Здавалка
Главная | Обратная связь

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман



Организация «Помощь детям России» (ARC) выражает благодарность Фарине Малвани (Farina Malwani) за ее щед­рую финансовую помощь, которая позволила покрыть боль­шую часть расходов на издание этой книги. ARC хотела бы также поблагодарить Центр лечебной педагогики и лично Анну Битову за научное редактирование текста и сотруд­ничество в работе над данным проектом, а также всех доб­ровольцев ARC, принимавших участие в проекте, и особенно Сару Филпс (Sarah Philps), без которой многие проекты ARC, включая настоящий, не могли бы осуществиться.


ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

 

 

Книга, которую вы держите в руках — это, прежде всего, пре­красное практическое руководство. Книга посвящена преодоле­нию трудностей, с которыми сталкивается ребенок с особеннос­тями развития в повседневной жизни. Ее по праву можно назвать учебником для родителей и всех тех, кто воспитывает, обучает «особых» детей, стремится передать им умения и навыки, необ­ходимые для самостоятельной и полноценной жизни в обществе.

Настоящее издание также незаменимо для специалистов, рабо­тающих с детьми с нарушениями развития. Сейчас, когда боль­шинство коррекционных программ придают решающее значение обучению детей письму, чтению и другим дисциплинам, не учи­тывая, что для многих из них, возможно, более актуально научить­ся есть или одеваться, издание подобного руководства приобретает особую значимость.

Мы с радостью представляем «Путь к независимости» широ­кому кругу читателей. Книга впервые переведена на русский язык и пока, к сожалению, не имеет аналогов в нашей стране. И это неу­дивительно: ведь до недавнего времени дети с тяжелыми нару­шениями развития либо помещались в интернаты, где они были изолированы от семьи и общества, либо жили дома с родителями, не имея возможности обучаться и общаться с другими людьми. Но жизнь меняется, и сейчас для многих родителей будущее их детей уже не представляется столь безрадостным. Все больше и больше людей с особенностями развития интегрируются, вли­ваются в повседневную жизнь общества, подобно тому как это про­исходило 30-40 лет назад в Европе и Америке. И книга стала необ­ходимой именно сейчас, когда новые возможности предъявляют новые требования к детям и их родителям.

Хотелось бы обратить внимание читателей на перевод и упо­требление такого термина, как «children with special needs». Те­перь уже традиционно он переводится на русский язык как «дети с особыми потребностями» или «дети с особенностями развития». Деликатность термина может создать впечатление, что речь идет только о необычно развивающихся детях, которые не имеют ни­чего общего с детьми, страдающими серьезными нарушениями. Это не так. Просто постепенно в нашу жизнь входит традиция западных стран, объединяющая одним понятием детей и взрослых с самыми разными проблемами развития: от достаточно легких особенностей до серьезных нарушений. Таким образом, подчеркивается не тяжесть состояния, а потребность человека в особых условиях жизни и обучения, лишение которых рассматривается как нарушение прав людей с особенностями развития.

Книга написана в традициях американской психологической школы. В ее основе — продуманная до мелочей, многократно про­веренная система пошагового обучения. «Step by step» — «Шаг за шагом» — это блестяще отработанный американцами метод, на котором построены многие образовательные и психологические программы для детей и взрослых.

Одним из основных преимуществ пошаговой системы является то, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка, име­ющего проблемы в развитии, определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае обычного развития. Предлагаемая авторами книги концеп­ция обучения и воспитания основывается именно на этой систе­ме.

«Путь к независимости» научит вас быть хорошим педагогом для вашего ребенка, поможет разработать для него индивидуаль­ную, программу занятий, учитывающую его особенности. Книга подробно и в доступной форме рассказывает о том, как обучать ребенка, как преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения, и добиваться прогресса в развитии ребенка. Вы встре­тите множество примеров из жизни американских детей и их ро­дителей, которые, при всей непохожести, несомненно покажутся вам близкими и понятными. Такие «картинки из жизни» прекрас­но дополняют и разъясняют основное содержание книги.

А. Л. Битова,

Д. В. Волкова

Центр лечебной педагогики (Москва)

 

 

РАЗДЕЛ I

 

Основные принципы

Обучения ребенка

 

Глава 1

Итак, в путь

 

Эта книга, более всего, пожалуй, о надеждах - ваших и вашего ребенка.

В сознании многих людей еще совсем недавно понятие «дети с отклонениями в развитии» почти автоматически ассоциировалось с понятием неспособности и провала. И если на ребенка навеши­вался ярлык, он уже рассматривался как человек, который не может. Несмотря на то, что родители и педагоги часто предприни­мали героические усилия для того, чтобы показать, сколь много­му эти дети могут научиться в действительности, все же еще чаще беспощадный «здравый смысл» советовал не ожидать слишком многого. Скольким родителям пришлось в своей жизни выслу­шать различные вариации на тему: «Он (она) сможет научиться делать только то-то и то-то»! И причиной этому был ярлык, которого не было на других детях.

Слово «родители» тоже было своего рода ярлыком, означав­шим, что люди этой категории в определенном смысле имеют до­статочно ограниченные возможности. Они - родители. А значит -не профессионалы. А значит, их представление о собственном ре­бенке, независимо от того, что они способны с ним сделать, слиш­ком мало о чем говорит и всерьез рассчитывать на правильность их выбора - где и чему учить ребенка - нельзя. Они считались только родителями, теми, кто должен «заботиться о физическом благополучии» своих детей, а уж решать, куда отдать их учиться, могли другие.

 

Большие надежды

К счастью, времена изменились. В период, прошедший с кон­ца 1960-х годов, мы стали свидетелями не только принятия ис­торического законодательства, но и связанного с ним кардинального сдвига в понимании истинных возможностей детей с особенностями развития и истинных возможностей их родителей. Сейчас в глазах общества дети с особенностями развития - это дети, которые могут. Они могут учиться. Мо­гут плодотворно взаимодействовать со своими сверстниками, на которых нет такого ярлыка. Они могут рассматриваться как будущие члены общества со всем многообразием его жизни. Изменился и взгляд на их родителей. Они стали полноправ­ными партнерами профессионалов, и это служит гарантией того, что их дети реально смогут воспользоваться правами на образование, отдых, работу.

Для детей с особенностями развития наступила по-настоя­щему новая эра. Теперь вопрос о том, где и какое образование следует получить тому или иному ребенку, специалисты ре­шают вместе с родителями, причем с позитивных позиций. При этом новые роли, которые теперь играют родители и специа­листы, требуют от них переоценки степени их личной ответ­ственности. Кто решает, чему будет учиться ребенок, кто возьмется судить, насколько он преуспевает в этом? В сущно­сти, наступление этой новой эры в жизни детей с особенностя­ми развития побуждает родителей пересматривать вопрос о том, что значит быть родителями, а педагогов - что значит быть педагогом.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.