ПРОЦЕСС И СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИСтр 1 из 193Следующая ⇒
В.И. Добреньков, А.И. Кравченко ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ Москва ИНФРА-М В.И. Добреньков, А.И. Кравченко ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ТОМ VIII СОЦИАЛИЗАЦИЯ
И ОБРАЗОВАНИЕ УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 Д55 Добренькое В.И., Кравченко А.И. Д55 Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 8: Социализация и образование. — М.: ИНФРА-М,2005. - 1040 с: ил. ISBN 5-16-002423-9 (т. 8) ISBN 5-16-001547-7 Восьмой том 15-томной «Фундаментальной социологии» посвящен проблемам социализации и образования. Рассматриваются агенты, функции и виды социализации, одного из важнейших процессов формирования человеческого общества. Отмечается особая роль первичных и вторичных агентов социализации, место родителей и родительства в этом процессе. Достаточное место уделено ровесникам, друзьям и товарищам по социализации. Внимательно рассмотрена роль животных как социализаюров, а также проблемы одиночества и социальной изоляции. Много места уделено истории университетов и школы с древнейших времен до современности. Том завершается анализом социального действия, представлением его теоретиков, рассмотрением мотивации достижения, типологией социального действия и разных форм поведения. Книга представляет несомненный интерес для студентов, аспирантов и преподавателей социалогических факультетов и кафедр, ученых-исследователей, а также может быть полезной всем, кто интересуется социологической наукой. УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 ISBN5-16-002423-9 (т. 8) ISBN 5-16-001547-7 © Добренькое В.И., Кравченко А.И., 2005 ПРЕДИСЛОВИЕ Термин «социализация», впервые появившийся в работе Ф.Г. Гиддингса «Теория социализации» (1887), но вошедший в широкий научный обиход социологов в 1940-е гг. (благодаря работам А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Коль-мана, А. Бандуры, В. Уолтерса), сегодня не сходит со страниц мировой литературы — академической, научно-популярной, педагогической и публицистической1 . Проблема социализации считается ныне одной из важнейших среди социальных наук, хотя ею преимущественно занимаются психологи и педагоги. К сожалению, ни одного фундаментального социологического труда, охватывающего все или большинство сторон этого сложнейшего феномена, к настоящему моменту не подготовлено. Можно говорить лишь об отдельных брошюрах, статьях или разделах в книге. Будто бы между социологами существует неявный сговор считать социализацию чем-то само собой разумеющимся, не заслуживающим отдельного и обстоятельного разговора. В предыдущих томах мы рассмотрели вопросы, логическим продолжением которых стал этот, восьмой, том. Действительно, в четвертом томе нам необходимо было проанализировать главный предмет социологической науки — общество в его статике и динамике. Он положил начало сегодняшнему разговору. В пятом томе мы обратились к внутренней «начинке» общества, т.е. его социальной структуре. Для социализации это уже не общий фон, на котором она происходит, и не просто социальный топос, где этот процесс можно наблюдать, а конкретные рамки, задающие структуру, агентов и институты социализации, в том числе слои, группы и классы, семью и образование. Когда мы перешли к шестому тому, где излагались социальные деформации, мы как бы предупредили читателя: социализация — не однолинейно разворачивающийся и плавно протекающий процесс во времени и пространстве. Напротив, ему свойственны отклонения, нарушения и искажения, причины и природу которых надо искать скорее в самом обществе, нежели в человеке, который выковывается историей по образу и подобию этого самого общества. Наконец, предыдущий, седьмой, том непосредственно подвел нас к той черте, за которой только один путь — к социализации. Ведь мы касались святая святых социологии (да и не только социологии), самого человека, который и выступает главным героем той пьесы, о которой повествует восьмой том. Несомненно, три базовые категории, которым посвящен этот том, а именно социализация, образование и воспитание, каким-то образом связаны друг с другом. Но каким? На первый взгляд — чисто ассоциативно. Они относятся к одному тематическому полю и могут с разных сторон освещать одно и то же явление, название которому человечество еще не придумало. А может быть, между ними существует какая-то более глубокая и, если хотите, более структурированная связь. Скажем так, образование — это инсти- Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник несколько позже, чем за рубежом; первые отечественные работы датируются второй половиной 60-х гг. прошлого века. Первоначально эта проблема начала разрабатываться философами, социологами в русле критического анализа зарубежных концепций. V ijununajmnaa фи^мй шцналшацни. ДСИ1; 1 ЬИтеЛЬНО, В Какую еще ЖеСТКуЮ форму можно отлить такой расплывчатый и неуловимый материал, каким является социализация? У образования необходимые кристаллы есть — школы, институты, университеты, учебники, программы и т.