Здавалка
Главная | Обратная связь

ДЕФИНИЦИИ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ



Понятие социализации не имеет единого значения ни в научной лите­ратуре, ни в публицистике и средствах массовой информации, ни в обыден­ном словоупотреблении. Общее количество определений, встречающихся в печатной и интернет-литературе, превышает 40. Нередко они не просто не согласуются, но противоречат друг другу, как будто речь идет о совершен­но разных явлениях. Достаточно указать на две одинаково принятые, но про­тиворечащие друг другу трактовки. В одном, широком, значении социали­зация понимается как обобществление средств производства и коллективи­зация (коммунизация) всех форм социальной жизни (социализация как производное от социализма). В другом, узком, значении надо говорить об индивидуальном процессе, личном усвоении культурных норм и правил об­щественной жизни. И чего только не понимают под социализацией разные

авторы — академические ученые и практики, психологи, философы, социо­логи, педагоги, социальные работники и т.д.

Оказывается, социализировать можно почти все и всех: землю, женщи­ну, детей-инвалидов, трудных подростков, наркоманов, пожилых и старых людей, личность, молодое поколение, несовершеннолетних, французов, зрителя, молодежь, Ходорковского, автора, капитализм, знания, природу, пищевые потребности, промышленность, сельское хозяйство, науку, Ин­тернет, общественную жизнь, доходы от нефтяного экспорта, рынок, сим­волы железной дороги, миф, радиостанцию, новые научные идеи, телес­ность, Пермь, частные капиталы, гуманитарное знание, экономические проблемы, город, медицину, джаз, литературу, бюджет, население и даже щенка.

Социализация в широком смысле касается не отдельной личности или группы людей, а общества в целом либо его институтов (сфер). В этом слу­чае специалисты говорят о социализации производства или социализации собственности. Спектр объектов, на которые распространяется социализа­ция, очень широк. Анализ печатных и интернет-источников позволяет уста­новить, хотя бы в главных чертах, список таких объектов, а также понима­ние и трактовку социализации в широком смысле. В частности, на Всерос­сийской научной конференции 25—27 июня 1998 г. в Санкт-Петербурге речь шла о социализации собственности как общемировой тенденции. По мне­нию многих ученых, тенденция к социализации собственности проявляется в росте роли общественного сектора экономики.

В XX в. европейские «левые» пришли с идеей «социализации» дикого ка­питализма. Они выступали за больничные листы, бесплатное среднее обра­зование для всех, уменьшение рабоче­го дня, увеличение оплачиваемого от­пуска, за пособия по безработице, коллективные договоры, всеобщее из­бирательное право.

Процесс социализации нового биз­неса предполагает его «общественную раскрутку»: пиар-кампанию, рекламу, установление широких общественных связей, повышение значимости и пре­стижа, презентации.

Социализация какого-либо соци­ального института, сектора экономи­ки, религиозной конфессии, учрежде­ния или даже фирмы означает, по мне­нию авторов широкой трактовки данной категории, не что иное, как расчистку для них площадки в социальной структуре общества, если мож­но так выразиться, их социальную прописку, отведение соответствующей ячейки в этой структуре, а следовательно, назначение соответствующих ста­туса, прав, полномочий. Одним словом, с учреждением происходит все как с человеком. Только масштаб покрупнее. И человек «прописывается» в об­ществе, обустраивается в нем, иногда на это уходит вся жизнь, обзаводится не только семьей, но также титулами, званиями, статусами. Он ориентиру­ется на реакцию других людей и соответствующим образом корректирует

собственные действия. Индивиду важно знать общественное мнение о себе, оценку окружающих людей, то, какой имидж ему удалось построить.

Но то же самое или почти то же самое делают учреждения, институты и организации, когда «социализируются» в обществе. Социализировать, между прочим, означает еще и переориентацию эгоистических установок на коллективистские, своего рода уравнивание, как бы встраивание кого-то или чего-то в общий ряд, общую систему норм и поведения. Такова функция социализации с древнейших времен, когда община или племя буквально навязывали индивиду уважение к общеродовым символам и ценностям. В каком-то смысле можно даже говорить о «коллективизации». Хотя это и не полный аналог социализации, поскольку мы знаем, какой смысл коллективизация приобрела в 1930-е гг., известное сходство между ними есть.

