Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава II. Римская живопись



1 Аристотель в своей «Поэтике» пишет... — Далее следует весьма «вольный пересказ» Аристотеля. В «Поэтике» «характер», ethos, опре­деляется как важнейшая составляющая трагедии, объединяющая ее с живописью (гл. 6, 1450а); но проявляется характер прежде всего в «выборе» героя (последствия поступка здесь вторичны). «Души в Аиде» упоминаются как предмет т.н. «трагедий зрелища» (греческое opsis дей­ствительно может означать «зрение, взгляд», но в этом месте «Поэтики» (гл. 18, 1456а1)оно представляет собой конъектуру, т.е. исправление рукописного текста). «Трагедии зрелища» упоминаются сразу после трагедий «характеров». Интересно, что в этом же месте упоминается и сюжет о Прометее, который, похоже, дает Киньяру возможность здесь же упомянуть и о страданиях Христа.

2 Эвфранор — знаменитый скульптор и живописец V в. до н.э. Среди его скульптур наиболее известны изображения Париса, Алек­сандра и Филиппа Македонского, среди картин — изображение битвы

при Мантинее, двенадцати олимпийских богов, Тезея (картина, напи­санная «в ответ» на знаменитую картину Паррасия). Он был также автором трактатов о пропорциях и колорите.

3 Собрание амфиктионий... — Амфиктионии — союзы греческих племен, объединенных вокруг какого-либо крупного святилища, обла­давшие достаточным политическим авторитетом, издававшие свои за­коны и даже чеканившие собственную монету. Крупнейшей амфиктио-нией в Греции был Дельфийский союз.

4 Полигнот — афинский художник V в. до н.э., знаменитый, в част­ности, своими картинами «Падение Трои», «Ахилл на Скиросе», «Навси-кая» и др. Он прославился как мастер изображения «характеров», в этом качестве его упоминает, например, Аристотель в «Поэтике».

5 Апеллес из Колофона — знаменитый художник IV в. до н.э. Самой прославленной его работой бьшо изображение выходящей из моря Афродиты; кроме того, считался мастером портрета (написал Фи­липпа и Александра Македонских, а также свой автопортрет).

6 Зевксид из Гераклеи — художник V—IV вв. до н.э. Изображен­ный им Эрот упоминается Аристофаном, Лукиан превозносит нарисо­ванную им женскую фигуру кентавра. Ему также принадлежали изо­бражения Пенелопы и Елены, но Аристотель считал, что ему не хватало мастерства в обрисовке характеров, чем был так славен Полигнот.

7 Паррасий... простер вперед правую руку и возгласил: <<Вот эта рука нашла суть искусства» (technes termata). — Эта история описана Афинееем. Пир софистов, 12, 62.

8 Клеарх рассказывал... — Имеется в виду Клеарх из Сол, фило­соф-перипатетик, ученик Аристотеля. Среди его многочисленных сочине­ний были «Жизни», сочетавшие, по всей видимости, описание жизненного уклада различных народов с элементами биографий разных исторических лиц (философов, политических деятелей и т.д.). Один из сохранившихся фрагментов и содержит упоминаемый анекдот о Паррасий.

9 ...старался облегчить свой тяжкий труд. — Феофраст, фр. 79.

10 Плиний. Естественная история, XXXV, 68.

11 Афиней. Пир софистов, 12, 62.

12 Аристид Фиванский — художник IV в. до н.э., известный в основном со слов Плиния, по мнению которого Аристид «прежде всего изображал душу и человеческие чувства, которые греки именовали это-сами» (Естественная история, XXXV, 98).

13 Аристотель в «Поэтике» объясняет, что трагедия состоит из трех различных элементов: рассказ, характер, развязка (muihos, ethos, telos). — П.Киньяр контаминирует различные утверж­дения Аристотеля, у которого «миф» (рассказ, сюжет) и «характер» действительно две из шести составляющих трагедии (наряду с музы-

кальным сопровождением, мыслью, словесным выражением и зрели­щем ), а развязка (обозначаемая не как telos, но как lusis) противостоит «завязке» внутри структуры трагического действия. Telos — это, в свою очередь, «цель», «сердцевина» трагедии, которую составляют события и миф (Поэтика, 1450а, 22).

