Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ



Индивидуальное плавание.Арсенал фигур, исполь­зуемых в сольной программе, весьма обширен. Однако для того чтобы эти фигуры хорошо зрительно восприни­мались, необходимо их объединить в композиции, дать связки фигур, выполняемых под музыку в определенном ритме и темпе.

В композиции не все фигуры по трудности исполнения будут одинаковыми. Они отличаются друг от друга и различной степенью сложности, и временем, затрачивае­мым на их выполнение (от 2—4 до 15 и более секунд).

Какие же фигуры можно включать в композицию ин­дивидуального выступления? Прежде всего, следует ис­пользовать некоторые уже хорошо известные основные позиции и фигуры: «на спине, согнув колено», «угол вверх», «угол вверх двумя ногами», «угол вверх в погру­жении», «фламинго», «группировка», «обратная группи­ровка», «кран».

После того, как спортсменки будут достаточно уве­ренно выполнять отдельные фигуры или упражнения, можно приступать к объединению их в целостные компо­зиции, с которыми можно выступить на соревнованиях и в показательных выступлениях, развлекательных про­граммах на воде.

Из рассмотренных нами простых фигур можно соста­вить следующие композиции:

1. Вход в воду осуществляется стартовым прыжком с бортика бассейна. Проскользив под водой несколько метров на 4 счета, спортсменка выходит на поверхность в положении «на груди», после чего, сгруппировавшись, принимает положение «на спине» и в этом положении возвращается к стенке бассейна, работая ногами кролем, руки вытянуты вверху.

2. Оттолкнуться и до середины бассейна плыть на ле­вом боку. Левая рука вытянута вверх, правая — у бедра, ноги работают кролем. Затем через грудь перевернуться на правый бок (правая рука вверху, левая — у бедра) и доплыть до стенки бассейна.

 

3. Проплыть кролем до середины бассейна, затем пе­ревернуться на спину и закончить кролем на спине.

4. Оттолкнуться от стенки руками. Плыть ногами впе-


ред в положении «на спине». Руки работают у бедер или вверху «пропеллером». По сигналу принять позицию «на спине, согнув колено» и плыть в этом положении.

5. Оттолкнуться и до середины плыть смешанным спо­
собом: руки — брассом, ноги — кролем. Далее ноги ра­
ботают кролем, руки — у бедер. Подплывая к стенке
бассейна, выполнить поворот «сальто».

6. Оттолкнувшись от стенки, произвести один цикл движений брассом. Далее, сделав длинный гребок рука­ми до бедер, сгруппироваться и сделать кувырок вперед. Этот цикл движений повторяется на протяжении всего пути к противоположной стенке.

7. Оттолкнуться от стенки. До середины проплыть в положении «на спине», руки вверху, ноги — кролем. С ходу выполнить круг прогнувшись «дельфин». Выйти на поверхность в положении «на спине» и в этой позиции продолжить движение.

8. До середины бассейна плыть на груди, руки ввер­ху, ноги работают кролем. На середине пути сгруппиро­ваться и погрузиться вертикально головой вниз. Погру­зившись под воду на 30—50 см, всплыть ногами вперед, прогнувшись, и плыть дальше в положении «на спине», ногами вперед. Руки работают у бедер или Еверху «про­пеллером».

9. Оттолкнуться от стенки. Плыть в положении «на спине», ноги — кролем, руки — вверху. На середине бас­сейна сгруппироваться и погрузиться головой вперед— вниз, приняв вертикальное положение. Погрузившись на 30—50 см, приостановить движение вниз и, всплыв нога­ми вперед, в положении «на груди» плыть к стенке бас­сейна. Руки работают у бедер или вверху «пропелле­ром».

10. Оттолкнувшись от стенки, плыть на левом боку
до середины бассейна, а затем по кругу диаметром 3—
5 м. Движения ногами — кролем. Изменив направление
движения, плыть на правом боку.

Парное плавание. При выполнении парной комбина­ции к ее участницам предъявляются повышенные тре­бования— как к технике исполнения самих упражнений, так и к синхронности действий, т. е. согласованию своих движений друг с другом.

Расположение партнеров в парной композиции может быть самым разнообразным: они могут находиться друг


за другом в колонне, шеренге, синхронно делать одни и те же упражнения или, если это обусловлено сценарны­ми решениями, выполнять свои действия в соответствии с конкретным сюжетом (сценарием) выступления (рис. 91). Однако во всех случаях требуется, чтобы дви­жения спортсменок были элегантными, непринужденны­ми, выполнялись легко, в точном соответствии с харак­тером музыкального сопровождения и на высоком эмоци­ональном уровне.

