Здавалка
Главная | Обратная связь

ИНСТИТУТ ПОСРЕДНИКОВ



Родители понимают, что базовым должно стать высшее образование. Но сейчас уровень знаний, который дает школа, резко отличается от требова­ний, предъявляемых вузом. Возникает разрыв, который сейчас стал катас­трофическим. Появляются посредники: репетиторы, подготовительные курсы.

Институты-посредники подтягивают выпускников школ, чтобы ножни­цы разрыва между вузом и школой сомкнулись. Правда, сделать это с каж­дым годом становится, кажется, не легче, а сложнее. Профессия репетитора известна с давних времен, ибо толкователи знаний и наставники, индивиду­ально беседующие в приятной обстановке с юношами, существовали уже в те времена, когда человечество делало первые шаги по пути культуры и ци­вилизации.

Разрыв в знаниях между вузом и школой призван сократить институт посредников

6 Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 398.

Институт репетиторов дополняет внешкольное образование. Причем эн­тузиасты бесплатного внешкольного образования и репетиторы— это зача­стую одни и те же лица. Репетиторы пишут прекрасные пособия для посту­пающих, наряду с олимпиадными часто придумывают и экзаменационные задачи, а потом решают их вместе со своими подопечными. Появившись почти полвека тому назад, репетиторство постепенно стало одним из важ­ных каналов финансирования образования7.

Как показывают социологические исследования и статистика, современ­ная общеобразовательная школа не выполняет в полной мере ни одну из сво­их задач: возрастает уровень девиантного поведения несовершеннолетней молодежи, в том числе преступности, алкоголизма, наркомании, проститу­ции и т.д. Школа не решает задачи профессионального самоопределения. Она неспособна подготовить абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз.

Функцию подготовки, которую должна выполнять средняя школа, ак­тивно реализуют неформальный институт репетиторства, многочисленные коммерческие курсы. В итоге, базируясь только на школьных знаниях, за

последние 5 лет (1992-1997) в вузы поступило не более трети студентов. Еще треть выпускников школ, чтобы поступить в вуз, вынуждены зани­маться на подготовительных курсах, до 20% нанимают репетиторов и при­мерно столько же готовятся самосто­ятельно. «Таким образом, в настоящее время подготовка молодежи в вузы более чем на 70% находится под контролем коммерческих структур, что в условиях экономического кризиса лишает значительную часть молодежи возможности получения высшего образования»8.

Группа социологов и психологов под руководством В.Б. Ольшанского провела сравнительное исследование московских школьников в 1982 и 1997 г. и выяснила, что если раньше переход из школы в вуз был естественной и непрерывной линией развития человека, то сегодня образовался разрыв меж­ду тем, что ученик изучал в школе, и тем, какие знания он должен продемон­стрировать на вступительных экзаменах в институт. «Ощущая недостаток своей подготовки для поступления в вуз, школьник вынужден искать орга­низации, где он мог бы получить необходимые для прохождения курса зна­ния. Такие заведения есть, но они — платные, т.е. недоступные для многих семей. Поступление в колледж тоже требует денег. Вместо здоровой конку­ренции способностей возникает аукцион: кто сможет больше заплатить. А последнее зависит не от желания, а скорее от возможностей родителей»9. Разрыв между высшей и общеобразовательной школой достиг катастро­фической глубины. Этот разрыв образовался во многом по причине беско-

Арапов М. Наука и информация // Отечественные записки. 2002. № 7.

Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков ВВ. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

С 34.

Ольшанский В.В., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе (1982-1997 годы) // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 92.

немного экспериментирования со школьным образованием, уменьшения помощи средней школе со стороны федеральных органов. В подобной си­туации либо высшую школу нужно опускать до уровня средней школы, либо, наоборот, нужно среднюю школу поднимать до уровня высшей. Рек­тор МГУ В.А. Садовничий выразил мнение, что средняя школа должна «до­тягивать» свой уровень до высшей.

Ножницами между школой и вузом обеспокоены не только преподава­тели, но и российский бизнес. «О дефиците кадров (причем не только выс­шей квалификации, но и хорошо обу­ченных работников массовых профес­сий) как о факторе, ограничивающем рост компаний, упоминают многие предприниматели, задумывающиеся о своем будущем. Дефицит порожден не только несоответствием структуры профессиональной подготовки струк­туре спроса на рабочую силу. В конце концов, мало ли в последние годы от­крыто краткосрочных и некраткосрочных курсов переподготовки, да и в компаниях создаются собственные подразделения для обучения сотрудни­ков. По расчетам специалистов, теневой рынок репетиторства составляет 2 млрд долл. ежегодно. Корни кадрового голода лежат гораздо глубже. Слишком велик разрыв между фактически сложившимся качеством массо­вой общеобразовательной и общекультурной подготовки и тем его уровнем, что необходим для освоения профессиональных знаний, адекватных требо­ваниям современной экономики. Это обстоятельство делает вложения биз­неса в обучение персонала заведомо неэффективными. Они попадают на не­подготовленную почву: обучаемым не хватает базы для достижения стандар­тов работы, которые хотел бы утвердить работодатель. Таким образом, если российское среднее образование не будет модернизировано, на экономи­ческом развитии страны можно поставить крест»10.

