Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА



Теория когнитивного диссонанса подчеркивает тот факт, что человек ста­новится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих соци­альных отношений в каком-либо важном аспекте.

Жалобы одиноких людей типа «Мне хотелось бы иметь больше друзей» или «Никто по-настоящему не понимает меня» заставляют думать, что важ­ную роль в ощущении одиночества играют не только объективное количе­ство и качество межличностных связей, но и их субъективная оценка. Че­ловек может быть буквально перенасыщен встречами с людьми, тем не ме­нее чувствовать себя одиноким. У него могут оставаться по-прежнему хорошие взаимоотношения с коллегами, но он жалуется на одиночество потому, что со временем у него повысились требования к качеству таких отношений.

Теория когнитивного диссонанса, которую иногда называют еще теори­ей социального сравнения, исходит из того, что на одиночество влияют не только действительные социальные связи индивида, не только его психи­ческий тип, специфика его поведенческих и эмоциональных составляющих, но также образец, или стандарт, социальных отношений, на который он рав­няется, к которому стремится. В модели диссонанса выделяются способы восприятия и оценки одинокой личностью своей социальной жизни, а не способы ее оценки внешними наблюдателями.

Ни у одного из нас подобные стандарты не сформулированы в четкой форме. Они весьма расплывчаты и заданы жизненным опытом. Однако ин­туитивно мы точно знаем две вещи: что значат для меня лично комфортные отношения с другим человеком; что означают хорошие, полнокровные от­ношения между людьми вообще на основе опыта других людей. Человек, чья жизнь предельно содержательна и чрезвычайно плодотворна, будет ожи­ дать от взаимоотношений высокого уровня удовлетворения, но если он не встречает соответствующей себе сре­ды общения, у него возникает чувство одиночества. Нереалистичные стан­дарты и представления о дружбе или семейной жизни могут породить труд­ности в общении.

Мы также сравниваем наши отношения с неким общим стандартом и чувствуем себя несчастными, если наша настоящая жизнь стала хуже, чем она была раньше или чем она есть у других. Американские социологи К. Кут-рон и Л. Пепло попросили студентов колледжа оценить их нынешние дру­жеские взаимоотношения и сравнить их с опытом школьной дружбы. Вос-

приятие студентами нынешних отношений как худших по сравнению с про­шлыми объяснялось одиночеством на данный момент. В другом исследова­нии было доказано, что для пожилых людей «понятие прошлого "Я"» яв­ляется эталоном оценки настоящего опыта25. Английский исследователь Та-унсенд предположил, что пожилые люди переживают различные типы социальной изоляции, обусловленные различного рода сравнениями: изо­ляция по контрасту с равными себе (сравнение со сверстниками), по кон­трасту с другим поколением (сравнение с молодежью) и по контрасту с изо­ляцией предшествующей группы (сравнение с предыдущими поколениями пожилых людей)26.

В свое время Дж. Уайтхорн27 выдвинул предположение о том, что оди­ночество — результат несовпадения между истинным «Я» и тем, как видят «Я» другие, принявшего форму глубокого личностного переживания (дис­сонанса).

Эту идею эмпирически проверил в своем исследовании П. Эдди28. Он выдвинул гипотезу о том, что одиночество связано с несоответствием меж­ду тремя аспектами самовосприятия:

• самовосприятием личности (актуальное «Я»);

• идеальным «Я» личности;

• представлением личности о том, как ее видят другие (отраженное «Я»). В ходе опроса студентов он выявил положительную корреляцию между

одиночеством и несоответствием между актуальным и идеальным «Я» (0,71), одиночеством и несоответствием между актуальным и отраженным «Я» (0,71), одиночеством и несоответствием между идеальным и отраженным «Я» (0,63). Позже было установлено, что одиночество глубже переживают пожилые люди, чьи самооценки отличаются от оценок, даваемых им другими.

В течение ряда лет В. Серма с помощью группы аспирантов и студентов Йоркского университета в Торонто (Канада) собирал данные о случаях оди­ночества в форме автобиографических отчетов, структурированных интер­вью, анкет и тестов, определяющих тип личности. Кроме того, ранее автор получил несколько сотен очерков об одиночестве из трех других универси­тетов: Орегонского, в Сан-Франциско и в Торонто19.

Согласно данным различных исследований, только 1—2% опрошенных никогда не чувствовали себя одинокими, а от 10 до 30% людей испытывали глубокое чувство одиночества со скачкообразными колебаниями в течение большей части своей жизни.

Примерно три из четырех опрошенных сообщили о чувстве одиночества, ис­пытанном в то время, когда они никоим образом не были физически изолиро­ваны от других людей... более тяжелая форма одиночества характерна для ситуа­ций, когда человек не испытывает недостатка в общении. Гораздо труднее пре-

'3 Пепло Н.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 174.

26 Townsend P. The family life of old people. L., 1957.

27 Whitehorn J. С On loneliness and the incongruous self image// Annals of Psychotherapy. 1961. N 1. P. 15-
17.

2S Eddy P.D. Loneliness: A discrepancy with the phenomenological self. Unpublished doctoral dissertation. Adelphi College, 1961.

29 Серма В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества // Лабиринты одиноче­ства: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 227-243.

Одиночество возникает в результате несовпадения между истинным «Я» (тем, как видите себя вы)

и тем, как видят «Я» другие

одолеть чувство одиночества, которое не проходит, несмотря на то что мы нахо­димся в обществе друзей или членов семьи...

Имеются данные, свидетельствующие о том, что длительная и полная изоля­ция от общества в целом может привести к сильному душевному расстройству и полностью парализовать способности человека (например, в случае одиночного заключения в тюрьме или когда человек оказывается на необитаемой территории в результате кораблекрушения или авиакатастрофы)30.

Многие психологи рассматривают одиночество скорее как субъективное переживание, нежели такое внешнее состояние человека, которое могут объективно наблюдать и оценивать беспристрастные судьи. И это действи­тельно так, поскольку одиночеству могут быть присущи такие проявления, как безмятежность, спокойствие, погруженность в себя, самососредоточен­ность, которые не проявляются ни в выражении лица, ни в позах человека.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.