Здавалка
Главная | Обратная связь

Образовательный модуль № 4



«Методы обучения на уроках технологии»

Комплексная дидактическая цель:

  1. Изучить методы трудового обучения и воспитания младшего школьника.
  2. Критически оценивать информацию на основе ее анализа.
  3. Овладевать исследовательскими умениями.
  4. Формировать учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникатвные умения.

 

УЭ-4.1. Принципы обучения на уроках технологии (1час)

Содержание задания Руководство по усвоению учебного материала
Прочитайте материал учебника Рожнева Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М., 1988, с.28-31. дополнительный материал (Приложение 1). Выпишите характеристики принципов трудового обучения.   Заполнить таблицу: выписать из учебника Рожнева Я.А. характеристику принципов трудового обучения:
принцип характеристика
1.политехнизм 2.научности 3.связь теории с практикой 4.систематичность и последовательность 5.доступность и посильность 6.сознательность и активность 7.прочность в овладения знаниями и умениями 8.наглядности  

Задание выполняется индивидуально. Контроль на занятии.

Приложение 1.

Принципы, определяющие содержание трудового обучения

Программа трудового обучения (ТО) начальных классов построена таким образом, что усвоение необходимых политехнических знаний неразрывно связано с выполнением практических работ, с непосредственным трудом учащихся. На практические работы отводится не менее 80% рабочего времени.

При выделении содержания ТО следует соблюдать принципы:

Политехнический принцип требует, чтобы у учащихся с 1 класса на конкретном учебном материале формировалось представление о наиболее типичных чертах современного производства и обобщенные умения, которые учащиеся могли бы использовать в своей деятельности.

Очень важно в начальных классах соблюдать принцип научности. Следует помнить о том, что научную информацию можно передавать на различном уровне трудности. Вследствие ограниченности жизненного опыта детей учитель часто не может сформировать у них глубокие научные понятия о современном производстве, но он может и обязан дать детям понятным им языком правильные научные представления. В процессе ТО в начальных классах учитель употребляет строгую техническую терминологию, принятые в науке символические обозначения, установленную размерность, оформляет чертежи по ГОСТ, правильно называе6т инструменты, материалы и оборудование.

При определении содержания ТО следует постоянно помнить о связи теории с практикой. Эта связь имеет двусторонний характер. С одной стороны, дети применяют на практике знания, полученные на уроках математики, природоведения, рисования, а также знания о материалах, инструментах, технической документации, приобретенные на уроках труда. В первом случае теоретические знания реализуются в практических умениях, во втором, практические умения требуют пополнения теоретических знаний.

В программе по каждому году обучения дается примерный список рекомендуемых изделий. Задача учителя состоит в том, чтобы при отборе изделий соблюдался принцип систематичности и последовательности обучения. Уроки следует строить таким образом, чтобы на каждом последующем занятии учащиеся закрепляли ранее пройденный материал и в то же время усваивали элементы нового. Практика подсказывает, что в каждом классе целесообразно начинать уроки с обработки бумаги, затем переходить к обработке ткани, далее к обработке разных материалов и заканчивать занятие комплексными работами и техническим моделированием. При этом каждый вид работы имеет свою логическую систему.

Трудовое задание по содержанию, методам и объему должно быть доступным и посильным для учащихся, соответствовать познавательным возможностям и физическим силам детей. Поэтому при планировании уроков учитель определяет наивысшую границу возможностей детей и удерживает их на этой границе постоянным усложнение заданий. Такая система занятий активно развивает физические и умственные возможности детей и вместе с этим расширяет границы доступности. Важное место при этом занимает учет индивидуальных возможностей учащихся. Эффективным средством развития индивидуальных способностей детей является программирование. Длительная монотонная работа приводит учащихся к сильному утомлению. Поэтому проводимые в классе работы должны быть разнообразными, интересными, яркими.

Уроки труда следует строить таким образом, чтобы учащиеся сознательно и активно овладевали знаниями и умениями, чтобы у детей развивалась творческая инициатива и самостоятельность. Эффективным средством реализации принципа сознательности и активности является работа по технологическим картам. При наличии заданий по вариантам каждый ученик пытается мобилизовать свои возможности для выполнения сложной работы. При этом ученик вынужден рационально спланировать свой труд, организовать рабочее время, подобрать рабочие материалы и инструменты.

Приобретаемые на уроках знания и умения должны быть прочными и использоваться в дальнейшем в качестве базы для продолжения образования в старших классах. Прочность усвоения знаний и умений достигается реализацией всех рассмотренных выше принципов.

Особенно важную роль играет наглядность. Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, наблюдательности, мышления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.