В России получила распространение еще одна форма посредничества — скрытая. Она представляет собой шефство солидного вуза над одной или несколькими школами, учеников которых готовят в свой вуз по особым про­граммам, недоступным рядовым школам. В Москве уже больше половины школ (816) сотрудничают со 120 государственными и негосударственными вузами. В 1999 г. 330 таких школ провели с вузами единые экзамены, в кото­рых участвовали более 8 тыс. выпускников. Разновидность этого варианта — лицеи при вузах, например Государственный лицей информационных тех­нологий при МГУ, аналогичные учебные заведения при МИФИ, Лингви­стическом университете и т.д. В результате 70% выпускников московских школ поступили в вузы. Но такая схема, подпитанная немалыми родитель­скими деньгами, может работать в большом городе. А в селе? В сельской местности такие схемы единичны. Например, в Тюменской, Читинской областях пытаются создать выездные бригады университетских профессо­ров, которые проводили бы занятия с будущими абитуриентами. Фактичес­ки это и есть движение к реализации идеи В. Садовничего об учебных ок-

10 Матвеева А. Открытие образования // Эксперт. 2001. № 1-2. 15 янв. С. 58.

ругах во главе с университетом. Наиболее системно эта идея реализована в Чувашии, которой Мировой банк предложил кредит на окончательную доводку проекта".

Согласно прогнозу, доля абитуриентов, поступающих в вуз только на базе школьных знаний, даже в XXI в. не превысит 40%, в связи с чем 60% выпуск­ников средних школ будут вынуждены изыскивать дополнительные формы подготовки в вуз. Видимо, существует значительный разрыв в понимании

базовых знаний между учителями средних школ и преподавателями ву­зов. Социологические данные пока­зывают, что 42,2% преподавателей ву­зов в областных и республиканских центрах и 32,8% педагогов Москвы и Санкт-Петербурга отмечают резкое снижение в последние годы уровня подготовки абитуриентов к конкурсным экзаменам в вузы. Причем значительное снижение качества подготовки аби­туриентов характерно для поступающих на все факультеты12.

Разрыв в знаниях, соответственно шансы на поступление в вуз, существу­ет как по горизонтали (регионы), так и по вертикали (слои и классы) обще­ства. Исследование Д.Л. Константиновского13 показало, насколько различ­ными были шансы на поступление в вуз молодых людей из одних и тех же местностей и социальных групп в 1960-е, 1980-е и середине 1990-х гг. В на­чале 1960-х гг. в Новосибирской области дети руководителей составляли ме­нее У всех выпускников дневных средних школ, дети специалистов — око­ло четверти, столько же — дети служащих и треть — дети рабочих и кресть­ян. В начале 1980-х, когда среднее образование пытались сделать всеобщим, социальный состав выпускников стал иным. Доля детей руководителей уменьшилась вдвое. На треть увеличилось число выходцев из семей служа­щих. В 1994 г. число детей руководителей превысило четверть всех выпуск­ников школ (это семикратное увеличение их доли по сравнению с началом 80-х гг. и в 3,5 раза — по сравнению с 60-ми). Доля детей руководителей стала больше, чем выходцев из каких-либо других социальных групп, а доля де­тей рабочих и крестьян уменьшилась в 2,5 раза. При этом дифференциация выпускников школ в сельской местности выросла за последнее десятиле­тие значительнее, чем в городах. В Новосибирской области, как, впрочем, и во многих других, всегда существовала традиция по возможности перево­дить старшеклассников, ориентированных на получение высшего образо­вания, из сельских школ в райцентры или в Новосибирск. Так вот в ново­сибирских школах доля детей руководителей среди выпускников выросла за последние 10 лет в 6 раз, в средних городах — более чем в 8 раз.

За годы реформ бедность стала уделом молодых. По официальной ста­тистике, сегодня среди 16—30-летних бедные составляют 29%; а богатые — только 2%. В рядах безработных молодых — 35%. Государство в условиях

Широкова Н. Продавцы надежд // Университет и школа. 2000. № 3.

Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

С. 34-35.

Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе:

ориентация и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / РАН. Ин-т социологии. М.,

общей бедности народа просто обязано взять на себя обязательства по обес­печению для молодежи доступности образования.