Таким образом, новую отрасль, сектор экономики, институт, как и но­вичка в трудовом коллективе, необходимо прописать, познакомить с това­рищами, добиться их расположения, принятия как равного себе, создать дружескую атмосферу вокруг себя, сформировать благоприятное обще­ственное мнение о себе. Именно в этом смысле социализировать (теперь уже это слово можно употреблять без кавычек) приходится любое нововведение. Задумало правительство России ввести платный телефон для всего населе­ния, оно должно его обкатывать вначале в отдельных регионах, на отдель­ных группах граждан. А параллельно через прессу запускается пропаган­дистская машина, цель которой — показать преимущество нововведения, заставить смириться или привыкнуть к нему, пусть не одобрить, но и не са­ботировать. Таким или приблизительно таким образом происходит «пропи­сывание» любого нововведения.

«Социализирование» забастовки означает превращение ее в обществен­но значимое событие: апелляция забастовщиков к публике, жалобы на свои беды, стремление привлечь на свою сторону как можно больше сочувству­ющих, проведение митингов и пикетов, публикации в прессе, выступления по телевидению и т.д. Вовлечение публики и органов власти в конфликт придает ей новое, общественно значимое качество: экономическая борьба в какой-то степени приобретает черты политической акции. «С привлече­нием публики как свидетеля и власти как посредника конфликт «плюрали-зируется», более того, «обобществляется», «огосударствляется», причем как стратегический, так и коммуникативный его аспекты расширяются, что типично для некоторых форм собственно политической борьбы. Поступая подобным образом, трудящиеся и профсоюзы доказывают, что для забастов­ки вызванный ею резонанс не менее важен, чем нанесенный ею ущерб; может быть, даже более важен»1.

Специалисты говорят о социализации страхов, под которой понимают: а) формирование у индивидов навыков и установок, помогающих им преодо­левать риски, стрессы, опасные ситуации и угрозы; б) создание в обществе дополнительных учреждений, страхующих граждан от природных и техноген­ных рисков (землетрясений, наводнений, пожаров и т.д.), угрозы для жизни

Аккорнеро А. «Терциаризация» индустриального конфликта // Рабочий класс и современный мир. 1987. №3. С. 123.

и преступности, риска потерять работу и безработицы2. Психологи пишут о социализации эмоций, интересов, печали, радости, гнева, стыда3.

Зарубежные справочники, в частности «The Reader's Digest Great Encyclopedic Dictionary»*, сообщают читателю, что существительное «социа­лизация» происходит от глагола «социализировать» (socialize), который мож­но перевести на русский как сделать экономику или общество социалисти­ческим; поместить индивида под кон­троль группы или правительства; пре­вратить антиобщественные установки в прообщественные или просоциаль-ные; сделать кого-то дружественным, сотрудничающим, социабельным (sociable); адаптироваться к потребно­стям социальной группы, активно уча­ствовать в ее деятельности; принимать участие в общественных движениях. Согласно другому источнику5, социа­лизировать означает делать что-то или кого-то общественным, в более узком смысле — приводить в соответствие с нормами и требованиями социальной среды. Социализировать промышленность означает ее обобществлять, делать основой социалистической, плановой экономики. Можно социализировать и медицину, для чего ее необходимо из частной превратить в общественную либо подчинить всю деятельность здравоохранения высшим общественным интересам. В том же духе можно социализировать науку, землю, недра и т.п. Для педагога, особенно школьного, за непонятным словом социализация скрывается очень простое и в то же время очень важное умение. Какое? Во-первых, ладить с окружающими. Во-вторых, понимать законы общества, в котором приходится жить, а главное, научиться подчиняться обществен­ным требованиям, не теряя при этом своего лица. Проще говоря, социали­зация — это умение жить в единстве с миром и самим собой.

