СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ ТЕРМИНОВ
Абитуриент— поступающий в высшее учебное заведение. Авторская школа— экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Агенты вторичной социализации— представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Агенты первичной социализации— родители, близкие и дальние родственники и другие представители первичной группы. Агенты социализации— конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Агрессия— действие или поведение, нацеленные на причинение морального, физического и иного ущерба (вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту. Адаптация— процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде. Адаптивная школа— модель образовательного учреждения, ориентированная на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся (в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребенка к своим требованиям). Академическая задолженность— неудовлетворительный результат аттестации учащегося по какой-либо учебной дисциплине за период обучения в течение учебного года. Академическая мобильность— обеспечение свободного выбора студентом места, формы и средств обучения. Академическая свобода— предоставление определенных прав преподавателям, ученым и студентам: излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Академический час— единица измерения учебного времени, равная 45 астрономическим минутам. Аккомодация— приспособление схемы поведения человека к конкретной ситуации за счет его активности, в результате чего эта схема изменяется. Аккультурация— адаптация индивидов или групп к какой-либо культуре. Акторы— субъекты действия. Аномия— состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализовать. Ассимиляция— усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения; этническое поглощение, почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Аффективное действие— неконтролируемое, эмоциональное действие, направляемое сиюминутным настроением и предпринимаемое без учета последствий. Базовый учебный план— учебный план, включающий все виды учебной нагрузки по государственному образовательному стандарту, общий объем каждого из них в академических часах, объем аудиторных и самостоятельных занятий, распределение объемов учебной нагрузки по семестрам и виды промежуточного и итогового контроля. Бакалавр— ученая степень, которая присваивается студенту после освоения им программы базового образования; степень выпускника старших классов средних учебных заведений во Франции и ряде других стран Западной Европы. Бакалавриат— четырехлетнее высшее образование, иначе, незаконченное высшее. Балансовый метод— метод определения объема учебной программы на основе соотношения времени, отведенного на обучение, и времени, требующегося в соответствии с темпом усвоения знаний. Барьер социализации— любое естественное (врожденные дефекты) или искусственное (социальные институты и практики) препятствие, нарушающее нормальное протекание социализации на индивидуальном уровне. Беженцы— категория вынужденных мигрантов. Бомж— лицо без определенного места жительства. Бюджет времени— распределение всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т.д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной совокупностью людей. Вариативная (элективная) часть образовательной программы— часть образовательной программы, предлагающая выбор учебных дисциплин, из которых могут быть составлены различные варианты учебного плана. Вторичная социализация— социализация, на которую решающее влияние оказывает вторичная группа. Вторичные группы— большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения (государство, суд, учреждение, предприятие и др.). Высшее образование— уровень знаний, получаемый в высших учебных заведениях на базе законченного среднего образования и необходимый специалистам высшей квалификации в различных отраслях хозяйства, науки и культуры. Высшие учебные заведения— учебные заведения, готовящие специалистов для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, а также ведущие научно-исследовательскую работу теоретического и прикладного характера. Геттоизация(от слова «гетто») — создание локальных замкнутых, изолированных поселений; полная изоляция от окружающей культурной среды; ситуация, когда человек прибывает в другое общество и оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. Гимназия— учебное заведение гуманитарного типа с повышенным стандартом требований, обычно гуманитарно-филологического направления. Глоссарий— словарь, объясняющий малоизвестные слова, употребленные в каком-нибудь сочинении. Глоссы— комментарии к средневековым юридическим документам. Государственный образовательный стандарт (ГОС)— нормативный документ, определяющий содержание и уровень подготовки специалистов с высшим образованием. Грамматическая школа— начальная школа в древности (Греция, Рим), средняя общеобразовательная школа, готовящая к поступлению в университет, в современной Великобритании. Группа вторичная— группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер. Гувернёр,гувернантка — домашний наемный воспитатель, наставник детей в дворянских семьях. Девиантное поведение— отклоняющиеся от общепринятых норм действия человека, нарушающие их. Девиация— отклонение в поведении человека от общепринятых норм. Дезадаптация— одно из определений отторжения от структур (групп, коллективов) «большого» общества, выпадения из его коммуникативных сетей. Делинквентное поведение— не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения: мелкое хулиганство, мелкое воровство, драки без нанесения тяжких телесных повреждений и т.п. Делинквентность— в социологии обозначение административно, реже — уголовно наказуемых деяний. Деловая игра— вид активного семинара, учебная коллективная игра, схожая с ролевой, однако предполагающая принятие решений на основе расчета экономических и (или) организационных параметров. Демонстративное поведение— показное поведение, выражающееся у праздного класса в приобретении роскоши и дорогих вещей, которые не нужны для жизни. Деперсонализация— изменение восприятия самого себя. Депривация— лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни. Десоциализация— утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. Децентрализация образования— расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д. Дидактическая единица (тема)— небольшая тематическая часть учебной дисциплины. Дискриминация— система коллективных действий, которые могут возникать стихийно в народных массах либо умышленно направляться и даже организовываться властями. Дискурс— публичный или личный разговор, законченный, целостный текст устной или письменной речи, процесс языковой деятельности; стиль, манера или способ говорения. Дискуссия— вид активного семинара, учебная коллективная игра, предполагающая обсуждение студентами спорных утверждений, относящихся к определенной учебной дисциплине, по каждому из которых возможны две диаметрально противоположные точки зрения. Дистанционное обучение— комплекс образовательных услуг, предоставляемых населению в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Дистанцирование— сознательное отгораживание, отдаление одного человека, как правило, занимающего высокий статус, от другого, с меньшим статусом. Дисфункции института— неспособность социального института выполнять свои основные задачи, предназначение. Дисциплинатор— тот, кто занимается укреплением дисциплины. Достигаемый статус— статус, который приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Досуг— определенная часть свободного времени, период любительской деятельности, просмотра телепередач, чтения книг, посещения театров и т.