Глава IV. Персей и Медуза⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
1 Существует также высказывание Платона об отказе различать красоту и испуг. — Вероятно, П.Киньяр имеет в виду рассуждения о красоте и опасности, свойственной Эросу. — См., например, «Пир», 197Ь. 2 ...звание «повелителя страха» (mestor phoboio). — Выражение взято П.Киньяром из «Илиады», 5, 272. 3 У западной окраины мира он повстречался с Граями... — В греческой мифологии Граи — две или три старухи, сестры Горгон, живущие на западном крае земли. 4 Желание (pothos), которое обессиливает все члены (lusi-meles), делает взгляд женщины еще более изнуряющим (takeros), нежели Гипнос и Танатос. — Алкман, фр. 3, 61—62. Следует заметить, что в сохранившемся тексте нет «взгляда женщины»; букв, перевод: «Пристально глядит, расслабляющим желанием изнуряя больше, чем сон или смерть». 5 Апулей. Метаморфозы, III, 9. 6 Тиресий — человек, увидевший сцену первого соития, став- щий одновременно и мужниной и женщиной... — Фиванский прорицатель Тиресий убил двух змей в момент совокупления и был превращен в женщину. Потом он убил двух змей еще раз, и он вновь стал мужчиной. Этот сюжет был весьма популярен в античности (см.: Овидий. Метаморфозы, III,323 и далее). 7 Баубо — женское божество, почитавшееся на острове Парос и в Малой Азии. В орфических гимнах является персонажем мифа о странствиях Деметры, замещающим служанку Ямбу, которая в принятых версиях мифа смешит Деметру непристойными шутками. 8 Метанира — в мифе жена царя Элевсина Келея (в его доме Деметра нашла приют во время своих странствий) и мать Триптолема, которому Деметра дала зерно, чтобы тот засеял пересохшие поля. 9 Лисса — в греческой мифологии божество безумия, рожденное Ночью из крови Урана. В трагедии Еврипида она выступает как посланница Геры, лишающая Геракла рассудка. 10 Ср.: Илиада, 5, 741; 11,36—37. 11...Ликург приказывал юношам... — Ксенофонт. Лакедемонское государство, 11, 3. 12 Светоний. Тиберий, 73, 2. 13 Речь идет о храме Зевса Ликейского, основанном, по мифу, Ли-каоном, сыном Пеласга (Павсаний. Описание Эллады, 8, 2), который принес богу в жертву ребенка и за это был обращен в волка. 14 Lycosoura переводится с греческого как «святилище волков». — Точнее — «хранилище волков». 15 Марциал. Эпиграммы, 9, 37, 9—10. Глава V. Римская эротика 1 Апулей. Метаморфозы, 10, 32 2 Овидий. Наука любви, II, 676—691 (с некоторыми перестановками). 3 Апулей. Метаморфозы, 2, 10; 3, 2. 4 Тацит. Германия, 8, 1. 5 ...задрав свои пеплосы (peplos). — Плутарх именует одеяние женщин не пеплосом, а хитоном (О доблестях женских, 248Ь). 6 Плутарх говорил, что Metheia — это световой хаос. — Ср.: Плутарх. Пир семи мудрецов, 153Ь; О вреде оракулов 433 d-e. Тема «истины-света» воспринята Плутархом у Платона (см.: Государство, 508 а-е). 7 Плутарх. Amatorius, 750d. 8 Апулей. Метаморфозы, 6, 8. 9 Девочка... получит имя Voluptas. — Т.е. Вожделение; см.: Апулей. Метаморфозы, 6, 24. Глава VI. Петроний иАвзоний 1 Ср. с описанием смерти Петрония у Тацита. Анналы, 16, 19. 2 Паулин из Нолы (род. ок 353 г.) — ученик Авзония, римский консул, впоследствии принявший христианство и ставший монахом. Сохранились его стихи и переписка с Авзонием. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|