Здавалка
Главная | Обратная связь

Как пользоваться книгой



Эта книга создавалась с расчетом,что ею будут пользоваться активно - писать в ней, обдумывать прочитанное, обсуждать его с другими родителями и коллегами. Вы найдете и описа­ние общих принципов обучения,и очень специфические кон­кретные предложения. Возможно, что-то вы будете пропускать, выбирая для более внимательного изучения те разделы, кото­рые в наибольшей степени отвечают вашим потребностям и потребностям вашего ребенка. Раздел I посвящен основным принципам обучения, и его следует прочитать в первую оче­редь.

Закончив чтение раздела I, можно обращаться к любой ин­тересующей вас главе раздела II. Эти главы посвящены при­емам обучения ребенка навыкам, относящимся к разным об­ластям развития. В первых четырех главах этого раздела рас­сматриваются подходы к обучению совсем маленького ребен­ка. Это - «Подготовительные навыки» (глава 8), «Навыки са­мообслуживания» (глава 9), «Умение пользоваться туалетом» (глава 10) и «Игровые навыки» (глава 11). Последующие три главы посвящены более сложным умениям, способствующим развитию большей самостоятельности: «Навыки ухода за со­бой» (глава 12), «Навыки ухода за домом» (глава 13) и «Уме­ние оперировать информацией» (глава 14).

В разделе III представлены соображения, касающиеся под­ходов к решению проблем поведения. В этот раздел входят гла­вы: «Проблемы поведения» (глава 15) и «Разработка и прове­дение в жизнь программы регулированиия поведения» (глава 16). В приложениях приводятся: информация, необходимая для обучения подготовительным навыкам (Приложение А), пе­речень навыков самообслуживания (Приложение Б), специ­фические, детально разработанные программы формирования навыков самообслуживания (Приложение В), игровых навыков (Приложение Г) и навыков по использованию информации (ПриложениеД).

Если вы стремитесь стать хорошим педагогом, глава 2 по­может вам сделать первый шаг. Но прежде чем ступить на этот путь, задержимся на минутку, чтобы обратиться к одной из мам, которая какое-то время назад уже начала заниматься со своим сыном. Сейчас вы увидите учебный план, который, на первый взгляд, кажется довольно простым. Однако стратегия, заложен­ная в нем, была разработана тщательнейшим образом и осу­ществлялась с помощью приемов, о которых вы узнаете в сле­дующих главах.

 

 


Глава 2

Чему учить?

 

Сосредоточимся на приобретении новых навыков. Прежде всего, вам нужно будет выбрать один новый навык, и его формирование станет вашей задачей.

 

Что нужно принимать во внимание, намечая цель:

Что вы в данное время делаете за ребенка?

Прежде всего, внимательно проследите за всем, что происходит в течение типичного для вашего ребенка дня. Запишите все действия, по идее относящиеся к самообслуживанию, которые вы пока выполняете за него, но которым хотели бы его обучить. В вашем списке может оказаться умение завязывать шнурки, стелить постель, мыть голову, убирать игрушки и одежду, купаться в ванне, резать мясо и т.д. Хорошо ли научился ваш ребенок пользоваться туалетом? Если нет, добавьте к вашему списку соответствующий шаг.

В список можно также включить некоторые бытовые навыки, если ребенок, по-вашему, готов к их освоению. То есть в перспективе вам может захотеться научить его выносить мусор, накрывать на стол, сгребать опавшие листья, подметать пол. А как насчет умения играть? Есть ли такие игрушки или игры, в которые, на ваш взгляд, он должен играть лучше? Может ли он научиться лучше играть с другими детьми? А сам?

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вы не можете научить всему … минуточку, остановитесь! Вы составили список? Если нет, пожалуйста, сделайте это сейчас! Оставшаяся часть главы принесет вам гораздо больше пользы, если вы прерветесь и внесете в свой список навыки, которым вам хотелось бы научить ребенка.

 

Какие навыки ваш ребенок хочет освоить?