п. Доход— поток денежных поступлений за определенный календарный период; любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д. Единичное действие— по Т. Парсонсу — простейшая элементарная система действия, служащая отправным пунктом для построения аналитической теории человеческого действия. Жизненные шансы— вероятность получить большие или меньшие блага (высокооплачиваемая и престижная работа, собственный дом, полноценное питание и престижная одежда, комфортная жизненная среда) благодаря приложению тех усилий, которые ценятся на рынке труда. Жизненный план— идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений. Жизненный путь— совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. Жизненный цикл— понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека. «ЗеркальноеЯ» — теория Ч. Кули о том, что общество служит своеобразным зеркалом, в которое смотрится каждый человек и благодаря этому корректирует свое поведение. «Значимые другие»— по Дж. Г. Миду — родители, учителя, товарищи и другие люди, играющие решающую роль в процессе первичной социализации ребенка и интернализации им окружающего социального мира. Идентификация— уподобление другому (воспринимаемому) человеку. Индивидуальный учебный план— учебный план, составленный для каждого обучающегося в отдельности. Институты посредничества— репетиторы и подготовительные факультеты, помогающие абитуриентам успешно подготовиться к поступлению в вуз. Институты социализации— учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институционализация— закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Институциональный кризис— процесс, характеризующий падение авторитета данного института, снижение доверия к нему. Интеракция— взаимодействие. Интернализация— превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Инфантицид— умерщвление детей. Инфильтрация— проникновение индивида в более высокий по статусу социальный слой (страту) в процессе вертикальной восходящей мобильности. Каналы вертикальной мобильности(каналы социальной циркуляции) — «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Каузальная атрибуция— приписывание причин: наделение своего собственного поступка или поступков других людей истинными или ложными причинами («он успешно сдает экзамены лишь потому, что ему все время везет»); списывание причин на кого-то, приписывание своих неудач другим людям или объективным обстоятельствам. Элемент «Я-концепции». Квадривиум— средневековый набор изучаемых предметов, включающий арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Классическое образование— тип общего среднего образования, ориентированный на изучение древних языков и математики в качестве главных предметов. Классно-урочная система— организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний; основной формой обучения является урок. Классный руководитель— педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. Когнитариат— интеллигенция и наемные работники, занятые исключительно умственным трудом. Колледж— высшие закрытые учебные заведения, из которых состоят британские университеты; самостоятельное учебное учреждение (в других странах), подразумевающее три основных типа: 1) соответствующие уровню высшей школы; 2) занимающие промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями; 3) соответствующие уровню средней школы и предназначенные для учащихся старше 16 лет. Комит— высокопоставленный чиновник в Византии. Коммерциализация образования— расширение платной основы обучения. Конформизм— внешнее согласие с общепринятыми нормами. Конфронтация— противоборство, столкновение групп, классов, людей, а также их интересов и убеждений. Кризис— любая точка перелома в социальном процессе, где старые механизмы или способы решения проблемы уже не действуют, а новые механизмы или способы решения еще не действуют. Культурный капитал— знания и квалификация. Культурный релятивизм— идея о том, что нормы — относительны своей культуры; в каждой культуре они свои и потому понять их содержание можно только при сопоставлении норм с содержанием данной культуры. Куррикулум(англ. curriculim — резюме, от лат. currere — бежать) — сумма всей практики обучения, являющаяся результатом выполнения учебного плана, направленного на достижение определенных задач; курс обучения, краткое изложение программы курса (резюме); краткое описание своей трудовой биографии, учебы и знаний, curriculum vitae (лат.) [куррикулум витэ] — жизнеописание, краткие сведения о чьей-либо жизни. Курс обучения— наименование образовательной программы, рассчитанной на определенный срок обучения с последующей выдачей документа об образовании. Курсовой учебный план— учебный план, рассчитанный на один год обучения. Латентные функции— непредумышленный (скрытый) результат деятельности социального института или лиц, представляющих его. Линк— связь нового понятия с каким-либо другим старым понятием. Лицей— среднее общеобразовательное и профессиональное учебное заведение, работающее по собственным учебным программам с повышенным стандартом требований, ориентированное на естественные или точные науки либо подшефное вузу и делающее особый акцент на его профилирующих предметах. Малограмотные— функционально неграмотные. Маргинал— человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой. Маргинальность(от лат. Margo — край) — «пограничность», промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Матрикул— перечень учебных дисциплин, соответствующих базовому учебному плану, с указанием общего объема дисциплины в академических часах и формы итогового контроля. Менталитет— характерный склад мышления, восприятия и оценки событий, присущий группе (народу, классу, слою), реже — индивиду. «Нам американцев не понять, у них иной менталитет». Метаквалификация— система знаний, облегчающая поиск и усвоение новых знаний. Монашество(от греч. monachos — отшельник), форма религиозной жизни, для которой характерно осуществление аскетических идеалов. Мотивация— относительно стабильная система мотивов, определяющих поведение субъекта. Навык— умение, соединенное с моторикой и доведенное до автоматизма, сочетание интеллектуальных и мускульных действий. Направление— изучаемая в институте отрасль знаний по квалификациям: бакалавриат и магистратура, внутри которых возможна дальнейшая специализация студента. Неполная(монородительская) семья— семья с одним родителем; образуются в результате развода родителей или смерти одного из них. Неравенство— неодинаковый доступ больших социальных групп людей (страт, слоев, сословий, каст, классов) к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти. Неформальные отношения— контакты, или взаимоотношения, между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируется никаким документом, но только определяется участниками самого взаимодействия. Номинальная группа— статистическая категория, созданная ученым для целей измерения, счета социального состава. Норма— в социологии совокупность всех правил, которые формально или неформально приняты в группе или обществе. Нравы— особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Нуклеарная семья— семья, состоящая из родителей и детей, т.