Здавалка
Главная | Обратная связь

Устные словесные методы



Наибольшее распространение в практике трудового обучения получили такие устные словесные методы, как объяснение, рассказ, беседа, инструктаж.

Объяснение характеризуется лаконичностью и четкостью изложения. При подготовке работе учитель объясняет, как рационально организовать рабочее место; при планировании - как составить чертеж и определить последовательность работы; в процесс объяснения учитель знакомит детей со свойствами материалов и назначением инструментов, рациональными трудовыми действиями, приемами и операциями, новыми техническими терминами.

Рассказ применяется учителем в основном для сообщения новых знаний. Он должен быть четким, лаконичным и сочетать в себе точные технические сведения с ярким живым повествованием. Рассказ может быть построен на индуктивном, дедуктивном и генетическом принципах. В первом случае учитель знакомит детей с конкретными объектами техники и производства и постепенно переходит к обобщениям; во втором - знакомит учащихся с общими понятиями, а затем иллюстрирует их конкретными примерами; в третьем - подводит школьников к пониманию объектов, показывая историю их возникновения. Восприятие рассказа обостряется, когда учитель вводит в него элементы проблемности, показывает противоречия в развитии науки с построением гипотез и способов их подтверждения. Рассказ учителем в начальных классах, как правило, опирается на ранее приобретенные учащимися знания, систематизирует представления и понятия детей об известных объектах, учит их применению знаний на практике. На рассказ учителя на уроке труда отводится очень мало времени; поэтому его содержание должно быть предельно кратким, строго соответствовать цели урока и практической трудовой задаче. Обычно рассказ учителя сопровождается демонстрацией материалов, инструментов, оборудования, графических пособий. При употреблении новых терминов учитель должен четко произносить их и записывать на доске. Рассказ должен удовлетворять следующим дидактическим требованиям: быть достоверным, логически последовательным, четким, доказательным, эмоциональным, доступным для понимания учащихся начальных классов. На уроках трудового обучения рассказ часто переходит беседу.

Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем устного обмена мнениями учителя и учащихся. Она способствует активизации детского мышления: под руководством учителя дети осмысляют учебный материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой. Беседа может использоваться на различных этапах урока. Проводимая в начале урока беседа помогает детям устанавливать связи с предшествующими занятиями, определять материалы и инструменты, необходимые для работы, представлять последовательность трудового процесса. Особенно ценной следует считать эвристическую беседу, которая позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельно находить решение посильных учебных задач. Как и рассказ, беседа бывает более убедительной в том случае, когда она сопровождается демонстрацией натуральных предметов и их изображений. В ходе практической работы может возникнуть необходимость проведения текущей беседы. В которой путем постановки конкретных вопросов и ответов на них учитель передает дополнительную информацию о трудовом процессе. После окончания практической работы часто проводится итоговая беседа, основная цель которой - привлечение самих учащихся к обсуждению работ, обучению их критическому отношению к результатам своего труда. Большое образовательно-воспитательное значение имеют беседы, проводимые после экскурсии на производство.

Инструктаж – делится на вводный, текущий, заключительный:

1) Задача вводного инструктажа – не только научить детей приемам выполнения работы, но и подготовить их к сознательному, активному усвоению учебного материала, применению знаний на практике. Он проводится перед началом практической работы. Вводный инструктаж может быть словесным, демонстрационным и письменно-графическим. Он д.б. кратким, точным, убедительным. Излишне подробное написание приемов работы, знакомых детям по предыдущим урокам. Оно снижает интерес к знаниям, сокращает время на практическую работу. Лучший показатель качества инструктажа – трудовая активность детей, их самостоятельная работа.

2) Текущий инструктаж проводится во время практической работы учащихся. Основная его цель – предупреждение ошибок в выполнении трудовых приемов и операций. Учитель наблюдает за учащимися и когда замечает неправильные приемы работу, помогает усиливать недостатки. Текущий инструктаж служит не только целям исправления ошибок, но и помогает закреплению правильных приемов. Учитель при проведении текущего инструктажа имеет на основе непрерывного наблюдения за деятельностью учащихся вести точный учет результатов работы.

3) Итоги урока подводят во время заключительной беседы. Если при этом производится оценка изделий, разбор достижений и допущенных ошибок, указывается, как можно полученные на урока знания и умения применить в дальнейшей работе, то такую работу часто называют заключительным инструктажем. Одна из задач заключительного инструктажа – обучение детей завершению работы, приведению в порядок инструментов, оборудования и рабочих мест.

Виды инструктажа существуют не только по времени проведения, но и

по охвату учащихся Индивидуальный, групповой, классный
по форме изложения устный письменный графический смешанный

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.