п. У социализации ничего похожего нет, да и не было никогда. Воспитание напоминает некий камерный способ выражения социализации, протекающий чуть ли не в интимной, во всяком случае, обязательно доверительной обстановке: неспешная беседа учителя с учеником, разговор отца или матери с ребенком. По сравнению с двумя первыми категориями эта третья напоминает скорее архитектуру малых форм, украшающих не столько площади и монументальные здания, сколько уютные дворики и загородные дачи. И вовсе не случайно П. Бергер и Т. Лукман увязали социализацию не только с институциализацией, но еще и с легитимацией. Казалось бы, ну уж это понятие сюда никак не вписывается. Ан нет. Дело в том, что легитимация — это придание чему-то или кому-то законного статуса, формального признания со стороны общества. Вы изобрели оригинальную систему воспитания младенцев, но вас никто не признал, т.е. не проверили эксперты, не апробировали на других объектах, не дали заключения. Но если все это проделано, вам выдают лицензию — документ о признании вашей системы в качестве общественного факта, надежного и научно подтвержденного инструмента воздействия на человека. Легитимация по существу и есть этот самый процесс объяснения и оправдания чего-либо в глазах общества. Так что легитимацию никак не оторвать от институциализации. Два понятия — культура и социализация — связаны между собой единокровными узами. Против такого брака никто никогда не возражал. Но ведь культура — не просто совокупность традиций и обычаев, но еще и наиболее универсальная сфера действия легитимации. Чему мы учимся, приобщаясь к культуре? Только ли хорошим манерам поведения? Социолог бы вам доказал: культура встраивает любого человека в общество не произвольным способом, а общественно признанным, узаконенным. Собственно социализация, которой занимаются и родители и учителя, во многом заключается в том, чтобы научить существо, ничего не знающее о законах, нормах и императивах, достойному поведению, основанному на знании и соблюдении этих самых законов и норм. Мы различаем социализацию в узком и широком значениях. В первом случае речь идет о социализации индивида на протяжении жизненного цикла, в широком — всего общества. Формулой, объединяющей оба значения, выступает следующая: социализация — это процесс превращения индивида из существа эгоистического в альтруистическое, из индивидуалиста в коллективиста. Социализация общества — это его коммунализация, насаждение идей и институтов, являющихся общими для всех. Ребенок рождается существом далеким от социального, он учится быть социальным существом, учится трудно, с ошибками. Когда ребенок говорит: «Я поворую-поворую и через неделю перестану», — это свидетельствует о том, что понятие собственности для него неизвестно. В сознании маленького человека не умещаются столь абстрактные вещи, он не знает, что есть собственность. Собственность — социальный конструкт, к осмыслению которого он придет много позже. Социализация — это вообще процесс социального конструирования. Другой социальный конструкт — понятие чужого. Не бери чужого — VI ребенку непонятно. Для него все свое. Весь мир вращается вокруг него. Воровство для него не воровство, потому что в детсаде он берет не чужую игрушку, а свою, ибо ему кажется, что весь мир — его мир. Чужому, этому понятию и тому, что в него входит, учат ребенка родители — долго, терпеливо, трудно. Играние и исполнение ролей — часть процесса социализации. Репертуар доступных в разном возрасте ролей разный. Технология освоения социальных ролей — это одновременно технология обучения играть по социальным правилам, придуманным взрослыми. Когда Гарфинкель ставил студентов в тупик глупыми вопросами, он хотел узнать, как человек конструирует социальную реальность. А что такое социальная реальность — это тоже часть социализации, ибо ребенок ее не знает и не понимает. Общество втягивает человека в свою реальность, наказывая его (огромная система санкций), вознаграждает (мощные системы поощрения), контролирует (институты и практики социального контроля), создает ему комфортные условия (гарантии, пенсии, детсады, льготы, жилье, образование и т.