е. социального и биологического ядра, достаточного для воспроизводства потомства и общественных связей. Образ жизни— вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения людей. Образовательная программа— полный перечень учебных дисциплин с указанием объема изучения по соответствующему курсу обучения, из которого по определенным правилам формируются учебные планы. Обычай— традиционно установившийся порядок поведения. Обязательная часть образовательной программы— часть образовательной программы, предлагающая в соответствии с государственным образовательным стандартом один вариант обязательного набора учебных дисциплин. Отчужденность— эмоциональное отдаление от кого-либо или чего-либо, охлаждение к тому, чем раньше человек был увлечен. Паблик скулз{Public schools) — частные привилегированные средние школы в Великобритании, сохраняющие аристократические традиции. Пажеский корпус— привилегированное среднее военно-учебное заведение для подготовки преимущественно офицеров гвардии, в котором воспитывались дети высшей дворянской знати. Пансионы— интернаты, закрытые учебные заведения с общежитием и полным содержанием учащихся. Первичная социализация— социализация, на которую решающее влияние оказывает первичная группа. Первичные группы— малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Повторный брак— вступление супругов в новый брак с другим партнером после расторжения предшествующего брака или смерти одного из них. Привычки— установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Прикладные исследования— оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения конкретных практических задач. Приписываемыйстатус — это статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля. Притязания— совокупность социально значимых потребностей, связанных с внешней карьерой и внешними достижениями человека, но мало или никак не учитывающие личные способности человека. Приход— низшая церковно-административная единица, церковь с причтом и содержащая их церковная община (прихожане). Приходские школы— учебно-воспитательные заведения элементарного типа для населения, относившегося к одному церковному приходу. Проекция— неосознанное наделение другого человека присущими данной личности чертами, мотивами и свойствами. Регионализация образования— замыкание абитуриентов на своих региональных вузах. Региональный компонент ГОСа— часть государственного образовательного стандарта, включаемая в образовательную программу конкретного вуза региональными департаментами образования. Режим дня— распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. Ремиграция— обратная миграция, возвращение. Ресоциализация— усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия. Референтная группа— группа, с которой индивид себя соотносит, которая служит для него эталоном, но к которой он не принадлежит. Рефлексия— осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. Реципиент(адресат) — человек, принимающий информацию. Ритуал— вид обряда, форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности. Ролевая игра— вид активного семинара, учебная коллективная игра, предназначенная для таких учебных дисциплин, содержание которых позволяет создать и разыграть жизненную или профессиональную ситуацию с четким разделением ролей действующих лиц. Ролевой набор (репертуар)— совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Роль— модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными заданным статусом соответствующими социальными нормами; динамическая характеристика статуса. Санкции— вознаграждения и наказания, стимулирующие соблюдение предписаний. Семинарии— тип среднего специального учебного заведения профессиональной подготовки духовенства (духовные), а также для подготовки преподавателей начальной школы (учительские). Семья— супружеская пара, живущая вместе или отдельно от неженатых детей, либо отдельный родитель, проживающий с сыном или дочерью. Семья происхождения— родительская семья. Соборные школы— кафедральные школы, в эпоху средневековья — средние учебные заведения при соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. Социализация— продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Социальная группа— совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль. Социальная мобильность— изменение индивидуумом или группой своего статуса, переход в другую группу. Социальная напряженность— высокий уровень недовольства населения существующим положением дел, выражающийся в скрытой агрессивности и готовности выразить свое настроение в открытой форме. Социальная организация— совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и связей работников. Социальная система— относительно жестко связанная совокупность основных элементов общества; совокупность социальных институтов. Социальная стратификация— расположенные в иерархическом порядке слои (страты), имеющие неравный доступ к дефицитным благам. Социальная структура— совокупность всех функционально связанных статусов, существующих в данное историческое время в данном обществе. Социальные институты— исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Социальные отношения— отношения между людьми как представителями больших социальных групп (классов, слоев, профессий, этносов и др.). Социальные практики— совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами; мышление или действие «по привычке», следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер; частные социальные институты. Спектабиль— высокое звание, которого удостаивались выходящие на пенсию преподаватели университета в Византии. Статус— позиция индивида в группе или в обществе. Странствующие учителя— наемные учителя, передвигающиеся из города в город: софисты в Древней Греции и не имеющие законченного высшего образования студенты в средние века, а также буддийские и раннехристианские миссионеры и проповедники, совмещавшие в своей деятельности задачи просвещения народа и обращения в свою веру. Студент— представитель социально-профессиональной группы, включающей учащихся высших учебных заведений; часть интеллигенции. Тезаурус— перечень терминов в определенной области знаний с указанием различных смысловых отношений между ними. Текущая аттестация— проведение всех видов контроля знаний студентов (экзамены, зачеты, курсовые работы, практики) по окончании изучения дисциплины или ее части, определенных учебными планами. Тестовое занятие— контрольное занятие, предполагающее проверку знаний учащихся с помощью методических материалов, предлагаемых в устной, письменной или электронной форме. Техникумы— средние