Существует множество доказательств того, что ребенок из богатой семьи, который готовился в вуз с репетитором, получает на экзаменах четверки и пятерки и, соответственно, стипендию. А ребенок, приехавший из дерев­ни, да еще и подрабатывающий по бедности, получает тройку и лишается стипендии. Министерство образования предлагает ввести вместо этого со­циальную стипендию.

Платные вузы чаще всего недоступны и рядовой российской интеллиген­ции из среднего класса. Но она в отличие от представителей низшего клас­са отсутствие денег способна компен­сировать дополнительными знания­ми, которые дают детям образованные родители. Если они сами не в состоя­нии дотянуть детишек до нужного вузу уровня подготовки, они прибега­ют к посредникам — репетиторам, курсам подготовки в вуз, подготови­тельным факультетам, гимназиям и лицеям. Их можно назвать институ­тами посредничества в сфере образова­ния. Они выполняют в обществе почти те же функции, что и биржи труда и рекрутинговые фирмы на рынке труда, которые именуют институтами трудового посредничества.

По данным исследования достаточно репрезентативной группы москов­ских выпускников 1999 г. (Е.Л. Рачевский), до поступления в высшие учеб­ные заведения:

• 67% опрошенных посещали платные курсы при вузах (против 33%, которые их не посещали);

• 34% опрошенных занимались с репетиторами из вузов, 16% — с репе­титорами из вузов, выбранных для поступления;

• 4% были зачислены в вузы по результатам олимпиад;

• 4% — по результатам экзаменов на подготовительных курсах;

• 9% — в результате предварительных экзаменов;

• 7% — в результате сдачи единых экзаменов «вуз-школа»14.

В этом опросе 32% выпускников оценили финансовые затраты для по­ступления в вуз таким образом: 16% респондентов указали сумму до 2000 долл., 10% — от 2000 до 3000 долл., 6% - свыше 3000 долл. В 2000 г. ти­пичный репетитор из МГУ брал за урок около 50 баксов, 10—20 уроков — это минимум, а многие занимаются с ним в течение всего учебного года, и так по нескольким предметам. В 2001 г. профессор консерватории получал зар­плату 3000 руб., а частный репетитор — от 50 до 100 долл. за час. И в других странах существует институт репетиторства. Так, в Новой Зеландии студен­ты могут легально подработать таким способом. Лучше всего оплачивается работа репетиторов: они получают 40 долл. (больше всего платят музыкан­там — 70 долл.).

14 Широкова Н. Продавцы надежд // Университет и школа. 2000. № 3.

Ученье свет, а знания нь/нче стоят дорого

Что делают репетиторы, подготовительные курсы и факультеты? Они ком­пенсируют недостатки средней школы, ликвидируя тот разрыв в знаниях, который образовался из-за отставания качества обучения в школе и требова­ний к подготовке в современном университете. Они занимают промежуточ­ное между школой и вузом место, сокращая разрыв, помогая точно сориен­тироваться и поступить в намеченный вуз. Большинство репетиров и подго­товительных отделений, а также лице­ ев и гимназий, практически дают га­рантию поступления в конкретный вуз. Репетитор получает большие день­ги не только за дополнительные знания, но еще чаще за дополнительные га­рантии поступления в вуз, преподавателем которого он часто является. И не только преподавателем, но нередко и членом приемной комиссии.

Индивидуальным репетиторством подрабатывают доценты и кандидаты, имеющие доходы от основной работы ниже прожиточного минимума. А вот на подготовительных курсах — другой разновидности института посредни­ков — кадровый состав бывает хуже: пенсионерки, бывшие учительницы, иногородние аспирантки или вообще случайные люди. Ведут они, как пра­вило, несколько групп и, естественно, не справляются с проверкой 70— 80 контрольных, тестов или, того хуже, сочинений. Поэтому тесты и дик­танты обычно проверяются уже в аудитории. До качества ли тут? Есть еще подготовительные курсы вне вузов. Безусловно, там преподают, ориенти­руясь на программу двух-трех престижных университетов и академий, но и здесь просчетов не избежать.

Согласно исследованиям, но проведенным уже Генпрокуратурой, в ву­зах страны фактически свернута такая форма довузовской подготовки, как обучение на подготовительных отделениях, финансируемых из федераль­ного бюджета. Эти отделения были созданы для граждан, нуждающихся в помощи государства, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, инвалидов, чернобыльцев и т.п. По статистике Минобразования, в 1998 г. удельный вес зачисленных с таких подготовительных отделений со­ставил 1,3%. Тем временем процветают платные подготовительные курсы, которые довольно часто нарушают правила приема и распространяют на «своих» абитуриентов льготы для чернобыльцев и сирот15.

