Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава III. Фасцинус



1 ...который греки называли Приапом. — Приап — божество пло­дородия, первоначально почитавшееся в Лампсаке (греческая колония в Малой Азии). В греческой мифологии считался сыном Диониса и Афродиты (Страбон. География, 13, 1, 12; Павсаний. Описание Элла­ды, 9, 31,2). В жертву ему приносили осла (животное, символизиро­вавшее безудержную похоть. — См.: Овидий. Фасты, 1, 391). Посте­пенно культ его распространился на всю Грецию, а затем перешел в Италию, где он почитался еще и как покровитель садов (изображался в виде небольшой фигурки с огромным членом и заодно служил еще и пугалом). Существовал специальный жанр приапеи, обсценных стихов в честь божества, среди авторов которых значились Катулл, Тибулл, Овидий и Вергилий.

2 Верцингеторикс — галльский вождь, предводитель восстания против Рима и Цезаря в 52 г. до н.э.

3 Арсиноя — царица Египта, противница Цезаря.

4 Юба — нумидийский царь, союзник Помпея в войне против Це­заря. После поражения покончил с собой. Его сын, тоже Юба, был

воспитан в Риме, получил римское гражданство; Октавиан Август воз­вратил ему престол.

5 Во время Луперкалий... — Луперкалии — римское празднество, происходившее 15 февраля, когда римские юноши приносили жертвы (козла или козла и собаку) в честь бога Фавна в пещере Луперкал на склоне Палатинского холма, а затем бегали в округе Палатина и хлес­тали прохожих (прежде всего женщин) ремнями из шкур жертвы. В празднике очевидны черты древней магии плодородия и очистительного ритуала; само его название и имя юношей-луперков связано с «волком» (lupus). Праздник подробно описан у Овидия (Фасты, 2, 19—36, 267—452) и Дионисия Галикарнасского (Римские древности, 1, 80,1). По свидетельству Светония, Август специально упорядочил проведение этого праздника (Август, 31).

6 Во время Квинкватрий... — Квинкватрии — праздник в честь богини Минервы, справлявшийся 19—23 марта и 13 июня.

7 На Матроналии... — Матроналии — праздник, отмечавшийся 1 марта в честь богини Юноны.

8 На Сатурналии... — Сатурналии — праздник в честь бога Са­турна, отмечавшийся 17 декабря; по словам Катулла (14, 15), «самый веселый день в году», когда рабам давалась временная свобода, изби­рался потешный царь, люди обменивались подарками.

9 ...почести Венере Дикой... — Имеется в виду культ Венеры Эрицины, храм которой был воздвигнут у Коллинских ворот в 181 г. до н.э. Эпитет богини происходит от названия горы Эрике на Сицилии, где был знаменитый храм Афродиты, оттуда культ и был перенесен в Рим. Упомянутый ритуал происходил в «Винный праздник» (Vinalia), начинавшийся 23 апреля, третий день которого в римских календарях именовался «днем проституток».

10 ...празднества, называемые Floralia. — Праздник в честь бо­гини произрастания Флоры, происходивший 28 апреля и сопровождав­шийся, в частности, разыгрыванием сценок-фарсов весьма непристой­ного содержания (Овидий. Фасты, 5, 331).

11...logos spermaticos является для тестикулов тем же, что слух для ушей и взгляд для глаз. — Гален. О мнениях Гиппократа и Платона, III, 1, 11. Logos spermaticos — это одновременно и обозначе­ние способности к деторождению, и, метафорически, «порождающий принцип», например в терминологии Стой.

12 Фемий — певец, изображенный Гомером в «Одиссее».

13 Фамир — мифический певец, которого Музы лишили зрения за то, что он отважился состязаться в пении с богами (Илиада, 2, 599—600).

14 Овидий. Любовные элегии, III, 7.

15 Лукреций. О природе вещей, 4, 1084—1120.

16 Вергилий. Энеида, 4, 1—2.

