Здавалка
Главная | Обратная связь

Кто чувствует себя одиноким?



• Около 50% госпитализированных больных сви­детельствовали, что томятся от одиночества;

• Холостые более склонны испытывать чувство одиночества, чем женатые, а среди холостых скорее всего почувствуют себя одинокими те, кто был женат прежде;

• Среди считающих себя одинокими выявлено больше женщин, чем мужчин;

• Бедняки обнаруживают несколько более вы­сокий уровень одиночества;


 

• Одиночество более распространенное явле­ние в юности, чем в более зрелом возрасте, и сильнее ощущается среди молодежи;

• Разведенные и овдовевшие люди старшего воз­раста склонны реже считать себя одинокими, чем разведенные и овдовевшие молодые люди;

• Риску одиночества подвержены люди, поте­рявшие близких.

Источник: Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /' Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 121-124

32 Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., обш. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 121.

Чем больше общество, тем выше вероятность, при неразвитости лично­стного начала улюдей, того, что единственным, связующим звеном их меж­ду собой станет жесткое централизованное государствос непомерно разбух­шим бюрократическим аппаратом. Так оно и происходит на одной шестой части земной поверхности. Бюрократияже только усиливает отношение к человеку как винтику в огромном механизме. Работник ей важен не как лич­ность, а как квалифицированный функционер, хорошо знакомый с прави­лами игры. Таким образом, бездушная машина бюрократии только усили­вает эффект толпы. Толпаи массапревращаются в главное измерение и спо­соб социального существования современных людей. Выходит, что мы — всегда в толпе: на улице, в магазине, в метро, на работе, на отдыхе. Един­ственной нишей, дающей надежду на спасение от тотального одиночества, является семья. Она, как и во все другие времена, подчинена законам ма­лой группы и интимной, доверительной близости.

Ощущение одиночества усиливается также в результате эгоистических действий государства, даже если оно демократическое (иногда по существу, чаще — по видимости). Правительствопринимает угодные ему решения, не спрашивая мнение народа, отправляя его на войну, развязанную в интере­сах правящего клана. Президент,неспособный проявить государственную волю, ежемесячно меняет правительства, политические партии заигрыва­ют с народом в период выборов и полностью игнорируют его мнение в ос­тальное время. В стране процветают бедность, преступность и наркомания, народ перестает быть законопослушным, отказывая своему правительству в политическом доверии. В таком обществе с неизбежностью воцаряется то, что социологи именуют аномией— беззаконием, отсутствием сдержива­ющих произвол социальных норм. Понятием аномии принято обозначать социальное заболевание, которому подвержены люди прежде всего в совре­менных городах. Аномия постепенно перерастает в отчуждение государства от общества, народа от правительства, людей — друг от друга. Распад обще­ства на изолированные социальные атомы,плохо связанные друг с другом и плохо понимающие друг друга, является последней стадией наступления всеобщего одиночества.

Когда люди устраивают перевороты и организуют забастовки, соверша­ют революции или выходят на демонстрации, они, по выражению М. Бу-бера, «протестуют против ложной реализации их великого стремления к общности». Государство, которое они сами создавали ради реализации ве­ликого стремления к подлинной общности, начинает со временем обслу­живать узкогрупповые или клановые интересы. Когда народ очередной раз убеждается в иллюзорности своих мечтаний, наступает политическая атро­фия (пассивность, безысходность), нежелание что-либо совершенствовать, за кого-либо голосовать, с кем-либо или с чем-либо бороться. Люди вдруг остро ощущают, что их, используя молодежный сленг, в очередной раз «ки­нули». Кинутость, покинутость, заброшенность — основные понятия, при помощи которых философы-экзистенциалисты объясняют феномен оди­ночества. У этой, казалось бы, чисто философской категории теперь обна­руживаются реальные социологические очертания, которые можно эмпи­рически измерить, взвесить, уточнить.

Некоторые социологи считают, что распространение одиночества — ре­зультат длительного пренебрежения индустриального общества к религии,

творческому труду, человеческой личности и семье. Одиночество в таком случае предстает логически завершающей стадией атомизации западного общества. Наиболее ярким воплощением западного типа общества высту­пают США. Именно здесь в 1970—1990-е гг. наблюдается повышенный ин­терес к проблеме одиночества. Газеты и популярные журналы печатают ог­ромное количество статей, посвященных одиночеству; реклама использует это понятие для продажи всего — от парфюмерии до предметов религиоз­ного культа. В последнее время одиночество стало часто повторяющимся мотивом в романах и основной темой множества учебных пособий. Напро­тив, в СССР и России интерес к одиночеству не стал социально значимой проблемой. Если на что и обращает внимание общественное мнение, так это скорее вопросы выплаты пенсии, забота о престарелых и бедных, бездом­ных и осиротевших детях.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.