д.). Так общество социализирует человека, приспосабливает к себе индивидуалиста, превращая его в коллективиста. А хочет ли и стремится ли сам человек социализироваться? В связи с этим стоит обратить внимание на технику сопротивления, начиная с прогула уроков, неподчинения родителям, акций протеста тому способу или тому комфорту, которые устраивает общество, заботясь о человеке. От самого человека в социализацию входит его желание стать существом социальным, т.е. достойным, общественно активным, образованным, продвинутым. Считаться с общественным мнением учат ребенка все, и само оно выступает мощным фактором социализации, не упускающим ни одной возможности повлиять на людей, какой бы ранг они ни занимали. Социализация объясняет происхождение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе и быть свободным от него он не может, как бы того ни желал. Это и есть одна из констант социального поведения. Поэтому человек не только «существо разумное», но еще и «существо социальное». Причем социализация, т.е. становление человека в качестве «хомо сапиенс», начинается с самого рождения. Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение прежде всего результат научения, или социализации. В социализации общество и человек, искусственное и природное, органичным образом сливаются, переходя друг в друга, превращаясь в «сладкую парочку», которая жить друг без друга не может. Итог их брачного союза — вся история развития человеческого общества. И мы ее тоже рассматривали в предыдущих томах. А вот способности, ценности и потребности человека формируются в ходе его жизни. Качества и особенности, данные человеку с рождения, являются лишь задатками и потенциалами, которые обусловливают, но совсем не предопределяют развитие талантов, данных ему от природы. Так, если каждый сам кузнец своего счастья, то способности и достижения человека — это тот металл, из которого каждый выковывает себя сам. А социализация представляет непосредственный процесс ковки, в котором участвует множество людей, институтов и организаций. VII Так уж получается у социологов, что почти любое понятие они рассматривают и сквозь микроскоп, и через телескоп. История всего человечества — это не что иное, как социализация людей, разделенных национальными предрассудками, государственными границами, историческими эпохами и цветом кожи. Занимательнейший объект для пытливого ума. Но и жизнь отдельного человека — микроуровень социализации — таит в себе не меньшее число загадок. Когда мы говорили о социальной автобиографии, то стремились доказать именно эту мысль. Действительно, биография индивида с момента его рождения — это история его отношений с другими (В.Ф. Ану-рин). На макроуровне социализация делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Некоторые авторы недавно ввели такое понятие, как социализация умершего, и предлагают ее изучать по «профессиональным» надгробиям. Социализация в самом деле охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу («очеловечивается») и способность участвовать в социальной жизни. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы рассказывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции. «Социализация» — это лозунг, с каким социология идет на борьбу с биологией и генетикой. Социализация, таким образом, это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом того культурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.), который ему достался — непосредственно через культуру его семьи или опосредованно через культуру человечества — от сотен и тысяч поколений, живших до него. Поколений, которые точно так же, трудясь в одиночку и все вместе, постигали нелегкие азы социализации. Индивидуальный процесс приобщения к культурным ценностям своего народа социологи и антропологи договорились именовать ин-культурацией. Становление личности — итог взаимодействия человека, общества и истории. Социализация служит своеобразным соединительным мостом между двумя столь непохожими явлениями — личностью и обществом. На индивидуальном уровне социализация представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. В Оксфордском словаре социологии о социализации Гордон Маршалл высказывается так: «Социализация представляет собой процесс, благодаря которому мы учимся быть членами общества при помощи двух вещей: а) интернализации ценностей и норм; б) обучения социальным ролям (рабочий, друг, гражданин и т.д.)»2. 