специальные учебные заведения для подготовки специалистов различных отраслей народного хозяйства, здравоохранения, культуры и просвещения (промышленные, медицинские, педагогические, музыкальные, театральные, культурно-просветительские и др.). Традиционное действие— действие неосмысленное, основанное на привычке и обычае. Тривиум— базовые предметы в средневековом университете, куда относились грамматика, риторика и логика (диалектика). Тьютор(tutor) — преподаватель, методист, консультант, имеющий сертификат о соответствующем образовании. Организует эффективное изучение курса, проводит семинары, осуществляет текущую методическую поддержку студентов, проверяет и комментирует письменные задания. Понятие, близкое российскому термину «научный руководитель». Тьюториал— очные встречи тьютора и студентов его группы. Проводятся обычно в неформальной обстановке, вне стен учебного заведения. Основная цель таких встреч — общение соучеников, обмен опытом в решении поставленных задач, взаимная поддержка. Часто совмещаются с деловыми играми. В большинстве случаев не являются обязательными для посещений, особенно для студентов, обитающих слишком далеко от центрального учебного заведения или его региональных центров. Умение— законченное действие, состоящее из определенных операций и выполняемое по строго заданному алгоритму и правилам. Университет— тип высшего учебного заведения в Европе, подготавливающий студентов по широкому кругу предметов. Утечка мозгов— эмиграция или смена деятельности работников преимущественно умственного труда, интеллигенции. Учебная дисциплина— часть определенной области знаний, выделенная специально для изучения с учетом направления, специализации и периода обучения. Учебный план— перечень учебных дисциплин с указанием объема и последовательности их изучения, разбивкой по учебным периодам, сроков и видов текущей и итоговой аттестации, а также нормокомплекта учебных занятий и учебных продуктов, предназначенных для этих дисциплин. Училища— средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов по военным, медицинским и гуманитарным специальностям (военные, медицинские, педагогические, художественно-технические, культурно-просветительские и др.). Фандрайзинг— поиск ресурсов, которые обеспечат нормальную работу школы. Федеральный компонент ГОСа— часть государственного образовательного стандарта, обязательная для включения в образовательную программу любого вуза Российской Федерации. Формальные отношения— контакты, или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируются каким-либо документом. Фундаментальные исследования— экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т.п. Целе- или/и инструментально-рациональное поведение— действие, предполагающее свободный и осознанный выбор цели (термин М. Вебера). Ценности— социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценностно-рациональное поведение— действие, базирующееся на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы (термин М.Вебера). Ценностные ориентации— индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Церковь,в расширенном словоупотреблении — организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Цеховые школы— начальные училища в городах Западной Европы в XIII—XIV вв., открывались и содержались ремесленными цехами. Цифирные школы— начальные учебные заведения в России 1-й половины XVIIIв. Человеческий капитал— совокупность качеств, свойств и навыков человека, позволяющих ему выступать в качестве работника, создающего некий продукт и получающего за это заработную плату. Элитизация образования— сокращение доли выходцев среди студентов рабочих и крестьян и увеличение доли гуманитарной и технической интеллигенции. Эмпатия— эмоциональное сопереживание, сочувствие другому. Этноцентризм— склонность представителей большой социальной группы считать ценности и нормы своей группы как самые лучшие, а нормы и ценности другой группы как худшие. ЛИТЕРАТУРА 1. Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. (Тр. по социологии образования. Т. III. Вып. IV). М., 1995. С. 118-132. 2. Авдулов А.Н., Кулькин A.M. Фонды поддержки науки и России // Вестн. РФФИ. 1997. № 1. С. 46-51. 3. Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // История культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 17—64. 4. Аврус А.И. История российских университетов: Курс лекций. Саратов, 1998. 5. Аграрно-экономическая наука Сибири в решении проблем агропромышленного производства. Новосибирск, 1996. 6. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. 7. Аитов Н.А. Социальные аспекты получения образования в СССР // Социальные исследования. Вып. 2. М., 1968. С. 187—196. 8. Айрапетян С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация». Ереван, 1984. 9. Академия наук в решениях Политбюро ЦК РКП (б), ВКП (б), КПСС. 1922-1991: 1922-1952 / Сост. В.Д. Есаков. М., 2000. 10. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000. 11. Алашеев С.Ю., Быков С. В. Состояния тревожности у педагогов // Социологический журнал. 1999. № 3/4. С. 115—122. 12. Алашеев С.Ю., Цветкова И.В. Межличностные отношения в школе // Социологический журнал. 1998. № 3/4. С. 230—236. 13. Алексеев А.С. Интегрирующая роль математики и информатики // ЭКО. 1997. №6. С. 3-19. 14. Алексеева Л.С. и др. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие / Науч.-метод, пособие. М., 2000. 15. АллакЖ. Вклад в будущее: приоритет образования. М., 1993. 16. Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа (Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М., 1958. 17. Анализ образовательной ситуации в Центральном районе г. Тольятти: По материалам социологических исследований 1998—1999 уч. г. Тольятти, 1999.
18. Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. М., 2000. 19. Андреев А.Ю. Профессора // Университет для России. Взгляд на историю культуры XVIII столетия. М., 1997. 20. Андреев Е.Н. Школьное дело в России. СПб., 1882. 21. Андреев М. Образование и общество: Педагогическая социология. СПб., 1998. 22. Андреева И.Н. Философия и история образования: Учеб. пособие. М 1999. 23. Анисов М.И. Источники изучения истории педагогики в России. М 1991. 24. Антология педагогической мысли Древней Руси. М., 1985. 25. Антология педагогической мысли России XVIII века. М., 1987. 26. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века М., 1990. 27. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX века. М., 1990. 28. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся педагогических колледжей и студентов вузов: В 2 т М., 1994. 29. Антропова М.В., Манке Г. Г. Здоровье школьников: результаты лонги-тюдного исследования // Педагогика. 1995. № 2. 30. Арапов М.В. Образование по-русски: иллюзия и реальность // Энергия. 2002. № 9. С. 60-64. 31. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры: Образование как социокультурный феномен. М., 2000. 32. Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования // Социология в России. М„ 1998. 33. Ахмадеев А.А. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ. Уфа, 2001. 34. Ашталос М. Средневековый университет: факультет теологии // Alma mater. 