Здавалка
Главная | Обратная связь

И НАВЫКОВ ПРИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ



Тажибаева Ш.А. – кандидат филологических наук

(г. Алматы, КазгосженПУ)

 

На современном этапе введение кредитной системы обучения в учебный процесс продиктовано изменением социально-экономической структуры общества, необходимостью гибкого реагирования высшей школы на потребности рыночной экономики. Целью кредитной системы обучения является повышение качества профессиональной подготовленности студентов, развитие их творческих способностей. Соответственно возрастают требования к знаниям, умениям и навыкам специалистов, которые должны компетентно подходить к решению поставленных задач.

Кредитная технология обучения предполагает более высокий уровень ответственности, сознания, потому что здесь речь идет, прежде всего, о «доверии» к студенту, преподавателю, вузу, что и означает в переводе с латинского само слово «credit». Она вводит много новых понятий, имеет свои особенности в организации учебного процесса, структуре учебного плана, оценке знаний, времени и продолжительности обучения.

Обучение студентов по кредитной системе начинается с углубленного анализа программ по всем дисциплинам, которые предстоит изучить в течение семестра. Полную информацию о содержании всех учебных дисциплин, заданиях СРС, формах контроля, времени сдачи заданий, рекомендуемой литературе, политике выставления оценок, политике академического поведения и этике и др. студенты получают из силлабусов (учебно-методический комплекс). Тем самым мы добиваемся эффекта быстрого включения студентов в учебно-познавательную деятельность и как бы запуска ее механизма без длительного втягивания в работу. Это приучает студентов к самостоятельному планированию занятий, самоконтролю, рациональному использованию времени, четкой организации работы. Вся информация, содержащаяся в силлабусах, способствует академической мобильности студента. При разработке учебно-методического комплекса важным методическим ориентиром должна стать основная цель кредитной технологии обучения эффективное самообразование и творческое освоение знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории. Внедрение кредитной технологии требует формирования самостоятельной деятельности студентов. Обучающиеся должны развивать навыки учиться мыслить системно, оценивать ситуацию, уметь пользоваться современной литературой, делать выводы и прогнозы

Система оценки знаний, предлагаемая по кредитной системе, более эффективная, потому что в ней соблюдены следующие принципы: прозрачность, гибкость, объективность, высокая дифференциация.

Целевой сферой языковой коммуникации студентов экономических специальностей является учебно-профессиональная сфера, специфика которой в первую очередь проявляется в лексике. В данном аспекте необходимо, чтобы языковое содержание практического курса русского языка определялось с учетом будущей специальности студентов. В связи с этим на первый план выдвигается методически актуальная проблема отбора профессионально-ориентированного текстового материала и соответствующей специальной лексики.

В процессе работы над текстами по специальности студенты обучаются чтению и анализу текстового материала, изучают и употребляют терминологическую лексику. Таким образом, формируются навыки тезирования, конспектирования, реферирования.

На основе текстов по специальности можно рекомендовать ряд лексико-семантических заданий:

1. Ознакомиться с текстом и подготовить выразительное чтение.

2. Составить вопросы к тексту.

3. Пересказать текст по составленному плану.

4. Определить стиль текста, обосновать свой ответ.

5. Предложить свои варианты названия текста.

6. Выписать из текста термины по специальности и составить несколько предложений.

7. Подготовка экономического сообщения.

Для диагностики уровня формирования знаний, умений и навыков (ЗУН) студентов при изучении специальной лексики рекомендуется применять языковые и речевые тесты, где языковые тесты направлены на выявление лингвистической компетенции тестируемых, речевые на измерение компонентов коммуникативной компетенции. Преподаватель тогда может правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень ЗУН студентов. Именно поэтому организация четко спланированной, тщательно продуманной формы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения

Организация контроля знаний, умений и навыков при кредитной системе обучения предусматривает использование различных видов тестов:

- свободное конструирование, предполагающее ответы без ограничения (закончить предложение, вписать вместо многоточия правильный ответ);

- задания альтернативных ответов (предлагаются два варианта ответов «да нет»);

- задания множественного выбора (предлагаются задания с несколькими вариантами ответов и одним правильным ответом);

- задания на установление соответствия.

Некоторые элементы проверяемых знаний (например, по отдельным темам) используются только в текущем контроле. Другие элементы, охватывающие знания нескольких тем, используются в семестровом контроле, в конце учебного семестра. В итоговом контроле используются задания, которые требуют подготовки по всем изученным темам. Достаточно трудно, но возможно организовать подобное тестирование.

Опыт внедрения кредитной системы обучения показывает, что одной из главных задач организации учебного процесса является усиление роли самостоятельной работы студентов (СРС). Уровень и сложность заданий на СРС зависти от курса обучения студентов. Так, на 1 курсе по дисциплине «Русский язык» самостоятельная работа студентов ставит целью расширение, закрепление знаний и умений, получаемых на практических занятиях. В течение учебного года идет усложнение материала. Преподавателем подбираются тексты по специальности соответственно будущим профессиям студентов, что способствует усвоению необходимой научной терминологии. В установленные сроки студент отчитывается за проделанную самостоятельную работу. Необходимо обратить внимание на умение студента строить монолог и диалог. Важно, чтобы студент овладел всеми способами построения монологического текста: повествованием, описанием, рассуждением.

Одним из видов активизации самостоятельной работы студентов является выполнение заданий поисково-исследовательского характера работа по подготовке рефератов. Данный вид работы приобщает обучаемых к творческой работе над источниками и литературой, стимулирует вырабатыванию навыков исследования.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знания конкретной дисциплины. Методически обеспечить самостоятельную работу студентов значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу. Сюда относятся электронные учебники, пособия, методические указания, мультимедийные обучающие программы и пр., содержание которых должно быть тесно связано с материалом, излагаемым на аудиторных занятиях, и направлено на самостоятельное выполнение студентом домашних заданий различной степени сложности. Правильно организованная самостоятельная работа студентов способствует развитию творческого потенциала обучаемых и развитию их профессиональных навыков.

Таким образом, внедрение в учебный процесс кредитной системы обучения, обеспечивающей расширение возможностей преподавателей в выборе оптимаольных методов, форм и средств обучения, приводит только к повышению качества образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. – Астана, 2005.

2 Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать // Учебное пособие. – Алматы, 2007. – 284 с.

3 Патсаев А.К. и др. Инновационные методы обучения в системе образования // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия «Естественно-географические науки». – 2007. - №1. – С. 83-86.

4 Цой А.А. Современные технологии обучения русскому языку как неродному в педагогическом вузе // Материалы международной конференции «Образование и наука на пути из XX в XXI век: проблемы и перспективы развития». – Алматы, 2007. – Ч. 3. – С. 60-62.

5 Есельбаева А.Ж. Современные технологии формирования общей и профессиональной культуры педагога // Профессионал Казахстана. – 2008. – № 3. – С. 26-28.

 

РЕЗЮМЕ

В статье рассматриваются пути эффективного применения кредитной технологии в системе обучения на сегодняшний день

 

ТҮЙІНДЕМЕ

Мақалада қазіргі таңдағы оқыту жүйесіндегі кредиттік технологияны қолданудың тиімді жақтары мен қолдану жолдары көрсетілген.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.