Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава IV. Персей и Медуза



1 Существует также высказывание Платона об отказе различать красоту и испуг. — Вероятно, П.Киньяр имеет в виду рассуждения о красоте и опасности, свойственной Эросу. — См., например, «Пир», 197Ь.

2 ...звание «повелителя страха» (mestor phoboio). — Выражение взято П.Киньяром из «Илиады», 5, 272.

3 У западной окраины мира он повстречался с Граями... — В греческой мифологии Граи — две или три старухи, сестры Горгон, жи­вущие на западном крае земли.

4 Желание (pothos), которое обессиливает все члены (lusi-meles), делает взгляд женщины еще более изнуряющим (takeros), нежели Гипнос и Танатос. — Алкман, фр. 3, 61—62. Следует заме­тить, что в сохранившемся тексте нет «взгляда женщины»; букв, пере­вод: «Пристально глядит, расслабляющим желанием изнуряя больше, чем сон или смерть».

5 Апулей. Метаморфозы, III, 9.

6 Тиресий человек, увидевший сцену первого соития, став-

щий одновременно и мужниной и женщиной... — Фиванский про­рицатель Тиресий убил двух змей в момент совокупления и был пре­вращен в женщину. Потом он убил двух змей еще раз, и он вновь стал мужчиной. Этот сюжет был весьма популярен в античности (см.: Ови­дий. Метаморфозы, III,323 и далее).

7 Баубо — женское божество, почитавшееся на острове Парос и в Малой Азии. В орфических гимнах является персонажем мифа о странствиях Деметры, замещающим служанку Ямбу, которая в приня­тых версиях мифа смешит Деметру непристойными шутками.

8 Метанира — в мифе жена царя Элевсина Келея (в его доме Деметра нашла приют во время своих странствий) и мать Триптолема, которому Деметра дала зерно, чтобы тот засеял пересохшие поля.

9 Лисса — в греческой мифологии божество безумия, рожденное Ночью из крови Урана. В трагедии Еврипида она выступает как по­сланница Геры, лишающая Геракла рассудка.

10 Ср.: Илиада, 5, 741; 11,36—37.

11...Ликург приказывал юношам... — Ксенофонт. Лакедемонское государство, 11, 3.

12 Светоний. Тиберий, 73, 2.

13 Речь идет о храме Зевса Ликейского, основанном, по мифу, Ли-каоном, сыном Пеласга (Павсаний. Описание Эллады, 8, 2), который принес богу в жертву ребенка и за это был обращен в волка.

14 Lycosoura переводится с греческого как «святилище вол­ков». — Точнее — «хранилище волков».

15 Марциал. Эпиграммы, 9, 37, 9—10.

Глава V. Римская эротика

1 Апулей. Метаморфозы, 10, 32

2 Овидий. Наука любви, II, 676—691 (с некоторыми перестановками).

3 Апулей. Метаморфозы, 2, 10; 3, 2.

4 Тацит. Германия, 8, 1.

5 ...задрав свои пеплосы (peplos). — Плутарх именует одеяние женщин не пеплосом, а хитоном (О доблестях женских, 248Ь).

6 Плутарх говорил, что Metheia это световой хаос. — Ср.: Плу­тарх. Пир семи мудрецов, 153Ь; О вреде оракулов 433 d-e. Тема «истины-света» воспринята Плутархом у Платона (см.: Государство, 508 а-е).

7 Плутарх. Amatorius, 750d.

8 Апулей. Метаморфозы, 6, 8.

9 Девочка... получит имя Voluptas. — Т.е. Вожделение; см.: Апу­лей. Метаморфозы, 6, 24.

Глава VI. Петроний иАвзоний

1 Ср. с описанием смерти Петрония у Тацита. Анналы, 16, 19.

2 Паулин из Нолы (род. ок 353 г.) — ученик Авзония, римский консул, впоследствии принявший христианство и ставший монахом. Сохранились его стихи и переписка с Авзонием.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.