Обобщив различные точки зрения, количество которых порой превыша­ет все мыслимые пределы, мы предлагаем понимать социализацию в широ­ком и узком значениях. В широком она обозначает изменение самого обще­ства, в узком — изменение человека. Построение социализма, переход от этики индивидуализма к этике коллективизма, создание общества социаль­ной демократии, где развита забота государства о людях, — все это предпо­лагает трансформацию общества, его социализацию, а точнее сказать, «со-циализмацию» (от слова «социализм»).

2 Андрусенко В.А. Социальный страх. Свердловск, 1991; Прилутская О.А. Социализация страхов у
населения и психологические особенности изменения поведения и отношений // Credo. 1998
№5 (II).

3 Изард К. Психология эмоций. СПб., 2003.

4 The Reader's Digest Great Encyclopedic Dictionary. Montreal, 1964.
1 Merriam-Webster's Collegiate Dictionary (www.britanica.com).

В узком смысле социализация обозначает такую трансформацию чело­века, что он из существа корыстного, эгоистического, замкнутого на себя превращается в существо, умеющее общаться и жить в мире с другими людьми.

Оба понятия, как мы видим, обозначают очень близкие процессы. Пер­вый предполагает перестройку общества под гуманистические идеалы чело­века, второй — воспитание человека в духе сохранения общества.

Социализация в широком смысле — изменение самого общества, в узком — изменение человека

Следовательно, те явления и процессы, которые противоречат указан­ному выше, следует признать либо как антисоциализацию, либо как не­удачную социализацию. Вандалы, разрушающие могилы предков, скин-хэды, проявляющие национальную и расовую нетерпимость, — это анти-социализаторы. Они учат людей не миру, а вражде. Эгоисты — нрав­ ственные антисоциализаторы. Бом­жи, изгои общества, все, кого обще­ство изгнало, лишило прав, поставило за гранью обычного существова­ния, — неудачники социализации.

В широком смысле классический капитализм несет в себе не- или анти-социализационный потенциал. Он развивает в людях алчность и эгоизм, стремление защищать себя в ущерб другим. В отличие от него современный социализм, проявляющий заботу о гражданах и формирующий этику тер­пимости, гораздо ближе к идеалу социализации в широком понимании, чем советский социализм, проявлявший заботу о людях лишь на словах.

Вопрос о том, что есть социализация, какова ее природа и сущность, тес­нейшим образом связан с другим вопросом, а именно о том, каковы крите­рии социализации.

Критерий(от греч. kriterion — средство для суждения), признак, на осно­вании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. В данном случае под критерием мы будем по­нимать не простой признак, выступающий основанием классификации, а решающий признак, в соответствии с которым можно оценить, произошла социализация или нет.

Процесс социализации завершается превращением человека, или инди­вида, в личность. Если личность понимать по-марксистски, то надо утвер­ждать, что она есть совокупность всех общественных отношений, выражен­ных каким-то особым, скажем, персональным, конкретно индивидуальным способом. Если это так, а опровержения данной истины пока еще не появи­лось, то социализация заключается в умении полноценно действовать, ре-ализовывать себя во всех сферах общественных отношений, сложившихся на данный исторический момент в конкретном обществе.

Если общество доиндустриальное, т.е. традиционное, то разнообразие общественных отношений, доступных для самореализации индивида, неве­лико. Многие области общественной жизни закрыты для него в силу сослов­ных запретов. Даже получив высшее образование, англичанин не может стать членом высшей палаты парламента, если у него нет дворянского титула. Не случайно современное английское общество относят к смешанному типу стратификации, хранящему в себе исторические пережитки. В современном американском или российском обществе с высшим образованием можно достичь любой ступеньки на социальной лестнице, поскольку никаких со­словных или иных социальных барьеров не существует.

Постиндустриальное общество предполагает, что основная масса рабо­чей силы страны имеет высшее или среднее специальное образование, по­зволяющее трудиться в высокотехнологичных секторах экономики. В нем, как известно, преобладает третичный сектор — сфера обслуживания и управления. С таких позиций критерием социализации становится наличие

высшего или среднеспециального об­разования и возможность для индиви­да реализовать себя в любой сфере об­щественной жизни по собственному желанию. Отсутствие такого уровня образования превращается в барьер для полноценной социализации.

