Семинарское занятие № 8.
Тема. Нейродинамические особенности школьников.
Цель. Систематизация и углубление знаний по теме.
Основные понятия: анамнез, гнозис, праксис, межполушарное взаимодействие.
Подготовка к занятию.
- Прочитать литературу.
- Сделать необходимые записи для освещения вопросов, выносимых на обсуждение.
- Сформулировать рекомендации по работе с леворуким ребенком.
Ход занятия.
- Обсуждение вопросов.
1) Доминанта полушария головного мозга как нейродинамическая особенность.
2) Особенность когнитивной, эмоциональной сферы при доминировании левого полушария, правого полушария головного мозга.
3) Нейрофизиологические основания «леворукости». Индивидуально-психологические особенности левшей (когнитивная сфера, эмоционально-волевая сфера).
- Знакомство с методами определения ведущей руки, ведущего глаза у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Самодиагностика на определение ведущего полушария.
Литература.
- Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург, 2001. – 320 с.
- Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: В.Секачев, 2001. – 64 с
- Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., 1994. – 320 с.
- Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб: «Лань», 2003. – 80с.
- Литвинова Г.В. Формирование мотивации достижения успеха через индивидуализацию обучения. – Петр.-Камч.: Изд-во КГПУ. – 2004, с.51-61.
6. Сиротюк А.С., Обучение детей с учетом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей. – М., - 160 с.
6. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопаталогии: Учебно-методическое пособие для психологических факультетов педагогических вузов. – М.: «Олим»; «ИНФРА-М», 1999. – 256 с.
Вопросы к экзамену.
- Определение специальной психологии как отрасли психологии.
- Определение специальной педагогики как отрасли педагогики.
- Понятия: «норма», «отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека».
- Виды нарушений развития и их причины.
- Первичный и вторичный дефекты.
- Психологические параметры дизонтогенеза.
- Межфункциональные связи в нормальном системогенезе.
- Направления в изучении особенностей психического развития аномальных детей в олигофренопсихологии, сурдопсихологии, тифлопсихологии и других отраслях специальной психологии, а также соответствующих отраслях специальной педагогики.
- Умственно отсталые дети. Три степени олигофрении.
- Варианты задержки психического развития по классификации М.С.Певзнер и Т.А.Власовой.
- Классификация ЗПР К.С.Лебединской. Общая психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.
- Сравнительная характеристика особенностей детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР.
- Методики диагностики восприятия.
- Методики диагностики внимания.
- Методики диагностики памяти.
- Методики диагностики мышления.
17. Дети с нарушениями слуха. Категории детей с недостатками слуха. Компенсаторные возможности.
18. Дети с нарушениями зрения. Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка.
19. Классификация речевых нарушений. Организация специальной педагогической помощи детям с нарушениями речи.
20. Нарушения у детей, страдающих ДЦП: двигательные, интеллектуальные, речевые, расстройства других высших корковых функций.
21. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
22. Ранний детский аутизм.
23. Дети с нарушением поведения.
24. Нейрофизиологический и нейропсихологический механизмы трудностей в обучении детей школьного возраста.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.