Здавалка
Главная | Обратная связь

По трудовому обучению: особенности, требования, типы, структура (2 часа)



 

Наибольшей эффективности достигают те уроки, на которых комплексно решается проблемы обучения, воспитания и развития детей. Для того, чтобы урок соответствовал современным требованиям, учитель должен умело использовать все приемы и методы обучения.

1.По сравнению с другими учебными дисциплинами уроки ТО имеют свои специфические особенности.

1) Основная масса учебного времени, не менее 30 мин., отводится на практическую работу.

2) Практическая работа имеет четковыраженную, общественнополезную направленность: все изготовленные детали, поделки имеют практическое применение.

3) Работа идет при строгом соблюдении ТБ.

4) Уроки требуют четкой и конкретной дидактической цели.

5) Содержание работы воспитывает уважение к труду, ответственность, аккуратность.

6) Различные виды деятельности на уроках труда требуют разностороннего и гибкого использования широкого арсенала форм, методов и приемов.

 

2. Требования к уроку трудового обучения(смотри Памятку по практике «Урок технологии в начальной школе»).

 

3. Типы уроков.

Содержание задания Руководство по усвоению учебного материала
Прочитайте указанные учебники. Выпишите типы уроков технологии и дайте их характеристику. Задание выполнить письменно, используя следующие источники: Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М., Просвещение, 1988.- с.68-69. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе.- Смоленск, Ассоциация 21 век, 2007.- с. 59-62. Материалы оформите в таблице.
По Рожневу Я.А. По Конышевой Н.М.
   

Структура урока трудового обучения

Содержание задания Руководство по усвоению учебного материала
1.Прочитайте указанные источники. Выпишите варианты структуры урока технологии. Конышева Н.М.Теория и методика преподавания технологии в начальной школе.- Смоленск, Ассоциация 21 век, 2007, с.63. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. - М., Академия, 1999, с.146.
2.Изучите содержание этапов урока технологии. Прочитайте и законспектируйте материал учебника Конышевой Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе.- Смоленск, Ассоциация 21 век, 2007, с.220-229. Материал оформите в таблице:
Этап по Конышевой Н.М. Дополнения
Смотри задание 3

 

3. Изучите материал Приложения 1 и внесите дополнения в таблицу.  

 

Приложение 1

Структура определяется учителем в зависимости от целей, темы и содержания урока:

1. Организация урока (3-5 мин.)

2. Изложение нового материала (5-7 мин.)

3. Практическая работа (30-35 мин.)

4. Анализ и оценка работы (35 мин.)

 

1 этап. Организация урока начинается чаще всего с проверки готовности учащихся к уроку. Урок можно начать только тогда, когда учитель убежден, что все к уроку готовы, имеют все необходимое: материалы, инструменты.

2 этап.

Начало урока может быть построено по-разному. Несколько примеров:

1. Начать урок в первом классе можно, опросив детей, что им нравится делать из глины, пластилина, бумаги или ткани. Затем предложить изготовить любой предмет по их желанию. Это делается с целью познакомиться с умениями детей, вызвать у них интерес анализом работ.

2. Урок по работе с пластилином по изготовлению овощей, грибов, можно начать с детских воспоминаний о посещении леса, сада и т.п.

3. Началом урока может быть беседа о материале, из которого учащиеся будут изготавливать поделку.

4. Урок в первом классе может начаться с загадки, отгадав которую узнаем объект труда. Затем идет анализ объекта и т.д.

5. Урок начинается с демонстрации действию модели, предназначенной для изготовления.

6. В начале урока учитель читает отрывок из стихотворения, басни или рассказа, подводящей детей к определению объекта труда.

7. При изготовлении новогодних игрушек учитель говорит учащимся: «Вообразите себе, дети, новогодний праздник». Далее определяется объект труда, объясняется технологический процесс.

8. Урок можно начать беседой о творчестве изобретателей, конструкторов. Затем учащимся дается в коробочке набор предметов – кусочки проволоки, нитки, катушки и т.д. Учитель предлагает учащимся создать поделку из данного материала.

Надо реже применять рассказ, заменяя его беседой. Знакомя учащихся с материалом, необходимо показывать его свойства. Очень важно с первых дней учить детей экономно использовать материал, с которым они работают.

Этап.

Учитель проводит анализ объекта труда в виде рассказа или беседы. Одновременно даются сведения о материалах, из которых будет готовиться объект труда, а также другие сведения об инструментах. В 1 полугодии дети слабо запоминают несколько трудных приемов. Поэтому при обучении учитель применяет репродуктивные приемы при сохранении общей схемы построения урока. Дети слабо запоминают то, что не привлекает их внимания, они могут смотреть, но не видеть. Поэтому необходимо применять различные приемы активизации восприятия. Этого можно достигнуть ярким и четким объяснением, наводящими вопросами, беседой, чтением литературных отрывков и т.д.