Барьер социализации— любое есте­ственное (врожденные дефекты) или искусственное (дисфункции соци­альных институтов и антиобществен­ные практики) препятствие, наруша­ющее нормальное протекание социа­лизации на индивидуальном уровне. Барьером могут стать развод, неполная семья, инвалидность, шизофрения, неустройство общества (аномия), социальная изоляция (феральные люди), отказ родителей от своих воспитательных функций (пьянство), попадание детей в экстремальные условия (насилие, в том числе сексуальное и физи­ческое со стороны родителей, продажа в рабство, скитания и уход из шко-

лы), тюрьма, армия, бандитская среда. Сюда же относятся для взрослых — нелегальное проживание в чужой стране, плен, рабство, наркомания, по­теря памяти и личности, участие в тоталитарной секте. Проживание в ин­тернате и детдоме — серьезный барьер социализации. Коммуникативные ба­рьеры, вызванные особенностями проживания в интернате, преодолеваются приездом оздоровительных групп детей из других интернатов. Совместные конкурсы, дела, условия жизни развивают дружеские отношения, порожда­ют привязанность, переписку и телефонные звонки.

Барьером может стать перенесенная травма — физическая, психическая, культурная. Гибель родителей для детей, глубокий кризис, шокирующие сце­ны насилия, культурная травма по Штомпке и т.д.

В сентябре 1996 г. на железнодорожном переезде Мокрый Батай станицы Ка-гальницкой Ростовской области произошло столкновение автобуса с детьми и грузового состава. Жертвами этой трагедии, потрясшей всю страну, стали дети в возрасте от 8 до 14 лет. Те из них, кому посчастливилось выжить, перенесли тяжелый эмоциональный стресс, ставший причиной серьезных нарушений пси­хического и психосоматического здоровья, получили телесные повреждения и травмы различной степени тяжести, потеряли друзей (в двух случаях — братьев). Медикам, психотерапевтам и психологам было ясно, что пострадавшим детям и их родителям требуется экстренная психокоррекционная и психотерапевтическая помощь, которая должна перерасти в поэтапную пролонгированную реабилита­цию.

Социализация на уровне общества нарушается в тех случаях, когда: 1) от­мечается перепроизводство высококвалифицированных работников, для которых в экономике нет нужного числа рабочих мест, которым приходится эмигрировать в другую страну или которые, оставшись на родине, уходят в другие отрасли, идут на менее оплачиваемые должности, остаются безработ­ными и вообще — чувствуют себя частично или полностью лишними людь­ми; 2) наблюдается недопроизводство работников нужной квалификации и обществу приходится их быстро дообучать, устраивать на неподходящие рабочие места, где от них требуют больше, чем они знают и умеют, импор­тируют рабочую силу из других стран для того, чтобы восполнить пробел, оставляя собственных граждан без надежды на будущее и перспективы про­двинуться в случае получения в ближайшее время необходимого образова­ния, а рядовых налогоплательщиков заставляя оплачивать из своего кармана дорогую зарубежную рабсилу.

Если в каком-то обществе есть все условия и предпосылки для самореа­лизации, а индивид ими не пользуется, то успешной или полноценной такую социализацию назвать нельзя. Кто-то поленился приобрести высшее обра­зование, кто-то не прошел конкурсные экзамены, а может быть, ему недо­стало денег для получения платного образования либо необходимость кор­мить семью отвлекла от учебы. В дальнейшем пространство для социального маневра резко сужается. Ему, вопреки желанию, придется трудиться в сфе­ре преимущественно физического труда. Это не значит, что такой человек не является полноценной личностью. Можно говорить лишь о том, что его возможности для полноценной социализации очень узкие. Он живет как бы по меркам индустриального общества, находясь в постиндустриальном. Его нельзя считать среднетипичным индивидом постиндустриального общества. Сегодня подавляющее большинство молодежи в США, Японии и Западной

Европе, вступивших в фазу постиндустриального общества, имеет высшее образование. Таково требование к современной рабочей силе, продиктован­ное высокотехнологичным производством.