На производстве посредниками выступают биржи труда и рекрутинго-вые фирмы. Чем они занимаются? Они компенсируют наше незнание ры­ночной ситуации и помогают сойтись в одной точке интересам работника и работодателя. В этих учреждениях в одно место стекается вся нужная вам информация, вы заполняете соответствующие анкеты и резюме, ваша заявка поступает в банк электронных данных и сразу же актуализируется, когда в тот же банк поступает выгодное для вас предложение труда. Не будь таких учреждений, вам пришлось бы тратить уйму времени на самостоятельный поиск работы, хождения по фирмам и предприятиям, чтение газет и объяв­лений, разбросанных по разным концам города. В результате ваши затраты времени и средств были бы ничуть не меньше, чем оплата услуг трудовых посредников.

Поступление в вуз принципиально меняет ситуацию и сужает горизонт поиска. Если школа закладывает фундамент для умственной и физической работы, вообще для любой профессии, то вуз готовит человека только к про­фессиям умственного труда. Притом определенного профиля. Абитуриент

поступает не вообще в вуз, а в эконо­мический, физический или педагоги­ческий. Круг будущих профессий су­жается. Окончив вуз, вы остаетесь только в сфере умственного труда. Хода назад нет. При советской власти существовал даже запрет лицам с высшим образованием трудиться на ма­локвалифицированных рабочих местах. К квалифицированному физичес­кому труда юношу готовят ПТУ, техникум, колледж.

Итак, получить в школе необходимый для поступления в наиболее пре­стижные вузы уровень подготовки невозможно. Этого уровня добиваются в подавляющем большинстве случаев с помощью репетиторов, иногда — совместными усилиями хорошего педагога в школе и репетитора. Неизбеж­ное снижение качества подготовки абитуриентов приведет к тому, что «школьной премудрости» придется учить уже в вузе. Чтобы подготовить студента к научной работе за оставшиеся после ликвидации «школьных пробелов» два-три года, учить его придется сверхинтенсивно16.

Проблема состыковки школы и вуза существует во многих европейских странах. Решить ее можно, если между школой и вузом ввести некое третье образовательное звено, помогающее школьнику специализироваться в из-

15 Широкова Н. Продавцы надежд // Университет и школа. 2000. № 3.

16 Арапов М. Наука и информация // Отечественные записки. 2002. № 7.

бранном им направлении — техническом, естественно-научном или гума­нитарном. В Европе такое звено уже давно существует — в Германии, напри­мер, это гимназия, во Франции — лицей. В Германии в вуз идет только вы­пускник гимназии, а им становится отнюдь не каждый.

Если сравнить западную и нашу системы образования, без труда можно заметить: на вузы в нашей стране перенесена часть забот, которые на Запа­де традиционно решаются в рамках школьного гимназического образова­ния, там молодой человек оканчивает школу в 20—21 год. Всем известно, что нам приходится давать студенту в вузе то, что он недополучил в школе. Из-за этого учебные планы вузов перегружены, большая часть времени затра­чивается на общеобразовательные дисциплины, изучение языка. А на За­паде все это изучается в школе17.

В 2003 г. министр образования В. Филиппов подписал приказ, упорядо­чивающий предоставление платных образовательных услуг в школах и ву­зах. Теперь, чтобы ребенок мог дополнительно заниматься с преподавате­лем, посещать факультативы и кружки, необходимо заключить трехсторон­ний договор между школой, учеником и его родителями. Ученики начиная с восьмого класса могут заключать до­ говор самостоятельно. Если раньше родители платили непосредственно преподавателю, то теперь деньги будут перечисляться на счет школы, а уже потом они будут поступать учителю. Единого прейскуранта еще нет. Его будет устанавливать не министерство, а сами школы.

За последние пять лет число абитуриентов, поступающих в вузы США с помощью консультанта, удвоилось и составляет сейчас 6% от общего числа школьников. В «пакет» услуг советника-репетитора входят перво­начальная консультация, более или менее продолжительное (обычно двухлетнее) руководство подготовкой к поступлению в высшее учебное заведение и предварительное общение с будущими экзаменаторами: кон­сультанты, многие из которых в прошлом работали в приемных комис­сиях, в полной мере используют старые связи, объясняя коллегам, на какие достоинства их подопечных следует обратить внимание в ходе со­беседования.

Цена первой консультации, на которой родители потенциальных абиту­риентов определяют вместе с консультантами оптимальную стратегию под­готовки к поступлению и список интересующих их вузов, колеблется от не­скольких сотен до 2,5 тыс. долл. Стоимость дальнейшей работы репетитора с подопечным — от 5—6 до 30-32 тыс. долл. в зависимости от самооценки консультанта и избранной им методики, которая может подразумевать как общение с помощью факса и электронной почты, так и полное погружение в атмосферу вступительных экзаменов с видеозаписями репетиций. В «па­кет» для иностранцев входит также тур по университетским городкам США, который обходится им иногда в 4000 долл. в день.

Миронов В. Проблемы образования в современном мире и философия // Отечественные записки. 2002. № 2.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.