Здавалка
Главная | Обратная связь

СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ



Социализация объясняет происхождение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое мно­гообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе и быть свободным от него он не может, как бы того ни желал. Это и есть одна из констант социального поведения. Поэтому человек не только «существо разумное», но еще и «существо социальное». Причем социализация, т.е. ста­новление человека в качестве «хомо сапиенс», начинается с самого рождения. Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человече­ское поведение прежде всего результат научения, или социализации.

Процесс подавления инстинктов и выработки «суперэго» часто называ­ют социализацией. Ясоциализирован (т.е. преобразован в существо, способ­ное жить в обществе), поскольку могу, благодаря усвоению культурных норм, жить и действовать среди людей и не выделяться. Мое поведение — как у всех. И внешний вид — как у всех. Со мной общаются другие, не испытывая ни­каких неудобств. Я понимаю их слова и жесты, поступки и намерения.

А может ли то же самое сказать человек с другой планеты? Или иностра­нец, приехавший к вам в гости? Для первого все окажется непонятным и непривычным, для второго — лишь частично. Но вы живете в своем обще­стве, приняты им, понимаемы им. Вам легко с русскими потому, что вы рус­ский, а не американец. Американцу легко с американцами, выросшими втой же самой среде. Вы легко можете судить о намерениях и ожиданиях других людей, живущих в одной с вами стране.

Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев: живут коллективно, разделение труда, оборона территории, контроль порядка, сло­жившаяся система отношений, есть социальная иерархия (рабочие, воины), т.е. почти как в человеческом обществе. Ноу животных нет социализации.Поведение животных, ведущих коллективный образ жизни, хотя и похоже

на человеческое, но происходит инстинктивно. Инстинкт — биологические программы действия, являющиеся врожденными и передающиеся генети­чески. Он предполагает однолинейное, жестко предписанное поведение (без вариантов); любое отклонение от инстинкта грозит смертью.

Как выяснили американские уче­ные, социализация и обучение, даже среди животных, обладают мощным экономическим коэффициентом. Если детеныши перенимают у матери, скажем, правильные приемы охоты, то они отчасти избегают повторения своих собственных ошибок и спасают себе жизнь. К сожалению, статистика свидетельствует, что больше всего от зубов хищников гибнет молодняк. По всей видимости, с механизмами обу­чения передается не вся нужная для выживания информация.

Еще сложнее ситуация у людей, где смена поколений техники, моды и на­учных теорий обгоняет естественную смену поколений людей. В результате родители очень мало чему могут обу­чить своих детей. Чаще они учатся у ровесников. Старшее поколение теря­ет традиционный авторитет в деле обу­чения, а вместе с этим растет сопро­тивление молодежи всему, что им гово­рят взрослые. Вторые считают, что добытый ими опыт на века, а первые видят в нем адаптацию к конкретному историческому периоду, не годящемуся для других эпох. Ускорение исто­рии выталкивает старшее поколение из образовательного цикла, который в традиционной культуре продолжался в течение всей жизни. Даже для взрослых людей старейшины рода являлись непререкаемым авторитетом. Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многооб­разие можно расположить на лестнице видов — от самых простых до самых сложных.

Если построить такую иерархию живых существ от низших — насекомых, до высших — человека, то по оси ОУ будет возрастать сложность организа­ции психики живых существ; по ОХ — плотность инстинктов (рис. 1).

Чем больше увеличивались размеры мозга, тем больше времени требовалось на то, чтобы научиться им пользоваться. Увеличилась продолжительность дет­ства, потомство приходилось обучать тому, что не передалось от природы: какие травы и плоды можно собирать, а какие нельзя, как нужно спасаться от врагов, как следует охотиться. Посмотрите на кошку или собаку — их никто не обучал разбираться в травах. Эти знания у них носят инстинктивный характер. Но у человека, по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов и их место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось,

Рис. 1. Закономерность эволюции: чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов

социальное — расширялось. Оно потребовало особого периода — детства, ког­да родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось чело­вечество по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний при­ходилось обучать, тем большее время для этого требовалось (рис. 2).

У насекомых на 100% поведение инстинктивно. У слонов, волков уже меньше инстинктов и больше приобретенного поведения, которое переда­ется родителями. У обезьян еще меньше инстинктов. У человека 80% пове­дения — социально приобретаемое.

Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее пе­риод детства, тем меньшую роль играют инстинкты. Чем больше инстинк­тов, тем меньше роль родителей. У насекомых функцию родителей вы­полняет природа (врожденные программы поведения). Соответственно, чем меньше инстинктов, тем больше роль и ответственность родителей. Следо­вательно, родители — заменители природы, они должны дать ребенку то, что не сумела предоставить природа; они передают те нормы и ролевые практики, которые созданы обществом. Последнее для родителей — откры­тая книга, откуда они черпают информацию и передают ее детям. Поскольку родители уже прошли значительную часть социализации и накопили жиз­ненный опыт, они должны передать его тем, кто не имеет этого опыта. Они передают детям не только сумму решений проблем, как готовые элементы, но и технологию избежания ошибок.

Человеку всему приходится учиться, а значит, выполнять одно и то же с разной степенью совершенства в первый и сотый раз. Причем учиться он

предпочитает не на чужих, как следовало бы существу разумному, а на сво­их собственных ошибках. Складывается впечатление, что каждому челове­ку за отмеренную ему жизнь надо накопить определенное число ошибок, иначе он не будет чувствовать себя полноценным существом или у него внутри что-то разладится.

Каким бы умным ни был человек, количество совершаемых ошибок не убывает. По этому показателю — числу ошибок, совершенных в течение жиз­ни, — умный не отличается от дурака, мужчина — от женщины, богатый от бедного. Единственная разница опре­деляется лишь продолжительностью жизни: ясно, что 15-летний совершит в целом меньше ошибок, чем 70-лет­ний.

Животные (особенно низшие) ошибок не совершают. Биологически запрограммированная модель поведе­ния: нет двух разных возможностей достижения цели, нет вариативности поведения, — нет и ошибок. Таким образом, ошибки присущи только людям, так как они могут сравнивать ва­рианты действия и выбирать наилучший, по их мнению. Оценка варианта как лучшего или худшего всегда относительна по сравнению с лучшим или правильным. Для того чтобы прийти к способности сравнивать и оценивать, нужно иметь интеллект, материальным носителем которого выступает мозг. Мозг — фабрика социального опыта, она самая крупная у человека и самая маленькая у низших животных. Человеку нужен мозг по двум причинам: а) победить в индивидуальном отборе; б) успешно адаптироваться к посто­янно меняющейся вариантной социальной среде.

Период подготовки к взрослой жизни наиболее затянут у человека. Рань­ше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — в мире общественных отноше­ний. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс по­лучил название социализации.

Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.Он означает превращение человека в социаль­ного индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа био­логического превращается в существо социальное. Она как бы рассказы­вает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на кол­лективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же са­мые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн лет своей биологи­ческой эволюции.

Потребность в культуре — результат двух- или трехмиллионнолетней эво­люции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные из-

Усложнение ^^^^Ь

вида ^Р^^







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.