Чем выше уровень образования, выше квалификация, тем больше шан­сов на рынке труда, шире возможности выбрать любимую специальность, а значит, при наличии прочих условий, быть удовлетворенным жизнью и чувствовать себя в обществе комфортно.

Возьмем в качестве исходной точки при определении критерия полно­ценной социализации комфортность личной жизни. Чувство комфортнос­ти свидетельствует о том, что человек достиг многого в этой жизни, устро­ил себя и семью, поставил на ноги детей, имеет достаточные материальные возможности, чтобы реализовать любое или большинство своих желаний. Он не чувствует бессмысленности существования, неудовлетворенности, ус­талости, одиночества. Он доволен тем, что затраченные усилия оправдались. Ему открыты все или многие дороги в этой жизни.

А теперь перейдем к противоположному полюсу придуманного нами континуума успешной социатизации. Здесь обитают неудачники социали­зации, о которых еще пойдет речь. Это не только социальное дно общества,

но и среда обитания тех, у кого мате­риальное положение, может быть, и не очень плохое, но кто не чувствует себя комфортно в этом обществе, в чем-либо главном ограничен.

Судьбы людские невероятно раз­нообразны. Кто-то до конца своих дней так и не смог реализовать себя, выйти в люди: то ли женился неудач­но, то ли детьми не обзавелся, то ли работу любимую не нашел. А причи­ной может стать не обязательно лень или отсутствие способностей, а рас­клад социальных факторов: рос в не­полной семье или воспитывался в интернате, рано потерял родителей, вме­сто учебы занимался добыванием хлеба насущного и т.п. У этих людей нет ощущения того, что они реализовались в жизни на все сто процентов. Им неведомо чувство социального комфорта. Его нет у детей: сирот, скитаю­щихся по вокзалам, брошенных на произвол судьбы пьющими родителями или вынужденных жить вместе с ними, но не получающих в достаточной мере навыков социализации и воспитания.

Полностью социализированный индивид не должен отождествляться с хорошо воспитанным. Воспитание и социализация, при всем их сходстве, все же различаются. Воспитание заключается в прививании ребенку хороших манер поведения и этикета, всестороннем развитии заложенных в нем худо­жественных способностей. Обычно оно имеет ярко выраженную гуманисти­ческую окраску. А если у ребенка технические склонности, а отец привил любовь к технике, воспитал из него блестящего умельца, то это вроде бы как и не считается воспитанием, особенно если он еще и косноязычный.

Всестороннее художественное образование и светское воспитание пред­полагают основательное знакомство с культурой, литературой и искусством,

владение литературным разговорным языком, соблюдение этикета и непре­менно отсутствие нецензурных выражений и неприятных манер. Такого человека мы называем воспитанным и социализированным.

А существует ли плохо воспитанный и тем не менее хорошо социализи­рованный индивид? Знаменитая плеяда «новых русских», неоднократно вы­смеянная сатириками, представляет собой преуспевающих дельцов, не от­личающихся хорошим воспитанием. Можно ли о них сказать, что они не воспитаны, но социализированы? Попробуем разобраться.

Если бывший пэтэушник, не способный написать грамотное письмо сво­ей бабушке, разъезжает на «мерседесе», отдыхает за границей и имеет собст­венный бизнес, то он, без сомнения, успешно адаптировался к нашему пе­реходному обществу. Нынешнее российское общество никто еще не осме­лился назвать цивилизованным. Даже рыночным его именуют весьма условно. Специальный термин «переходное общество» призвано в мягкой форме отразить все ужасы периода первоначального накопления, спекуля­ций, мошенничества, коррупции и т.п. Если мошенники или казнокрады добиваются успеха в таком обществе, а чаще всего только они и добивают­ся, то их следует считать социализированными, хотя само общество нельзя называть постиндустриальным.