1998. № 4. С. 52-56; № 5. С. 44-49; № 6. С. 45-48. 35. Байденко В. И. Образовательный стандарт: опыт системного исследования. Новгород, 1999. 36. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. 37. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психологии. № 1. 1989. 38. Балханов И.Г. Социализация и этничность бурят в городских условиях // Социс. 2003. № 2. 39. Баранов А.А., Иванова Н.Г. Тенденции развития образовательных потребностей разных слоев населения // Социс. 2003. № 2. 40. Бахтин М. Школьная жизнь в Париже XII века // Средневековый быт. Л.,1928. 41. Белкин и др. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994. 42. Белов В.А. Образ науки в ее ценностном измерении. Новосибирск, 1995. 43. Белова Л.В. Профессиональная ориентация выпускников как показатель социализации и развития личности (http://cognitiv.chat.ru). 44. Беляева Т. Б., Голоухова С. И. Особенности взаимосвязи высшей школы и рынка труда / Материалы науч. конф. «Ломоносовские чтения— 1998» М., 1999. 45. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование //Вопр. философии. 1990. № 1. 46. Бердашкевич Л.П. Российская наука: состояние и перспективы // Социологические исследования. 2000. № 3. 47. Бессонов и др. Образование — прорыв в XXI век / Моск. гос. ун-т коммерции. М., 1998. 48. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М., 1988. 49. Бестужев-Лада И.В. Идеальные представления о системе народного образования // Педагогика. 1998. № 6. 50. Бестужев-Лада И.В. Нужна ли школе реформа. М., 2001. 51. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. 52. Блага К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель. М., 1991. 53. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. 54. Богуславский М.В. XX век российского образования. М., 2002. 55. Боэций А.М.С. «Утешение философское» и другие трактаты. М., 1990. 56. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. 57. Браун Ф. Социальные изменения и образование в России // Молодежь России на рубеже 90-х годов. Кн. 1,2/ Ред. М.М. Малышева. М., 1992. 58. Будник В.М. Малое наукоемкое предпринимательство при академических организациях // Вестн. РАН. 1997. Т. 67. № 9. С. 787-791. 59. Булгакова Н. Послушник и школяр, наставник и магистр // Поиск. 1997. № 6. 60. Булдаков С.К. Образование: цели, идеи, методология: Опыт философ. исслед. Кострома, 2000. 61. Бурдье П. Университетская догма и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos'96: Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. М., 1996. 62. Вентцель К.Н. Культура и воспитание // Свободное воспитание. Вып. 1. М., 1992. С. 2-6. 63. Верже Ж. Прототипы (История средневекового университета) // Вестн. высш. шк. 1991. № 10. С. 100-108. 64. Витенберг Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. СПб., 1994. 65. Вишневский Ю.Р., Шапка В.Т. Социология молодежи. Н.Тагил, 1995. 66. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социс. 2003. № 2. 67. Власцеану Л., Дейвис Д. Виртуальные и классические университеты между взаимопомощью и противостоянием // Высшее образование в Европе. 2001. Т. XXVI. № 4. 68. Водзинская В.В. Ориентация на профессии // Социальные проблемы труда и производства. М., 1970. 69. Водопьянова Е.В. Европейская наука перед вызовами XXI века // Современная Европа. 2002. № 2(10). С. 89-95. 70. Волгина О.Н. Интеллектуальный потенциал России: состояние и развитие в XXI веке // Изв. Акад. труда и занятости. 2002. № 3—4. С. 29— 32. 71. Волков Ю.Г. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие для вузов Ростов н/Д, 2001. 72. Волков Н.А., Коротнев В.Д., Федотова М.Ю. Профориентация сельских школьников // Социологические исследования. 1999. № 8. 73. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М., 1992. 74. Волчкова Л.Т. и др. Стратегии потребительского поведения населения на рынке продовольственных товаров Санкт-Петербурга. СПб., 2000. 75. Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (X—XVII вв.) // Педагогика. 1996. № 2. С. 84-88. 76. Воронков В., Фомин Э. Зарубежная помощь науке глазами российского ученого (на примере Новосибирского Академгородка). СПб., 1995. 77. Воронков С.Г., Иваненков С. П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993. 78. Всеобщее среднее образование в СССР. М., 1976. 79. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века = Educational strategy in the West: toward the XXI century. M., 1999. 80. Выготский Л.С. Педология подростка: Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 5-242. 81. Высшая школа в зеркале общественного мнения / Отв. ред. А.А. Овсянников. М., 1989. 82. Высшая школа в зеркале социологии. Информ. бюл. Госкомвуза РФ. М., 1994. 83. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества / Отв. ред. М.Н. Руткевич, Ф.Р Филиппов. М., 1978. 84. Высшее образование в Российской Федерации / М-во образования Рос. Федерации, НИИ высш. образования; Под ред. В.М. Филиппова. М., 2000. 85. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1998. 86. Гавриков А.Л., Литвинова Н.П. Образование взрослых в XXI веке: роль университетов в его развитии. М., 2001. 87. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980. 88. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003. 89. Гантер Б., Ферхман А. Типы потребителей: введение в психографику. СПб., 2001. 90. Гендин A.M., Сергеев М.И., Аверин СП. Общеобразовательная школа: состояние и тенденции развития в современных условиях (по материалам социологического исследования в Красноярском крае). Красноярск, 1995. 91. Георгиева Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. М., 1992. 92. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптации: историко-методологическое исследование. Л., 1989. 93. Герчикова В.В. Современное высшее образование: функции, реализация, перспективы. Томск, 1988. С. 76—81. 94. Герштейн С.С. , Логунов А.А. Фундаментальная наука в современном обществе // НГ-Наука. 1998. № 8. 95. Гершунский Б.Д. Философия образования. М.,1997. 96. Гессен М. Большие ловушки большой науки // Итоги. 1997. № 6. С. 46— 49. 97. Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 105-112. 98. Гордиенко А.А., Еремин С.Н. Социальные характеристики научного сообщества новосибирского Академгородка. Новосибирск, 1997. 99. Готлиб А. Университеты [В Западной Европе] // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1902. Т. 68. С. 751—788. 100. Гохберг Л.М. Финансирование науки в странах с переходной экономикой: Сопоставительный анализ / Центр исследований и статистики науки. М., 1998. 101. Гохберг Л.М., Шувалова О.Р. Общественное мнение о науке / Центр исследований и статистики науки. М., 1997. 102. Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности / Пер. с англ. М., 2003. 103. Гудков Л. Кризис высшего образования в России // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1998. № 4. 104. Гудков Л. Образованные сообщества в России: социологические подступы к теме // Неприкосновенный запас. 1999. № 1 (3). С. 23—31. 105. Гуманизация науки и гуманитаризация образования. М., 1995. 106. ГуревичА.Я.,ХаритоновичД.Э. История средних веков: Учеб. М., 1995. 107. Гуревич П.С. Человек. М., 1995.
108. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты / Ин-т социологии РАН. М., 2003. 109. Гурова Р.Г Социологические проблемы воспитания. М., 1981. 110. Гутнер Г. Просвещение как социальный проект // Неприкосновенный запас. 2002. № 5. 111. Дашкова Е.Р. О смысле слова «воспитание» // Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. 112. Дебовэ М. Образование и общество // Перспективы: Вопр. образования. 1990. № 1.С. 143-148. 113. Дежина И.Г. Помощь науке в регионах: цель или средство? // Вестн. РФФИ. 1997. №2. С. 18-24. 114. Делор Ж. Образование: необходимая утопия. Образование для XXI в. / / Педагогика. М., 1998 № 5. С. 3-16. 115. Дементьева И.Ф. Развод и дети. М., 2000. 116. Деревянко А.П. Гуманитарные науки — на пороге нового века // ЭКО. 1997. №8. С. 20-30. 117. Дерманова И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6. Вып.1.№6. С. 59-67. 118. Джонсон Дж.К. Индивидуализация обучения // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. М., 1996. 119. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. М., 1999. 120. ДикаяЛ., Махнач А. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журн. 1996. Т. 14, №3. С. 137-148. 121. Димов В.М., Лесная Л.В. Актуальные проблемы образования // Социально-политический журн. 1995. № 2. С. 169—182. 122. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999. 123. Дмитриенко В.А. Люрья Н.А. Образование как социальный институт. Красноярск, 1989. 124. Днепров Э.Д. Витязь на распутье, или Современная образовательная политика. М., 2000. 125. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. М., 1998. 126. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. М.,1987. 127. Добрынина В.И., Кухтевич Т. Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. М., 1996. 128. Доктрина развития российской науки. М., 1996. 129. Документы и материалы по истории Московского университета в XVIII веке. Т. 1. М., 1950. 130. Документы по истории университетов Европы XII—XV вв. Учебн. пособие. Воронеж, 1973. 131. Дудченко О.П., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социс. 1997. № 6. 132. Дымарская О.Я. Элитное образование в России: история, современное состояние, перспективы // Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ. М., 2003. С. 201—219.
133. Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000. 134. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994. 135. Дюркгейм Э. Социология образования: Пер. с фр. Т. Г. Астаховой / Научн. ред. B.C. Собкин, В.Я. Нечаев. М., 1996. 136. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала. СПб., 1996. 137. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопр. психологии. 1995. № 3. С. 38-45. 138. Елисеев А.Н. Институциональная организация российской науки в переходный период. М., 1996. 139. Еникеева С.Д., Панкратова В.П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. М.,1998. 140. Жамкочьян М. Конец социализации или новые стратегии успеха // Знание-сила. 2000. № 12. 141. Жарова Я., Яценко В. Проблемы формирования современной системы показателей статистики образования // Вопр. статистики. 1995. № 12. 142. Жданова М.В. Философское осмысление понятия «образование» в западноевропейской традиции // Образование в Сибири. 1995. № 1. С. 40-43. 143. Жизненные ориентации учащихся и проблемы современного образования // Сб. научн. тр. Отв. ред. B.C. Собкин. М., 1990. 144. Жизненные пути молодого поколения / Отв. ред. М.Х. Титма. Таллин, 1985. 145. Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2001. 146. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001. 147. Зайцев В.В. Принцип свободы в построении начального образования: методологические основы, исторический опыт и современные тенденции. Волгоград, 1998. 148. Зарубежная помощь науке и высшей школе России. М., 1994. 149. Заславская Т.Н. Роль социологии в процессах преобразования России // Вопр. социологии. 1996. № 6. С. 97-109. 150. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университетов в европейской культуре. М., 1994. 151. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург, 1999. 152. Зборовский ЕЕ. Социология образования. В 2 ч. Екатеринбург, 1993— 1994. 153. Зимняя И.А., Боденко Б.М., Морозова Н.А. Воспитание — проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М., 1998. 154. Зиятдинова Ф.Е Социальные проблемы образования. М., 1999. 155. Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. М., 1997. 156. Змеев В.А. Эволюция высшей школы Российской империи. М., 1998. 157. Зубова Л.Е Профессиональная деятельность российских ученых: ценности и мотивации // Вестн. РАН. 1998. Т. 68. № 9. С. 775-789. 158. Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999. 159. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века: Социально-историческая судьба. М., 1999. 160. Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи. XVIII век — 1917 год. М., 1994. 161. Ивановский В.Н. Народное образование и университеты в средние века // Кн. для чтения по истории средних веков. Т. 4 / Под ред. П.Е Виноградова. М.,1898. 162. Игнатович В. История английских университетов в средние века. СПб., 1861. 163. Игнатович В. Немецкие университеты в развитии их исторической и современной жизни //Журнал Министерства народного просвещения. 1862. № 10. 164. Из истории университетов Европы XIII—XV вв. Воронеж,1984. 165. Иконников В.И. Несколько слов по поводу новых данных о наших университетах. Киев, 1876. 166. Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. СПб., 2000. 167. Ильин В.И. Социальная группа как фактор потребительского поведения // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. №4(22). С. 4-12. 168. Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высш. образование в России. 2001. № 4. 169. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. М., 1996. 170. Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Т. 1. Смоленск, 1996. 171. Инновации в образовании глазами социолога. Екатеринбург, 1996. 172. Инновации в школе: характер и результаты // Общее среднее образование России: Сб. нормативных документов, 1992—1993. Т. 1 / М-во образования РФ. М., 1993. 173. Иудин А.А., Стрелков Д.Г. Актуальные проблемы социализации молодежи. Н. Новгород, 1994. 174. Калдыбаева Т. Ж. Институт дошкольного образования: Социологический анализ. Саратов, 2000. 175. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 176. Квастель С. Болонский университет в средние века // Сб. науч. студенческих работ МГУ. Вып. 19. М., 1941. 177. Квеско Р.Б. Образовательное пространство как социальное явление: Философско-методологический анализ. Томск, 1998. 178. Квиек М. Глобализация и высшее образование // Высш. образование в Европе. 2001. Т. XXVI. № 1. 179. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995. 180. Китова Г.А., Кузнецов Б.Ю. Развитие российской науки в 90-х годах: региональные особенности // Проблемы прогнозирования. 1996. № 5. С. 53-60. 181. Киященко Н. И. Стратегия образования в XXI веке // Полигнозис. 2001. № 2(14). С. 76-81. 182. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1997. 183. Кларк М. Технология образования или педагогическая технология? // Перспективы: Вопр. образования. ЮНЕСКО. 1983. № 2.