2 Oxford dictionary of sociology / Ed. by G. Marshall. Oxford; New York, 1998. P. 624. VIII Социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. Она связана с другими ролями незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями. И все это надо осваивать. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужал т.д. Все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. По отношению к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Социализация не сводится к обучению. Почему? Обучение — психологический и однонаправленный процесс: от взрослого к ребенку. Социализация — двунаправленный процесс. Ребенок и взрослый взаимодействуют, совместно конструируя социальный мир, понимание этого совместно созданного мира. Отсюда вытекает различие в процессе социализации первичных и вторичных агентов. Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Первых считают индивидуальными агентами социализации, вторых — коллективными агентами. Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. В отличие от них институты социализации — это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное воздействие на человека. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Детство представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелого человека. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социа- IX лизации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Хаос впечатлений, неоформленность мышления, вытекающая отсюда противоречивость поступков — характерные черты ребенка, подростка, отрока. Даже в молодости далеко не все достигают четкости мыслей, действий и чувств. В какой-то, если не значительной, степени человек, с точки зрения своего сознания, остается парадоксальным всю жизнь. Но в наибольшей мере это проявляется у него в первой половине жизни. Начальный этап социализации — это не только мироустройство, обретение своего места в обществе, но и мыслеустройство, приведение в порядок разрозненных впечатлений, склеивание в единое целое личной картины мира. Представим себе, что этот ответственный этап жизненного цикла выпадает на кризисный период существования общества. Таковой в России наблюдался в течение всех 1990-х гг. Неустоявшийся человек в неустоявшемся обществе — это аномия. Индивид и общество одновременно переживают младенческую фазу поиска себя, своей идентичности, и помочь друг другу не могут. Если постоянство и ясность проистекают из общества, а общество дать их не может, где человеку набраться духовных сил? Если в обществе царят преступность, беззаконие и коррупция, то разве они не повлияют на начальную фазу социализации не одного человека, а целого поколения? Если основы общества — институты образования и семьи, экономики и государства — находятся в глубоком кризисе, а потому не могут подать достойный пример для подражания, укрепить пошатнувшуюся веру, поддержать человека морально и материально, то о какой социализации и о каком продукте этой социализации должен говорить социолог? Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит. Сама по себе социализация — исключительно стихийный процесс. А вот входящие в него элементы или, скажем иначе, социокультурные практики, которые используются людьми для облегчения социализации, а именно образование, воспитание, обучение, — это уже искусственные процессы, заранее планируемые и выстраиваемые по определенным рецептам техники управления поведением людей, воздействия на их сознание, эмоции, мышление и социальные действия. Ни один человек не может выбрать ту или другую стратегию социализации, но он может выбрать университет, школу или колледж. И родители для ребенка не могут выбрать социализацию, ибо она — итог всей жизни, различимый лишь в конце пути. Правда, родители и сам человек могут повлиять на нее, например, переехав из неблагополучного города или района в более благополучный, поменяв страну, социальный статус или профессию. Можно выбрать карьеру, но выбрать социализацию нельзя. Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим, т.е. представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материал ьные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. X Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до '/ национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты. По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Учеба — период активного накопления знаний как базы для приобретения в следующем периоде (зрелости) квалификации. Полное среднее образование дает фундамент, основу, которая может пригодиться в любой профессии. Школьное образование полипрофессионально, многовариативно. Выпускник школы может устроиться на любую работу, получив предварительно специальную подготовку. Средняя школа не должна давать узконаправленное образование. Человек должен выбирать будущую профессию осознанно, должен узнать все плюсы и минусы этой профессии и свыкнуться с ними. А от школьника требовать осознанного выбора профессии нельзя, так как он в ней себя еще не попробовал. Если школа дает четко направленную профессиональную ориентацию, она лишает человека юности, когда он узнает, какая профессия подходит именно ему. Социальный институт образования — это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. Важнейшими элементами системы образования являются школа, университет, студент, факультет, академия и некоторые другие. Образование приобрело статус важнейшего средства социальной мобильности, выступая в качестве канала массовых социальных перемещений из одних социальных групп, слоев в другие. Образование как социальный институт возникло в тот момент, когда четко выделились субъект и объект образования, а также средства, место и цели. Если задаться целью и выяснить, когда появляется образование как институт, то, видимо, необходимо начать с появления раннего государства. Первые школы возникли в Древнем Египте приблизительно 2,5 тыс. лет назад. Они готовили чиновников для госаппарата. Именно тогда были заложены основы современной системы обучения, т.е. появились профессиональные учителя, предметы (например, ораторское мастерство, начала госуправления, правила поведения, начальные сведения об астрономии, правописание и т.д.). Школа как институт прошла длительную эволюцию, на каждой ступени которой происходило улучшение методики и системы обучения. Каждая страна и каждая эпоха создавали свою определенную систему образования. Нам известны: древнегреческие, древнеримские системы, средневековые монастырские школы, университеты средневековья и Нового времени и современные системы среднего и высшего образования. Соответствующая постиндустриальному обществу модель пролонгированного обучения (средняя школа — вуз — аспирантура — защита диссертации) вынуждает большинство людей, независимо от материального достатка и социального происхождения, тратить гораздо больше времени и денег XI на обучение, чем это происходило в доиндустриальном и индустриальном обществе. Ныне стареющим родителям приходится ожидать своего кормильца гораздо дольше, чем раньше. В 23 года он только еще оканчивает вуз, в 26 лет он еще выходит на защиту диссертации. Социализация является одним из важных аспектов фундаментальной проблемы взаимодействия личности и социальной среды, но аспектом неуправляемым или малоуправляемым. Подобно тому как короля делает его окружение, так и на человека исключительно сильное влияние оказывают те люди или факторы, которые расположены в непосредственной близости от него. Удивительно, но в качестве социализаторов могут выступать совершенно неожиданные вещи, например игрушки или обстановка в квартире, и существа, в частности животные. Хотя нам известно множество примеров дружбы и привязанности, возникающих между различными видами животных — кошками и цыплятами, лошадьми и собаками, — только представители одного вида могут обучать друг друга «правилам жизни». Дети, воспитанные волками, переставали быть людьми. Дети одного вида должны учиться у взрослых представителей своего же вида, но не у взрослых другого вида или у детей своего вида. Человек становится человеком не потому, что родился от человеческого существа, а потому, что он взаимодействовал с другими людьми и учился у них культуре и языку, манерам поведения, профессиональным навыкам работы и многому другому, что требуется в жизни, но волк или слон, не важно, где они воспитывались, остаются полноценными представителями своего вида. Почему же с человеком не происходит подобного? Этот процесс обучения называется социализацией. Социализация — продолжающийся всю жизнь процесс, при помощи которого интернализирует-ся культура и вырабатывается чувство себя (Self). Он включает передачу культуры через речь и жесты. Одновременно через взаимодействие мы начинаем понимать, кто мы есть. Социализация — двойственный процесс: интернали-зация образа жизни общества идет параллельно с развитием идентичности. Социализация устанавливает связь между культурой и социальной структурой. Человеческая способность к социальной жизни и огромная потребность быть с другими людами — базис социализации. Науку давно интересует вопрос о том, что случится, если человеческого детеныша лишить всех контактов с людьми, если ребенок пропускает тот решающий этап, когда устаивается язык, его умственное развитие