В парную композицию могут включаться упражнения из индивидуальной программы, но выполняемые син­хронно двумя спортсменками. Парная композиция мо­жет представлять собой и самостоятельное произведение, состоящее из фигур, которые нельзя выполнить в оди­ночку.

В качестве примера приведем некоторые из фигур парного синхронного плавания.

1. Спортсменки располагаются друг за другом. Перед­няя захватывает свою партнершу ногами за поясницу. Обе плывут вперед, работая руками кролем, вторая — движения ногами кролем. В этом положении пловцы мо« гут продвигаться, выполняя движения способом брасс (рис. 92а,б).

2. Обе спортсменки находятся в положении «на спи­не». Передняя захватывает свою партнершу ногами под мышками и спортсменки продвигаются, выполняя дви­жения руками как при плавании на спине, а вторая — движения ногами этим же способом. Передняя мо­жет осуществлять контакт со своей партнершей нога­ми в области подмышечной впадины или у подбородка (рис. 93).

3. Передняя спортсменка находится в положении «на спине» и захватывает ступнями ног партнершу, находя­щуюся в положении «на груди», за поясницу или под мышками.

Движения руками выполняются как при плавании способом кроль на спине и кроль на груди, второй но­мер — движения ногами кролем (рис. 94).

4. В положении плотной группировки, лежа на спине,
две спортсменки, взявшись за руки, подтягиваются друг
к другу и, оттолкнувшись ступнями ног в противоположи
ные стороны, выполняют «круг прогнувшись». Выйти на



поверхность можно в положении «на спине» или верти» кально лицом друг к другу (рис. 95).

5. Спортсменки находятся в положении «на спине». Стопы первой партнерши, расположенной сзади, нахо-


дятся у подбородка второй спортсменки. Движениями руками у бедер обе продвигаются йогами вперед. Согнув одну из ног (в колене, прижав стопу этой ноги к колену выпрямленной ноги, можно продвигаться в этой позиции или в положении «угол вверх» (рис. 96).

6. В положении «на груди» плывущая сзади спорт­сменка, захватив ноги партнерши двумя руками, резко подтягивает ее ногами назад — вниз под воду, а сама в это время проплывает вперед над партнершей. Далее все повторяется со сменой ролей (рис. 97, а, б).

7. Пловцы продвигаются вперед в положении «на спи­не». Ведущая захватывает вторую спортсменку в области подбородка, а затем выполняет круг прогнувшись и, за­вершив его, оказывается на месте второго номера. Упражнение выполняется по очереди (рис. 98).




8. Из того же исходного положения, что и в предыду­щей фигуре, первый номер выполняет «круг прогнув­шись», но не отпускает ноги у подбородка партнерши, а захватывает руками ее голени. Образовав такую ком«





бинацию, спортсменки вращаются в вертикальной плос* кости (рис. 99).

Групповоеплавание. В создании групповых плава­тельных композиций принимают участие 3—6 и более спортсменок (рис. 100, 101). Следует иметь в виду, что увеличение состава группы предъявляет к действиям всех участниц большие требования.

Действия каждого члена команды должны стать гар­моничной частью всей композиции. А это достигается длительной и упорной тренировкой. Амплуа каждой участницы, ее взаимодействие с партнершами но коман-





де, место в композиции должны быть хорошо продуманы для того, чтобы группа спортсменок выступала как еди­ный, точный и согласованный механизм.

Сначала композицию изучают на суше, на первом этапе проходит тренировка в парах, затем — малыми и большими группами.

Когда комбинация будет изучена вчерне, переходят к выполнению ее в воде. После устранения грубых оши­бок приступают к шлифовке всей композиции. После того, как спортсменки хорошо усвоят отдельные элементы комбинации, их объединяют в единое целое и выполняют синхронно в различных построениях. Это можно делать вначале под метроном или задавая темп свистком, уда­рами по металлическому предмету. Во время тренировок или выступлений темп, ритм, деление на такты может производить наиболее подготовленная в музыкальном отношении спортсменка.

Руководитель должен умело и своевременно подме­чать ошибки в выполнении композиции и соответствую­щей корректировкой добиваться их устранения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.