184. Клецина И.С. Тендерная социализация: Учеб. пособие. СПб., 1998. 185. Клинберг Л. Проблемы теории обучения / Пер. с нем. М., 1984. 186. Клонингер С. Теория личности: Познание человека / Пер. с англ. СПб., 2003. 187. Клувэ Л., Маркс. Э., Петри М. Развитие школы: модели и измерения. Калуга, 1993. 188. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. 2003. № 1. 189. Ковалева Н.В., Мамаев В.Л. Кадры высшей научной квалификации: Пополнение последних лет / Центр исслед. и статистики науки. М., 1997. 190. Коваленко Т. А. Менталитет дворянской культуры XVIII века // Общественные науки и современность. 1997. № 5. 191. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Отв. ред. Г.А.Чередниченко. СПб., 2001. 192. Козина И. и др. Профессиональные ориентации выпускников средней школы и задачи оптимизации социального планирования // Проблемы совершенствования социального планирования. Куйбышев, 1989. 193. Козлова О.Н. Национальные модели воспитания и гуманизм. М., 1993. 194. Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII — XIII вв. // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941. 195. Колеков Н.И., Кулакин Г.К. Проблемы формирования национальной модели науки // Вестн. РАН. 1997. № 12. С. 1066-1081. 196. Колесников Л.Ф., Турасенко В.Н., Борисов Г.С. Эффективность образования. М., 1991. 197. Колесов В.П. От бакалавра до магистра // Вестн. высш. шк. М., 1992. № 10-12. С. 37-42. 198. Колотинский П.Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Краснодар, 1929. 199. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. 200. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1991. 201. Кон И.С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). М„ 1988. 202. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М., 2000. 203. Конончук Н.В. Роль семейных отношений в формировании отклоняющегося поведения // Семья и личность. Тез. докл. Всесоюзн. конф., г. Гродно. М., 1981. С. 138-139. 204. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х годов. Самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации старшеклассников 90-х годов. М., 2000. 205. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М., 1977. 206. Константиновский Д.Л., Хохлушкина Ф.А. Формирование социального поведения молодежи в сфере образования: От 60-х годов к 2000-му // Социологический журнал. 1998. № 3/4.
207. Копелевич Ю.Х. Первые академические студенты // ВИЕТ. 1996. № 2. 208. Коптюг В.А. Наука спасет человечество. Новосибирск, 1997. 209. Кордонский С. Кризисы науки и научная мифология // Отечественные записки. 2002. № 7. 210. Корель Л.В. Социология адаптации: этюды апологии. Монография / ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 1997. 211. Корзун В. «Во многом знании есть многие печали»: Заметки о состоянии российской науки // Alma Mater. 1996. № 6. С. 9—13. 212. Корнеева Е.Н. Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии // Ярославский педагогический вестн. 1996. № 2. С. 17—23. 213. КосолаповС. М., Подвойский В.П. Социология образования. Учеб. для педвузов. М., 1993. 214. Крушельницкая О.И., Третьякова А. Н. Отвергаемые дети. Каким помочь? (Советы психолога) // Биология в школе. 1997. № 5. С. 27—30. 215. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. М., 2000. 216. КублановаБ.М. Как обучались в средневековом университете//Кн. для чтения по истории средних веков. Ч. 1. М.,1951. 217. Кузнецов А.А., Рыжаков М.В. Содержание общего среднего образования: итоги столетия // Изв. Рос. Акад. образования. 2001. № 1. С. 2-11. 218. Кузнецова Н.И. Социокультурные проблемы формирования науки в России (XVIII - середина XIX вв.). М., 1997. 219. Кузнецова И.Ю., Кузнецова С. А. Самоопределение личности на жизненном пути. М., 2003. 220. Кулаковский Ю.А. Гонорар в русских университетах. Киев, 1897. 221. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М., 1970. 222. Курлов и др. Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х / Под ред. Е.Э. Смирновой. СПб., 1995. 223. Кусжанова А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы. Оренбург, 1993. 224. Кухтевич Т. Н. Социология воспитания. М., 1989. 225. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. Современные модели университетского образования. Ижевск, 1995. 226. Ладыжец Н. Университеты Европы // Вестн. высш. шк. 1991. № 9. С. 80-84. 227. Латышев В.А. Школа и общество: проблемы новой организации пространства образования и воспитания // Культура, образование, развитие индивида: Сб. науч. статей / Отв. ред. Ф.Т. Михайлов. М., 1990. 228. Лебедев С.А., Миленин С. А. Кризис российской науки и пути выхода из него // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 122—129.
229. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. 3-е изд. М., 1989. 230. Левин А. Наука в России на пути к формированию гражданского общества // Философские исследования. 1993. № 4. С. 451—460. 231. Левит М.В. Как сделать хорошую школу?! М., 2000. 232. Левитес Д.П Практика обучения: современные образовательные технологии. М.; Воронеж, 1998. 233. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. 234. Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л., 1971. 235. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991. 236. Липатникова Г.И. Документы по истории университетов Европы XII— XIV веков. Воронеж, 1973. 237. ЛоккД. Педагогические соч. М., 1939. 238. Лоншакова Н.А. Региональный ВУЗ и рынок труда: проблемы адаптации (на примере Читинской области) // Социс. 2003. № 2. 239. Лопатников С. Как спасти науку? // Открытая политика. 1997. № 5. С. 38-44. 240. Лосик А.В., Чимаров С. Ю. Наука и политика: тернистый путь научно-технического прогресса. СПб., 1997. 241. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». СПб., 1995. 242. Любимов А.Л. Фундаментальная наука и трудные времена. Дубна, 1992. 243. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998. 244. Майор Ф. Образование для всех: задача до 2000 г. // ЮНЕСКО. 1991. №4. 245. Малыгин А.Г. Рыночная наука — это отсутствие науки // НГ-Наука. Октябрь. 1998. №9. 246. Манхейм К. Образование, социология и проблемы общественного сознания // Мир образования. 1997. № 2. 247. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 248. Маркова О.Ю. О понятии «образованный человек» и миссии университета в XXI веке // Петерб. журнал электроники. 2001. № 2. С. 71 —95. 249. МарруА.И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998. 250. Маршакова-Шайкевич И.В. Мировая наука на пороге XXI века // Вестн. РАН. 2000. Т. 70. № 12. С. 1086-1093. 251. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1999. 252. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003. 253. Матвеева А. Открытие образования // Эксперт. 2001. № 1-2. С. 58—60. 254. Медведев В.Е. Классификация поведенческой адаптации // Физиология человека. 1982. № 3. 255. Медушеский В.В. Христианизация светского образования // Путь православия. 1993. № 1. С. 87-100. 256. Международная поддержка российской науки и высшей школы. М., 1995. 257. Меренков А.В. Рыночные ориентиры студенчества // Социологические исследования. 1998. № 12. 258. Мид М. Культура и мир детства. М., 1998. 259. Микуленко Т. Образование как товар (Обозрение) // «Alma Mater» (Вест, высшей школы). 2001. № 10. С. 50-51. 260. Мингалева Т.Ф. Записки директора школы. Екатеринбург, 1998. 261. Миронов В.Б. Век образования. М., 1990. 262. Мирская Е.З. Академическая наука: распад или преобразование // Эврика. 1994. №8-10. 263. Мирская Е.З. Роль международных взаимодействий в профессиональной деятельности российских ученых // Вестн. РАН. 1997. Т. 67. № 4. С. 291-312. 264. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. 265. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976. 266. Мишед Л. Идея университета //Вестн. высш. шк. 1991. № 9. С. 85—90. 267. Модзалевский Л.В. Очерки истории воспитания и обучения. В 2 т. СПб., 1892. 268. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учеб пособие для высш. и сред. спец. учеб. заведений / Науч. ред. М.В. Захарченко. СПб., 2000. 269. Моисеев А., Поташник М. Многообразие школ: Плюсы и минусы // Нар. образование. 1997. № 4. 270. Москвин М. Хождение по вузам: воспоминания комсомольца. Париж, 1933. 271. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1998. 272. Мэграт П.С. Глобализация и ее влияние на высшее образование в планетарном масштабе // Высшее образование в Европе. 2001. Т. XXVI. № 1. 273. Наука России на пороге XXI века: проблемы организации и управления. М., 2000. 274. Научные кадры СССР. Динамика и структура / Ред. В.Ж. Келле, С.А. Кугель. М., 1991. 275. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России: Стат. сб. СПб., 1998. 276. Начало пути: Поколение со средним образованием / Под. ред. М.Х. Титмы, Л. А. Коклягиной. М., 1989. 277. Негосударственная фундаментальная наука. «Круглый стол» ученых // Общественные науки и современность. 1997. № 4. С. 25—36. 278. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М., 2002. 279. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1998. 280. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетия М., 2000. 281. Никитин И. Образование в России накануне XXI века//Обозреватель. 2000. № 4(123). С. 71-73.
282. Образование в XXI в. // Экономика образования. 2002. № 2 (9). С. 59-62. 283. Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты / Отв. ред. В.Н. Шубкин. М., 1994. 284. Образование для всех? Региональный мониторинговый доклад. UNICEF. Florence. 1998. № 5. 285. Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ / Ред.-сост. Д.Л. Константиновский, Л.П. Веревкин. М., 2003. 286. Овсянников А.А. Система образования в России и образование России. М., 1999. 287. Овсянникова В.И. В поисках новых парадигм социально-гуманитарных наук // Социально-политический журнал. 1997. № 4. С. 65—78. 288. Оклады императорских российских университетов. СПб., 1883. 289. Олех Л.Г. Типы культуры и образования // Образование в Сибири. 1995. № 1.С. 3-10. 290. Ольшанский В.Б., Климова С. Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе (1982-1997 годы) // Социологические исследования. 1999. №6. С. 88-96. 291. Осипов A.M. Общество и образование. Лекции по социологии образования. Новгород, 1998. 292. Осипов A.M. Социология образования // Социология. Учебн. пособие для студентов вузов. СПб., 1993. 293. Основы православного образования в России // Педагогика. 1995. № 3, С. 74-89. 294. Павлова Г.Е. Организация науки в России в первой половине XIX века. М., 1990. 295. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. 296. Петренко Л.Ф. Статус Российской Академии наук и ее учреждений // Вестн. РАН. 1997. Т. 67. № 7. С. 671-672. 297. Петров А.Н., Демидова Л.Г. Модернизация образования в рамках реформируемой социальной политики России. М., 2003. 298. Петров А.Ю. Учебная перегруженность в школе // Социс. 2001. № 4. С. 110-111. 299. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992. 300. Петров Ф.А. Российские университет ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|