14 ...Кинегир с отсеченными руками... — Брат Эсхила, просла­вившейся своей геройской гибелью в Марафонской битве, когда враги смогли справиться с ним, только после того как отсекли ему руки. Кар­тина, запечатлевшая его подвиг, была выставлена в Пестром портике в Афинах (ок. 460 г. до н.э.), а для позднейших историков Кинегир служил примером самоотверженности и героизма (Диоген Лаэртский, 1, 56; Плутарх. О славе афинян, 347-d).

15 См. Плиний. Естественная история, XXV, 142.

16 «£/и pictura poesis» Горация... — «Поэзия как живопись» — фраза Горация из «Послания к Писонам», (361); сравнение литературы с искусством живописи было весьма распространено в античности — к нему прибегали Платон, Аристотель, Дионисий Галикарнасский и др.

17 ...говорит, сохраняя люлчание... — Знаменитое изречение Симонида, которое повторяли и автор трактата «К Гереннию» (IV, 39), и Плутарх (например, «О слушании поэтов», 17f), и многие другие античные авторы, выглядело следующим образом: «Поэзия — звучащая живопись, живопись — молчащая поэзия». П.Киньяр слегка меняет контекст и смысл сравнения.

18 Лукреций. О природе вещей, V, 9—12.

19 Вергилий. Энеида, IV, 653—654.

20 Ср.: Аристотель. Риторика, 1414а; О небе, 396Ь.

21 ...азианисты александрийские живописцы. — Эпитет «ази-анский» применялся в античности прежде всего к риторике, где «азиан-ским» стилем именовалось стремление к вычурности и необычности вы­ражения (ему противостоял «аттицизм», возрождавший в римской стилистике I в. образцы классических греческих авторов). П.Киньяр рас­пространяет это определение и на изобразительное искусство.

22 Лукреций. О природе вещей, 4, 426—431.

23 Там же, 4, 353—391.

24 Это высказывание Анаксагора приводит, в частности, Секст Эм­пирик (Против ученых, VII, 140).

25 ...первое значение слова orthograpliia. — «Орфография» в ка­честве архитектурного термина, обозначающего подъем здания, дейст­вительно зафиксирована (например, у Витрувия 1, 2, 2), но все же в античности наиболее распространенным бьшо употребление этого по­нятия в значении «правописание» или «правильное произношение» (на-

пример, у Секста Эмпирика, грамматиков Аполлония Дискола и Геро-диана).

26 Цицерон. Письма к Аттику, II, 3.

27 Греческое слово paradeisos означает «парк». — Слово рага-deisos — «парадиз», заимствованное с Востока и впервые употреблен­ное Ксенофонтом (Анабасис, 1, 2, 7), изначально обозначало ухожен­ные сады персидских царей и вельмож.

28 Одна из философских школ называла себя Академией, дру­гая Ликеем, третья Портиком. — Академия — школа Пла­тона, Ликей — Аристотеля, Портик (греч. Stoa) — название школы стоиков, собиравшихся в Пестром Портике Афин.

29 ... звалась Садом. — Имеется в виду школа Эпикура, ученики которого встречались с учителем в саду перед его домом в Афинах.

30 См.: Платон. Государство, 401а, 598Ь; Политик, 288с и др.

31 Лудий — римский живописец, мастер фресок (его имя также иногда читается как Студий), живший во времена Августа; известен только по Плинию.

32 Посидоний (135—50 гг. до н.э.) — знаменитый философ, пред­ставитель т.н. Средней Стой, чье учение оказало большое влияние на римскую философию. О красоте и «выстроенности» космоса см., на­пример, фр. 364 из корпуса его фрагментов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.