17 Fascinum (искусственный фасцинус) есть baskanion (оберег против дурного глаза). Плутарх говорит, что подобный талис­ман... — Плутарх говорит об амулетах вообще, не обязательно в форме фаллоса (Застольные беседы, 682а).

18 Тацит... описывает Эпихарис, вовлеченную в заговор Писо-на... — Имеется в виду история о заговоре 65 г. против Нерона, во главе которого стоял Гай Кальпурний Писон. После доноса Писон по приказанию Нерона покончил с собой.

19 Петроний. Сатирикон, 17.

20 "Бей в живот!" чисто римское требование. — Речь идет об убийстве в 59 г. по приказанию Нерона его матери Агриппины Младшей, описанном Тацитом в «Анналах», 14, 8.

21 Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел, 2, 17.

22 История Мария изложена по Плутарху. Марий, 36 и далее.

23 Плутарх. Сулла, 36.

24 ...покорно отдал себя железу и смерти. — Сцена убийства Цезаря описана по Плутарху. Цезарь, 66.

25 Jacere amorem, jacere umorem. — Букв, «извергать любовь, из­вергать [семенную] жидкость». Намек на описание любовного соития Лукрецием (О природе вещей, 4, 1054—1065).

26 Лукреций. О природе вещей, 4, 1038—1120.

27 См.: Павсаний. Описание Эллады, 3, 15, 10—11.

28 ...Октавиан становится Августом... — Термин augustus в ла­тинском языке применялся исключительно к божествам (см.: Овидий. Фасты, 1, 609) и был специально предложен Октавиану сенатом в качестве почетного титула, перешедшего впоследствии ко всем римским императорам.

29 Плутарх передает нам следующее высказывание Лам-прия... — Ламприй — брат Плутарха, персонаж несольких его диало­гов. В данном случае имеется в виду пассаж из диалога «О лике, ви­димом на Луне» (928Ь), где Луна уподобляется печени, поскольку расположена между Солнцем — «сердцем» и Землей — «чревом» мира. О «меланхолии» речи нет, впрочем, печень, по представлению греков, являлась причиной этой болезни, вызываемой разлитием желчи.

30 Лукреций. О природе вещей, 1, 1—27.

31 ...Капитолийскую Венеру... — На Капитолии стоял храм Ве­неры Эрицины (см. примеч. 9).

32 ...Венеру-Покорную (Obsequens) Большого Цирка... — Имеет­ся в виду храм, воздвигнутый на площади Большого Цирка в начале III в. до н.э.

33 ...Венера Дикая... стала богиней для Суллы... — Подле храма

Венеры Эрицины проводились «Игры победы Суллы» в память о выиг­ранном им сражении у Коллинских ворот; сам Сулла называл себя Эпа-фродитом, т.е. «любимцем Венеры».

34 ...Венера Дикая... стала... Венерой Победоносной (Victrix) для Помпея... — Имеется в виду воздвигнутьш Гнеем Помпеем в 55 г. до н.э. мраморный театр со святилищем Венеры-Победительницы.

35 Венера Дикая... стала... Венерой-Прародительницей, Gene-trix (матерью Энея и всех Юлиев) для Цезаря... — Подразумевается рассказанная Аппианом (II, 102—104) история о том, что Юлий Це­зарь пообещал перед Фарсальской битвой воздвигнуть храм Аресу и Афродите, что он и сделал, построив храм Венере-Прародительнице на forum Caesaris; эпитет божества напоминал о божественном происхожде­нии рода Юлиев и одновременно утверждал величие богини как бы «в противовес» Венере-Победительнице побежденного Цезарем Помпея.

36 ...Веспасиан уподобил ее самому Риму, называя Roma. — Скорее всего, намек на знаменитый храм Венеры и Рима (Roma) в Велиях у начала Священной дороги, построенный в 135 г., но не Вес-пасианом, а Антонином Пием.

37 Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел, XI, 3—5.

38 Эпикур использовал это слово, чтобы назвать тело человека и единственное место возможного счастья. — См.: Эпикур. Глав­ные мысли, 4,5; 18,1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.