в сфере обозначения йота. Йот перед гласными обозначается вместе с этими гласными буквами типа я, а во всех других положениях – буквой и: ёлка, моё, объём, бельё, но край, гайка. Но есть такие узаконенные орфографией написания, в которых эти правила нарушаются: вместо букв типа я фактически пишутся другие буквы или сочетания букв. Это наблюдается в заимствованных словах и в собственных именах, тоже большей частью иноязычных:

1) вместо ё, полагающегося по слоговому принципу, фактически пишется буквосочетание йо: йод, йодный, йодистый, йот, йотация, йотированный, йоги, йоркшир, йоркширский (в начале слов), майолика, майонез, майор, район (после гласных); Йозеф, Нью-Йорк (в собственных именах) и т. п.;

2) вместо ё после ь фактически пишется о: батальон, бульон, лосьон, медальон, павильон, почтальон, шампиньон, гильотина, карманьола; синьор, синьора, синьорина, а также сеньор, сеньора, сеньорина (заимствования из итальянского и испанского языков) и т. п., в частности названия больших чисел: квадрильон, квинтильон, редкие, устаревшие слова: брульон, каньон, котильон, миньон, модильон, шиньон и др.;

3) вместо букв типа я пишутся сочетания этих букв с предшествующим й (буква е здесь не представлена): йеменский, фейерверк, фойе; йя Майя, Гойя и т. п.

Написания, содержащие нарушения слогового принципа, устанавливаются орфографией в словарном порядке.

2. Отступления от правил слогового принципа графики, определяющих соотношение соседних букв в слове, наблюдаются в области употребления гласных букв, мягкого знака и «буквы пробела» после шипящих и ц.

Звуки ч и щ – мягкие, а ж, ш, ц – твердые, поэтому, казалось бы, по предписаниям слогового принципа после букв, обозначающих эти звуки, гласные буквы, а также знаки мягкости и твердости должны были бы быть дифференцированны: после ч, ш следовало бы писать гласные буквы типа я, а на конце слов – ь; после ж, ш, ц – гласные типа а, а конец слов оставлять без мягкого знака. Фактически же после всех этих букв – и после ч, щ, и после ж, ш, ц – пишутся то гласные типа а (а, у, о, пробел, а после ц еще и ы), то гласные типа я (е, и, иногда ю, а после шипящих, но не после ц, еще ё и ь); не пишется только буква э. Например: ч: час, чудо, плечо и челка, честь, чин, врач и ночь; щ: пощада, щука, плащом и щетка, щебень, щи, плащ и помощь; ж: жар, жук и жюри, поджог (сущ.) и поджег (гл.), жест, жить, еж, рожь; ш: шаг, шуми, брошюра, хорошо и шел, шест, шило, шалаш и глушь; ц: цапля, цугом, письмецо, цель, цыган и цирк, огурцы. Выберем теперь только нужные буквосочетания и покажем их отношение к слоговому принципу выделением: жирный шрифт – соответствие принципу, курсивнесоответствие ему:

 

Ч ча чу чо/чё че чи ч/чь
Щ ща щу що/щё ще щи щ/щь
Ж жа жу/жю жо/жё же жи ж/жь
Ш ша шу/шю шо/шё ше ши ш/шь
Ц ца цу цо це цы/ци ц

 

Еще одним отступлением от слогового принципа (его можно, пожалуй, назвать временным) является написание заимствованных слов с буквой е после твердых согласных: дельта – [дэ], кашне – [нэ], пенсне – [нэ], фонема, отель, тембр и т. п.

Такое написание установлено потому, что твердые согласные в заимствованных словах постепенно, по мере «обрусения», заменяются соответствующими мягкими согласными, ср. тема, газета, шинель, секрет, портфель, декан, деканат, темп и др. Написания по произношению с э, во-первых, задержали бы этот в целом прогрессивный процесс, а во-вторых, в дальнейшем пришли бы в противоречие с новым произношением; потребовалось бы изменение их. Можно сказать поэтому, что написание с е здесь установлено как бы авансом, а само нарушение принципа лишь временное.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.