Дается объяснение всего технологического процесса по изготовлению объекта труда в процессе бесед, инструктажей и демонстраций. Учитель использует чертеж или технологическую карту. Если необходимо, показываются новые трудовые приемы, вспоминаются и объясняются правила ТБ. Если трудовых приемов для изготовления поделки 3 или менее учащимся предлагают их запомнить. Если приемов больше, то их записывают на доске (технологическая карта).

В первом классе обучения уже следует приучать к восприятию словесного объяснения. При этом уделяется внимание демонстрации неизвестного, затем малоизвестного и трудно запоминающегося приема труда, что способствует развитию памяти и внимания. Образец объекта труда должен быть достаточно крупным и находиться весь урок на доступном обозрению месте, что развивает наблюдательность и кругозор.

Основная задача – это изучение трудовых приемов, знакомство со свойствами материалов, умение пользоваться простейшими инструментами. Надо обучать трудовым приемам, делая предметы!

Планирование начинается с рассматривания, описания и анализа предмета. Описание образца несложной формы развивает наблюдательность, речь. Для изготовления простейших изделий из бумаги, для которых нужно спланировать 3-4 операции, ученики под руководством учатся планированию.

Затем количество и сложность трудовых операций, которые надо спланировать, возрастают. Процесс планирования всегда рассчитывается на изготовление всего изделия от начала до конца.

При обучении учащихся планированию трудовых операций более сложных изделий используют следующие вопросы:

1. Что это за изделие? Для чего оно может быть использовано? Определи назначение каждой части, назови ее. Какова форма каждой части? Почему данная часть имеет такую форму? Какая часть самая главная?

2. Из каких деталей собрана каждая часть? Какова форма каждой детали? Сколько нужно заготовить одинаковых деталей? Сколько разных? Как соединены детали в изделии? Каким образом выполнено соединение? Нужны ли дополнительные части или детали для сборки? Как соединены части между собой? Какова конструкция изделия?

3. Какие материалы использованы для изготовления изделия? Почему использованы именно эти? Какие инструменты понадобятся?

 

- Какой лучше подобрать материал?

- Как лучше соединить детали?

- Какую цветовую гамму выбрать для отделки изделий?

- Как лучше и быстрее исправить ошибки?

Иногда план учитель записывает заранее на доске. Учащиеся, планируя самостоятельно свои действия, сверяют каждое свое действие с пунктами готового плана. Практикуется также деформированный план:

1) когда записывается не весь порядок трудовых операций, а только главные из них;

2) когда план дается в готовом виде, но с нарушением порядка выполнения операций, а учащиеся восстанавливают порядок их выполнения.

Изложение нового материала завершается его закреплением и краткой инструкцией, как самостоятельно работать.

Существует два вида структуры:

1) объяснение нового материала и затем практическая работа

2) поэтапное объяснение и практическая работа.

Этап.

Практическая часть урока занимает основную часть урока. Наиболее ценными являются уроки, на которых учащиеся самостоятельно работают по технологическим картам. Об эффективности самостоятельной работы учитель судит по тому, на сколько самостоятельно учащиеся справляются с работой. Учитель осуществляет оперативный контроль за работой каждого ученика, оказывает детям индивидуальную помощь, при необходимости проводит дополнительный инструктаж. В процессе инструктажа учитель указывает на допущенную ошибку и объясняет, чем она вызвана, как ее исправить. Практическую работу надо организовать так, чтобы каждый последующий шаг «приращивал» новые знания и умения. Основным стимулом практической работы должна быть общественно полезная направленность труда, соревнование на лучшую работу, конкурс.

В ходе самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь. Но бывает, что, оказывая индивидуальную помощь на объекте ученика учитель выполняет работу за него. Необходимо производить показ на отдельном материале.

Этап.

Анализ и оценка работы проводятся в конце урока. В тех случаях, когда работа не закончена, учитель ограничивается общей характеристикой деятельности учащегося. В анализе и оценке выполненных изделий должны принимать активное участие дети, указывая на их достоинства и недостатки. Эффективной формой подведения итогов следует считать оценку изделия учителем, непосредственно на рабочем месте ученика. В этом случае каждая оценка мотивируется. Указываются следующие критерии:

· Точность обработки изделия.

· Норма времени.

· Знания ученика.

· Правильность выполнения трудовых приемов.

· Рациональная организация рабочего места.

· Соблюдение правил ТБ.

Критерии оценки:

«5» - когда выполнены все требования

«4» - допущены небольшие неточности

«3» - перечисленные критерии имеют отклонения

«2» и «1» - не ставить.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.