Здавалка
Главная | Обратная связь

УЭ-5.3.Формирование умений самостоятельной работы



Процессе трудового обучения (1 час)

Задание:

Прочитать и выучить содержание Приложения 2.

Приложение 2.

Изготовление изделия – не самоцель, а средство в решении учебно-воспитательных задач. Задача заключается в том, чтобы в процессе трудового обучения постепенно формировать у школьников умения самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике.

Овладеть знаниями – это значит понять и запомнить, уметь применить, уметь перенести знания и способ деятельности в новую ситуацию. Основное средство достижения такой цели – самостоятельная работа.

При самостоятельном выполнении задания учащиеся должны уметь:

· прочитать технический рисунок, чертеж;

· по образцу, технической карте, рисунку разобраться в устройстве, конструкции изделия, определить его существенные признаки и способ изготовления,

· составить план работы,

· выполнить намеченные трудовые операции,

· осуществить самоконтроль,

· оценить работу.

Таким образом, ребенок должен иметь информацию об объекте труда, о возможных действиях. Эту информацию чаще всего дает учитель, независимо от возраста и уровня подготовленности детей. Ученику за короткое время необходимо воспринимать, осмысливать, запоминать, поэтому чаще всего учитель использует репродуктивные методы.

Развитию познавательной и практической самостоятельности младших школьников будет способствовать наличие и сформированность следующих общих умений: анализ, планирование, самоконтроль.

Умение анализировать – наиболее важная и трудная задача. При обучении анализу придерживаются такой последовательности: сначала дети в вопросно-ответной форме учатся определять главные признаки изделия и основные этапы его изготовления; потом дают полную характеристику изделия по определенному плану (памятке), определить требования к изделию.

Примерные вопросы:

· Какая у него форма?

· Какие детали (части) можно выделить?

· Определите их назначение, форму, количество, взаимное расположение?

· Как соединяются детали между собой?

· Какие операции нужно выполнить , чтобы получить готовое изделие?

· Какая из них самая трудная?

· Что самое важное при изготовлении этого изделия?

Вопросы постепенно заменяются памяткой по анализу изделия:

1. Название, назначение, форма, размеры изделия.

2. Основные детали, их назначение, форма, количество, материалы, взаимное расположение.

3. Способ изготовления изделия.

4. Способ соединения деталей.

5. Требования к изделию: его форме, размерам, изготовлению, контролю.

Формирование умения планировать работу можно начинать с комментирования, словесного проговаривания выполняемых трудовых действий с применением терминов. Затем задание усложняется: до практической работы учащиеся должны рассказать что, в какой последовательности они будут делать. Эффективно использование готового плана, записанного на доске. В план обязательно необходимо включить пункты, предусматривающие самоконтроль, причем на самых трудных, ответственных этапах выполнения задания.

Обучение анализу необходимо сочетать с формированием навыков самоконтроля. Овладение практическими трудовыми навыками ускоряется, если ребенок знает правильные приемы работы, может сам контролировать ход и результат выполнения трудовых операций. Умение контролировать и регулировать свою работу является показателем совершенства практических действий.

Самоконтроль может осуществляться с помощью измерительных инструментов, наложением деталей, с помощью рисунков, сравнение действий с инструкцией. Для успешного выполнения действий самоконтроля ученики должны хорошо знать требования к качеству выполнения всего изделия и каждой трудовой операции. Учитывая это, детям всегда показывают правильные приемы работы, а также формулируются и устанавливаются требования к качеству выполнения каждой разметочной операции или технологической операции. Полезен показ отлично выполненной операции. При изготовлении любого изделия учитель продумывает и предлагает детям ряд приемов, позволяющих проверить качество операций. Важен инструктаж учителя после нахождения учениками своих ошибок.Приемы корректирующего самоконтроля, которые необходимо выполнит ученику, обязательно демонстрирует учитель еще на начальном этапе обучения.

Так, качество операции разметки обычно характеризуется точностью и качеством выполнения линий разметки. Они должны соответствовать Госту, быть сплошными и тонкими. Разные приемы разметки могут быть проверены по-разному. При разметке по шаблону учитель может предложить учащимся еще раз приложить шаблон к размеченной детали и проверить, на каком расстоянии от края проведена линия. При разметке по линейке контролируются не только размеры, но и отходы материала

Приемы самоконтроля учащихся за качеством выполнения операции резания должны быть направлены на проверку ее правильности, точности и ровности линии реза. Для проверки вырезанные детали могут быть пересчитаны, названа из форма, сравнены их стороны, детали могут быть наложены. Качество разреза контролируется визуальным наблюдением, наложением линейки.

Качество выполнения сгибов может быть проверено по следующим критериям оценки:

Точность сгиба по лини разметки, четкость сгибов.

Качество сборки может быть проверено сравнением с образцом изделия и оценено точностью ее выполнения и частными характеристиками конкретных сборочных операций.

В ходе обучения приемам самоконтроля важно систематически знакомить детей со словами, обозначающими название операций и характеризующими правильность и качество их выполнения. Важен инструктаж учителя после нахождения учениками своих ошибок.

В использовании самоконтроля младшими школьниками имеется ряд особенностей. Дети направляют самоконтроль на процесс выполнения задания и только затем на результат работы. Самоконтроль осуществляется ими чаще всего зрительно, и сравнение результата выполненной операции ученик производит со своим представлением об изделии. Замеченные недочеты ученик исправляет, не всегда при этом улучшая качество работы. Своей поделкой ребенок чаще всего удовлетворен и старается избегать указывать на допущенные в ней ошибки и недочеты.

При систематическом привлечении внимания учеников к результатам труда дети быстро выучиваются оценивать работы товарища, выявляя малейшие недостатки в ней, почти не замечая ошибок в своей работе. Указывая один или два критерия, правильно выделяя их, называют их по-своему: «Криво, углы торчат».

Умение самоконтроля формируется медленно в результате большого числа разнообразных задач, пока не накопится опыт его использования в разных видах деятельности.

Самый низкий уровень контроля за выполнением практической операции – это контроль констатирующий. В ходе его контрольные операции направлены на проверку конечного результата. В этом случае исправление допущенных ошибок затруднено, а порой и не возможно.

Более сложной формой контрольных операций является выполнение корректирующего контроля. Он производится в ходе трудовых операций, контрольные операции непосредственно включаются в практическую работу.

Самый высокий уровень контроля – предваряющий. Он связан с операциями планирования и требует предварительного обдумывания предстоящих трудовых действий и их результатов.

Кроме самоконтроля используется контроль учителя и взаимоконтроль. Учитель контролирует качество наиболее ответственных операций, а также правильность хода работы. Что касается взаимоконтроля учащихся, то его следует использовать реже и очень осторожно. Так как, более сильный ученик, найдя ошибку у товарища, обычно сам же берется ее исправлять. В результате слабый ученик систематически не выполняет некоторые операции и привыкает ждать помощи. С другой стороны, некоторые дети очень придирчивы к качеству работы товарищей, предъявляя недоступные им требования.

Таким образом, в процессе формирования у младших школьников умений самостоятельной работы на уроках труда можно выделить три этапа:

1. Отработка приемов выполнения отдельных трудовых операций и усвоение элементов графической грамоты,

2. Формирование общего подхода к выполнению любого задания и усвоение алгоритма действий (системы обязательных операций, расположенных в соответствующей последовательности) на основе анализа и самоконтроля,

3. Формирование умения переносить знания в новую ситуацию с опорой на анализ, самоконтроль и планирование.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.