Чтобы увидеть, чему в данный момент мог бы захотеть научиться ваш ребенок, вам нужно будет внимательно понаблюдать за ним. Может быть, он скажет сам. Может быть, укажет своей попыткой сделать что-то самостоятельно, например попробует намазать на хлеб ножом ореховое масло или завязать шнурки на ботинках, или попытается играть в баскетбол с другими детьми, или…

 

Какие навыки ваш ребенок готов освоить?

Следует иметь в виду, что, развиваясь, ребенок, естественно, одни навыки приобретает раньше других. Сидеть, например, малыш начинает раньше, чем стоять. Пользоваться вилкой – раньше, чем ножом. Поэтому, намечая следующую задачу, подумайте, что ваш ребенок уже умеет делать и к какому следующему навыку он может быть готов.

Рассмотрим в качестве примера список, висящий на стене у Билли (см. главу 1). Каждый освоенный навык вносит свою маленькую лепту в основу последующих. Научившись мыть руки и лицо, Билли гораздо легче научиться чистить зубы – ведь он уже освоился в ванной комнате, он научился включать и выключать воду, наконец, он знает, что значит «сполоснуть». Попробуйте найти подсказку – определите, что ваш ребенок уже делает, причем делает с удовольствием, и это поможет вам правильно выбрать следующую задачу.

Посмотрите на только что составленный вами список. Есть ли в нем что-то, что ваш ребенок почти готов освоить, то есть, что-то, что он пытается сделать и частично уже делает?

Какие навыки вы хотели бы сформировать у ребенка?

Конечно же, вы хотите начать с того, что в данный момент вам кажется важным. Возможно, есть определенные навыки, которыми ребенок не владеет, и это создает большие проблемы для всей семьи. Например, неумение вашего сына самостоятельно есть может означать, что семья никогда не собирается вместе за столом. Или неумение дочери самостоятельно одеваться означает, что по утрам у вас не остается времени для того, чтобы до школы пообщаться с остальными детьми.

Обведите кружочком в вашем списке то, чему вы хотели бы обучить ребенка в первую очередь. Читая остальные главы первого раздела, постоянно держите это умение в голове. Вам будет легче, если вы выберете элемент из области самообслуживания или какой-нибудь игровой навык. Учить ребенка пользоваться туалетом или оперировать информацией труднее. Отложите это до тех пор, пока он не освоит навыки самообслуживания и не научится играть.

 

Выбранное умение___________________________________________________________________

 

Просьба! Не читайте, пожалуйста, дальше, пока не запишите сюда выбранный вами навык. (Не волнуйтесь, вы всегда сможете заменить его другим.) Возможно, вы не привыкли писать прямо в книге, но поверьте, это единственный способ извлечь из этой книги реальную пользу.

 

 

Глава 3

 

Определение шагов

 

 
 
Вперед и вверх, но только медленно и постепенно «Дальше играйте без меня, ребята. Мне нужно помочь Ричи приготовиться ко сну». «Слушай, Герб, когда мы в прошлый раз играли в покер, ты начинал учить его принимать душ. Как он, научился?» «И да и нет. То есть, он уже может сам раздеться и включить воду, а вот отрегулировать температуру самому пока трудно. Сейчас он учится мыться мылом. Он уже знает, как мыть с мылом живот, грудь и ноги. После ополаскивания он прекрасно может сам вытереться. Этому мы научили его в первую очередь». «Знаешь, Герб, ты рассуждаешь прямо как учитель. Я задал тебе простой вопрос, а ты… Что ж, ребята, будем надеяться, что Герб не станет за картами все обдумывать столь же тщательно, а то мы все разоримся».    

 

 


Ответ Герба может смутить нас, если мы представляем себе умение принимать душ как нечто целое, нечто, что ребенок либо умеет делать, либо нет. В действительности же, если нам та или иная задача кажется простой, то только потому, что мы умеем выполнять все действия, в результате приводящие к ее решению.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.