Здавалка
Главная | Обратная связь

КРИЗИСНЫЕ ТОЧКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ



На графике, выражающем процесс социализации (см. рис. 3), были вы­делены и кратко рассмотрены три кризисные точки: А, В, С. Рассмотрим их подробнее.

В свое время нами говорилось о социальном времени, жизненном цикле индивида и кризисе середины жизни, о накоплении статусов в первой поло­вине жизни и утрате их во второй, реальной и ожидаемой траектории жиз­ни. Поскольку кризисная точка в 45 лет была уже рассмотрена, нам остает­ся поговорить о двух других точках жизненного кризиса — 18 и 60 лет.

Социологи подходят иначе к пониманию возрастных кризисов, чем психо­логи или педагоги, выделяя ряд упомянутых выше значительных вех в жизни человека. Среди них особое место занимают три ответственных периода (фазы), связанных с переломными событиями в социализации индивида:

• от 1 года до 17 лет — завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду;

• от 18 до 60 лет — активный трудовой период, становление профессио­нальных ролей;

• от 60 лет и старше — выход из активного трудового периода.
Период активной социализации ABC обозначен тремя точками кризиса

(рис. 4).

Рис. 4. Кризисные точки социализации личности

Под кризисом надо понимать любую точку перелома в социальном про­цессе, где старые механизмы или способы решения проблемы уже не дей­ствуют, а новые механизмы или способы решения еще не действуют. Кри­зис — это по существу то же самое, что глубокая проблемная ситуация, для которой выданный момент нет подходящей технологии решения. Обычно люди теряются в проблемной ситуации. Привычный образ жизни заканчи­вается, а каков будет новый — неизвестно.

Кризисная ситуация — это всегда мучительный (в социально-психоло­гическом и экономическом плане) процесс перехода от одного стабильно­го периода жизни к другому, например от школьной жизни к студенческой, от доармейской к армейской, от учебы к трудовой деятельности. Чем боль­ше пауза между двумя периодами, тем в целом глубже кризис, поскольку неопределенность переходного периода ведет к накоплению большего по­тенциала негативной мотивации и связанной с ней фрустрации.

Кризисными, или проблемными, ситуациями выступают в течение жизни окончание средней школы и вступление во взрослую жизнь, уход в армию, окончание вуза и поиск места работы, женитьба и др. В такие моменты люди ощущают растерянность — этот психологический индикатор социальной проблемы. Молодой человек знает, что армия требует нового образа жизни, изменения прежних привычек, уклада и ритма жизни. Но каким будет но­вый образ жизни, как сложится его дальнейшая судьба, он не знает. Неиз­вестность выступает как социальная озабоченность. Она свидетельствует о томлении перед неизвестностью, о сильной негативной мотивации. Такая мотивация, в случае перехода к армейской службе, связана с негативным отношением большинства российского населения к армейской реальнос­ти, с пристрастным общественным мнением.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формиру­ется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же вре­мя проходит самый незащищенный ее этап. Социализация — кумулятивныйпроцесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания. Если накопления знаний, главным образом благодаря обучению в школе, в дет­стве не происходит, то во взрослой жизни возможен такой глубокий кризис и такие проблемы, решить которые уже будет нельзя. Бросившие школу уче­ники — это носители будущего кризиса. Возможно, многие из них спохва­тятся в тот период, когда исправить уже ничего нельзя: переучиваться или доучиваться во взрослом возрасте, когда ухудшились острота восприятия и память, в несколько раз сложнее, чем в детском.

На рис. 4 обозначены три критические точки в жизни человека: А — окон­чание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы; В — кризис середины жизни; С — выход на пенсию и переход к пассивной части социализации.

Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой ЛВС, пред­ставляет собой время максимальной творческой и трудовой активности че­ловека. Ему предшествует период максимальной учебной деятельности — 10—11-летнее обучение в школе. Возраст от 16 до 18 лет приходится на окон­чание школы и профессиональное самоопределение юноши.

Возраст 16—18 лет — наиболее критичен. Необходимо выбрать только одну профессию из 40 000 занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда не сталкивали индивида с реальным производ­ством и реальными профессиями. Он знает о них понаслышке. Другое дело человек, находящийся в точке С. Он уже пожил и многое видел, знает мир производства и множество профессий не понаслышке, а на собственном опыте, ведь ему не 16, а 61 год. Вот когда бы выбирать будущую профессию. Здесь риск выбрать неправильное занятие сведен к минимуму.

Но жизнь распорядилась иначе. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него ката­строфически не хватает знания жизни. Компенсировать их спешат пожилые люди — дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь. В от­личие от юноши, который может, но не умеет, пожилые умеют и знают, но уже не могут. Они не могут начать жизнь снова, не могут физически выполнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и уметот. Юноша ничего тол­ком не знает и не умеет, но может выбрать будущую карьеру. Так несправед­ливо распоряжается с нашими жизнями судьба.

Ребенок, как и старик, тянется к родным и близким, от помощи и защит­ных действий которых целиком зависит их существование. Старики и дети менее подвижны в социальном плане, более беззащитны, они менее актив­ны политически и экономически. Дети еще не стали производительной силой общества, старики уже переста­ли ею быть; и те и другие нуждаются в поддержке зрелых родственников, находящихся в активной жизненной позиции.

Период от 18 до 25 лет отводится на поиски самого себя, это время перебо­ра различных профессий и занятий. Пока еще нет молодой семьи, прико­вывающей к одному роду занятий, че­ловек получает материальную основу от своих родителей, в семье, за счет чего он и живет.

После 17 лет для рабочей молодежи и 23—25 лет для интеллигенции с выс­шим образованием начинаются хлопоты с профессиональным самоопреде­лением. В это время все торопятся активно заняться бизнесом и сделать свою карьеру. Партнеры, коллеги, товарищи по работе — вот те люди, к мнению которых взрослый больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации. Они же определяют его служебный рост, оклад, престиж и многое другое. Часто ли звонят своим «маманькам» повзрослевшие дети-бизнесмены, которые, кажется, совсем недавно держа­лись за материнскую руку?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.