никогда не поднимется выше среднего уровня. Вне человеческих контактов в детский период он теряет возможность стать полноценным человеком. С создания культуры начинается общество, с социализации начинается подлинная личность. Для российской действительности это особенно актуально. Западное общество более плавное, стабильное, посредственное. Права человека там давно не попираются, достоинство личности строго охраняется судом, процесс социализации идет в целом без существенных отклонений. А у нас? Через какие только унижения не приходится проходить юноше в армии или тюрьме! Данные исследований показывают: страшны даже не физические истязания, а нравственное унижение. Больше всего человек боится потерять свою личность. И многие ее теряют. Промышленный брак опасен для группы потребителей, а социальный брак? Преступники, мошенники и прочие делинквентные группы — вот имя XII браку в социализации. А кто является «фабриками брака»? Неблагополучные семьи, родители-алкоголики. Кто такие брошенные дети, дети-сироты, отказницы? Это брак в глобальном процессе социализации. По количеству этого брака можно судить о степени цивилизованности страны. Особенность переходной России — широкомасштабная ломка привычных форм взаимодействия человека с социальной средой. На протяжении многих десятилетий наши соотечественники существовали в окружении неблагоприятных для нормального хода социализации факторов, а потому среди них много тех, кого мы называем неудачниками социализации. Две проблемы, или две переменных — дисфункции социализации и неудачники социализации — получат в этой книге достаточное освещение. Среди них и неблагополучные семьи, и наркоманы с проститутками, и беспризорники. Российское общество сегодня пребывает в состоянии глубокого идеологического вакуума: прежняя система ценностей — в руинах, новая — не сформирована. В школе ситуация усугубляется зачастую тем, что члены даже одной социальной группы — учителя, например — не имеют единства в вопросе системы ценностей. Итак, социализация представляет собой процесс, при помощи которого человек становится полноценным членом общества благодаря обретению социальных статусов, обучению социальным нормам и выполнению социальных ролей. По существу, на небольшом пятачке сосредоточились все базовые категории социологической науки — одни явно, другие скрываются за их спинами. Так, социальная структура — это всего лишь совокупность функционально взаимосвязанных социальных статусов. Расположим их по однородным группам в вертикальном порядке и получим стратификацию. Через социальные роли получаем выход на мобильность и миграцию. А все они вместе характеризуют место и роль личности в обществе. Таким образом, социализация, — если говорить о ней в теоретико-методологическом плане, т.е. пропустив ее сквозь строй социологических категорий и определив ее место в общем строю, — представляет собой социальную структуру, повернутую лицом к индивиду и приведенную в движение, ибо обучаться быть членом общества означает процесс встраивания в эту структуру и одновременно, если речь идет обо всех нас, выстраивания структуры общества. Панцирь черепашки растет вместе с ней — она прорастает сквозь него, а он вырастает и укрепляется благодаря ей. ♦ ♦ ♦ Авторы благодарят за помощь в работе преподавателей и студентов российских вузов, и прежде всего В.Я. Нечаева, Н.А. Троицкую, М.И. Нагапе-тян,А.А. Позднякова, В.С.Сычеву, В.В. Андреенкову, Л.В. Иорину, А.В. Сер-гину, И.А. Сарану, Д.М. Авербуха, ТВ. Кричевцову, Т.П. Резникову, Е.Ю. За-горулько, И.Г. Маркова, А.В. Иванову, Д.Н. Куколева, ТВ. Светушкину, A.M. Власенко, А.В. Горина. XIII РАЗДЕЛ I АГЕНТЫ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ Процесс и стадии социализации Виды и формы социализации Агенты и факторы социализации Воспитание и социализация Родители и родительство Ровесники, друзья, товарищи Животные — социализаторы? Дисфункции процесса социализации Одиночество и социальная изоляция ПРОЦЕСС И СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ Социализация объясняет происхождение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе и быть свободным от него он не может, как бы того ни желал. Это и есть одна из констант социального поведения. Поэтому человек не только «существо разумное», но еще и «существо социальное». Причем социализация, т.е. становление человека в качестве «хомо сапиенс», начинается с самого рождения. Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение прежде всего результат научения, или социализации. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|