Успешность социализационных процессов в любом обществе во многом оп­ределяется: привитием меры необходимого для каждого конкретного социума и допустимого его культурой конформизма как принятия и усвоения «правил об­щественной жизни» в широком смысле слова; успешностью блокирования тех форм, способов, стратегий и технологий социального поведения и действования, которые определяются как девиантные (отклоняющиеся); умением поддержать необходимое и допустимое соотношение между инновационной (креативной) и традиционной (репродуктивной) составляющими в общественной жизни. А в конечном итоге — поддержанием баланса социальных изменений и социальной стабильности, социальной мобильности и социальной организованности, вос­производством структур, обеспечивающих социальный порядок6.

Особому типу общества должен соответствовать особый тип социализа­ции. В конечном итоге цивилизованное общество отличает от нецивилизо­ванного всеобщая законопослушность граждан. Соблюдение законов, на которые опирается общество, которые оно само придумало и считает разум­ными, — это и есть главный критерий социализации. Чем умнее законы, тем больше у людей стремление их соблюдать. Чем они неразумнее, тем больше у людей, которые в массе своей всегда являются здравомыслящими, желания их нарушать. Если нет исключений из правил, если перед законом все рав­ны, то такая законодательная система разумна, справедлива и человечна. Равенство всех перед законом предполагает, что все поставлены в одинако­вые стартовые условия, при которых протекает социализация.

Неразумные или карательные законы, применяемые произвольно или выборочно, создают в обществе аномию и ставят людей в неодинаковые ус­ловия социализации. Если богатый откупается, а бедного сажают, если пре­следуют инакомыслящих, а уголовникам дают простор, то такие условия

6 Абушенко В.Л. Социализация // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов, В.Л. Абушен-ко, Г.М. Евелькин и др. Минск, 2003.

социализации нельзя считать нормальными. Они, к сожалению, существо­вали у нас и именуются эпохой сталинизма, о которой говорят, что полови­на страны сидела, а половина охраняла. Разгул преступности — экстремаль­ные условия, не подходящие для нормальной социализации.

В стране, поощряющей или не преследующей казнокрадство, корруп­цию, преступность, социализация большинства людей проходит неудачно с точки зрения цивилизованного общества. Хотя на волне криминалитета кое-кто делает себе большие состояния и добивается материального успе­ха. Они нарушают юридические законы и нравственные нормы, тем не ме­нее с точки зрения этого испорченного общества их следует назвать удачно социализировавшимися.

К какому выводу мы должны прийти? Критерий успешной социализа­ции относителен. То, что с точки зрения одного общества является нормаль­ным порядком вещей, то с позиций другого может быть отнесено к ненор­мальному ходу вещей. Удачно социа­лизированного Чубайса, а также ряд других российских олигархов, на ци­вилизованном Западе почему-то не хотят принимать за порядочных лю­дей, т.е. таких, которые успешно или полноценно социализированы по стандартам западного общества.

Как справедливо рассуждает Вейд Хорн7, если социализацию понимать как усвоение человеком таких соци­альных норм, которые полезны и нужны, а стало быть, и признаны об­ществом, то неудачную социализа­цию надо трактовать как усвоение человеком таких норм и правил по­ведения, которые не нужны общест­ву, не признаны им и даже наносят ему вред. Преступники — пре­красный пример неудачной социа­лизации, а еще лучше сказать, анти­социализации. К примеру, хорошо социализировавшиеся дети (Well-socialized) обучены тому, чтобы забо­титься о престарелых родителях и не бастовать тогда, когда забастовка может принести другим людям огром­ный вред. Плохо или неудачно социализированные (poorly socialized) ни­чему подобному не научены. Они поступают так, как хочется им, не при­нимая в расчет жизненные интересы других людей. Но это может значить лишь одно: они не социализированы в общество, ибо цель социализа­ции — с точки зрения общества — уметь ладить с другими людьми, счи­таться с их мнением, уважать закон, соблюдать нравственные ценности.

7 Horn W.F. There Is No Substitute for Parents: socialization of children (www.findarticles.com).

Иными словами, главная цель социализации как воспитательной проце­дуры — выращивание у каждого члена общества искусства достижения консенсуса (общественного согласия).

Неудачная социализация есть следствие неразумных или карательных законов







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.