Здавалка
Главная | Обратная связь

Скажи мне: словесные указания



Ясно и просто скажите ребенку, что нужно сделать. Занимаясь с ним, вы должны точно знать, чего вы от него хотите. Правда, иногда бывает довольно трудно облечь в слова то, чему, по ва­шему плану, он должен последовать. Бывает, мы не можем по­добрать правильных слов, способных обрисовать задание. А бывает, прибегаем к такому количеству слов, что точная кар­тина необходимых действий просто теряется в потоке звуков. Как сделать указания наиболее эффективными, способными облегчить ребенку задачу?

Понятно, что невозможно найти двух одинаковых людей, которые могли бы давать указания одними и теми же словами. Тем не менее, мы предложим вам несколько соображений, ко­торые полезно иметь в виду.

Словесные указания следует произносить медленно и только в тот момент, когда ребенок обращает на вас свое внимание. Это может показаться само собой разумеющимся, но не забывайте, что каждый из нас (бывало) объяснялся пре­красно сформулированными фразами со стеной, кроватью или ванной. Ребенок не смотрел на нас. Привлечь его внимание всегда легче, если перед объяснением задачи произнести его имя. Прежде чем начать, убедитесь, что он смотрит на вас - «Роза, посмотри на меня!» (См. также главу 8).

 

Указание должно быть простым. Если процесс обучения выстроен правильно, описание задачи будет состоять не более, чем из одного-двух предложений. Нужно, чтобы указания были ясными и краткими. Они должны направлять, а не отвлекать. Вспомните указания миссис Джексон, которые она давала Билли (глава 1). «Билли, посмотри, что я делаю!» «Хорошо, Билли, попробуй ты!» «Натяни его на подушку!»

Как вы думаете, что могло произойти, если бы миссис Джек­сон вместо этого сказала: «Хорошо, Билли, теперь обрати вни­мание: я собираюсь что-то сделать, поскольку хочу, чтобы ты проделал то же, когда я закончу». «Теперь твоя очередь, и я хочу, чтобы ты сделал точно то же, что сделала только что я. Сейчас ты уже понимаешь, что я хочу попросить тебя сде­лать?». «Теперь сделай это красиво и медленно и легко потяни в сторону изголовья. Подожди минутку! Не так быстро. Хоро­шо. Теперь накрой им подушку. Накрой покрывалом всю по­душку полностью».

Чувствуете разницу? Наша воображаемая (но не такая уж необычная) миссис Джексон так долго говорила, что собствен­но указания могли затеряться в этом потоке слов.

В указаниях должны использоваться слова, которые ребенок понимает.

Думайте о том, что вы говорите. Проверяйте себя: понимает ли ваш ребенок значение слов, которые вы произносите?

«Положи носок во второй ящик!»

«Он в шкафчике наверху»..

Ясны ли ему такие понятия, как второй, наверху, в, под, справа, красный, около, между, за? Иногда можно найти более простое слово для объяснения того, что вы имеете в виду. В любом случае, если часть задания ребенок выполнить не может, спросите себя, действительно ли он понимает, что ему нужно сделать.

Если вам кажется, что ребенок еще не понимает смысла слов вашего указания, вам, возможно, придется упростить его, по­добрав другие слова или даже изменив требования задания. Подобрав указание, способное обеспечить успешное выполнение задания, остановитесь на нем. Будьте последовательны и по­стоянны!

Однако даже самые четкие указания - это только слова, а одних слов иногда не достаточно. Наряду со словесным объ­яснением необходимого действия, само действие иногда нужно продемонстрировать. Эту процедуру мы называем моделиро­ванием.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.