Здавалка
Главная | Обратная связь

ОДИНОЧЕСТВО И ИЗОЛЯЦИЯ



Одиночество следует отличать от других состояний человека, похожих на него. В частности, одиночество не может быть приравнено к физической изоляции человека. Например, изоляция преступника в камере или само­изолирование на время художника или мыслителя ради решения творческой задачи не есть одиночество. Художники требовали изоляции для того, что-

Серма В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества // Лабиринты одиноче­ства: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М, 1989. С. 229-230.

бы творить. Большинству из нас хочется время от времени «побыть одно­му». Наказывая детей, некоторые родители запирают их в чулане или ком­нате. Подготовка космонавтов также включает элементы физической изо­ляции.

В противоположность изоляции,которая является объективным, внешне обусловленным состоянием, одиночество— субъективное внутреннее пережи­вание. Изоляция может содействовать одиночеству, но не может сводиться к нему. Многие люди испытывают мучительное одиночество не в изоляции, а в каком-либо сообществе, например, в толпе, среди чужих или враждебно на­строенных людей, в другой стране, иногда даже в семье и среди друзей.

В отличие от изоляции одиночество не только субъективно, но также уникально и неповторимо. Выражение «ничье одиночество не похоже на мое и одиночество каждого различно» имеет под собой глубокую основу. Это верно, что мое одиночество — только мое. Никто не может пережить мое одиночество за меня. Наверное, никто не может полностью понять, что я чувствую, когда я одинок.

Кроме того, следует отличать одиночество от уединения.Последнее не обязательно связано с одиночеством. Люди могут быть счастливы в затвор­ничестве. Если же человек чувствует себя несчастным оттого, что он все вре­мя оказывается один, то в этом случае наиболее вероятным диагнозом мо­жет быть одиночество.

Ученые доказали, что индивид тем драматичнее переживает социальное одиночество, чем сильнее он был привязан к своей группе, чем больше счи­тался с ее мнением, проявлял преданность, изменял свое поведение и образ мыслей в соответствии с групповыми требованиями. Симптомы этого оди­ночества — беспокойство, тревога, раздражение, депрессия, страх по поводу непризнания группой или в связи с уходом из группы. Выпускники школы или вуза, проучившись долгое время в одной социальной среде, сроднившись с группой, учреждением, переживают чувство беспокойства и даже страха, когда им приходится выходить в открытый мир, покидать привычную обста­новку. Еще большие переживания наблюдаются у людей, долгое время про­служивших в армии, или у людей, вышедших в отставку по возрасту.

В 1968 г. американский исследователь Т. Джонсон изучил группу одино­ких респондентов, отторгнутых обществом. Он опросил 75 случайно ото­бранных юношей в возрасте 16-25 лет, которые оставили среднюю школу или вуз, не посещали других школ и не имели постоянной работы. Джон­сон обнаружил, что большинство молодых людей, приехавших в Сан-Фран­циско из других городов США, находились в подавленном состоянии, были недовольны собой и одиноки. Многие из них вели уединенный образ жиз­ни, включающий частое употребление наркотиков, занятие проституцией, нежелание использовать возможности получения образования или профес­сии. Во время опроса молодые люди описывали свои чувства отчужденно­сти, опустошенности и одиночества31.

У некоторых подростков чувство одиночества ассоциируется с потерей семьи или утратой веры в дружбу, любовь. Когда тебя предает ближайший друг или изменяет любимая девушка, то происходит отчуждение от друж-

31 Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества — к аномии // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., обш. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 45-46.

бы вообще, любви вообще, а все девушки или юноши воспринимаются как потенциальные изменники. Ты больше не веришь в мужскую дружбу или женскую любовь. Какое-то время не заводишь новых друзей и не влюбля­ешься в девушек. Ты изолировал себя от целой группы и от целой сферы чувств. Поняв, что не могут добиться серьезной дружбы, люди чувствуют

себя одинокими и покинутыми. В по­исках смысла жизни и общения оди­нокие подростки переходят от одной группы сверстников к другой, даже толком не познакомившись с ними, увлекаются алкоголем и наркотиками. Нередко выходом из одиночества ста­новится самоубийство. К отторгнутым обществом или группой людям часто наклеивают унизи­тельные ярлыки преступников, неудачников, гомосексуалистов, предате­лей. Социальное одиночество переживают также люди, живущие не в «сто­роне», а на грани общества. К ним относятся старики, бедняки, эксцентрич­ные по своей природе люди, те, чьи занятия имеют сомнительное достоинство, как принято считать, и в некоторых случаях подростки и жен­щины. Отчасти социальное одиночество переживают люди, которые ощу­щают политическое и экономическое бессилие, которые чувствуют, что в расцвете лет они удалены от принятия важных решений.

Сравнивая историческую эволюцию изучения одиночества, можно сде­лать несколько неожиданный вывод. Чем больше людей становится на пла­нете, чем чаще мы говорим и пишем о мировом сообществе и планетарном единстве, тем острее человек ощущает свое одиночество, тем настоятель­нее потребность выделения личности из общества и осмысления своей ис­ключительности (рис. 28). Что это — одиночество в толпе, желание не за-

Рис. 28. Парадокс одинокой толпы: чем больше становится людей на Земле, тем острее члены общества ощущают свое одиночество

теряться среди себе подобных или исторически неизбежный рост личност­ной значимости, самооценки и потребности в самореализации?

На уровне повседневного сознания, не говоря о философской аналити­ке, мы все чаще ощущаем себя пылинками в бесконечной вселенной. Чем больше таких пылинок, тем острее чувство одиночества. В толпе — на вок­зале или городской улице, где вокруг тебя хаотично перемещается огром­ная масса незнакомых людей, чувствуешь одновременно свою затерянность и свое одиночество. Ведь одиночество — это состояние непонятости други­ми, отсутствие дружеских контактов, незнакомство и отчужденность. Со­временные мегаполисы напоминают не только гигантские муравейники вечно спешащих, ко всему равнодушных и чем-то занятых живых существ, но и просто одинокую толпу. Если вы хотите побыть в одиночестве, сказал кто-то, отправляйтесь в толпу.

Переживание глубокого одиночества оказывает на человеческое созна­ние такое же парализующее действие, как другие экстремальные состоя­ния, например паника. Люди не могут переносить подобные состояния длительное время. Толпа и паника — два состояния запутавшегося созна­ния, дезориентированной или отчужденной самости. Поэтому правильнее три понятия — одиночество, паника и толпа — рассматривать в единой связке.

Толпу можно найти нередко там, где не ожидаешь ее встретить. Больни­цы социологи нередко называют юдолью одиночества, несмотря на полное отсутствие возможности побыть там одному32. Толпа — это общество незна­комых тебе людей. И везде, где есть такое общество, высока вероятность воз­никновения одиночества. Толпа состоит из людей, с которыми они не свя­заны никакими чувствами.

Чем крупнее социальная общность, тем труднее в ней создать подлин­ную солидарность. В малых сообществах древности сделать это было гораздо проще, хотя и там встречались свои проблемы. Постиндустриальное обще­ство все больше напоминает огромную толпу, состоящую из совершенно не­зависимых и отчужденных друг от друга атомов-личностей, связанных в общее целое необходимостью платить налоги, обороняться от врагов, бо­роться с преступностью, формировать правовое пространство.

Врезка







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.