Здавалка
Главная | Обратная связь

УЭ – 7.2. Формы активизации познавательной деятельности на уроках технологии (1 час)



Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся, позволяют организовать практическую работу с учетом их индивидуальных особенностей.

В творческой деятельности выделяют следующие процедуры:

1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

2.Выделение новой проблемы в знакомой ситуации.

3. Осознание структуры объекта. Необходимо увидеть элементы объекта, т.к. изменение одной из деталей конструкции влечет за собой некоторые изменения.

4. Поиск альтернативы решения или способа решения.

5. Комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач в новый способ.

На уроках труда задания творческого характера связаны с изменением конструкции изделия (количество, форма, размеры и др.), с заменой материалов и с различным оформлением изделия. Вариативность заданий – одно из важнейших условий, при соблюдении которого самостоятельная работа становится действенным средством активизации учебно-трудовой деятельности школьника. Эффективно использование таких приемов, как изготовление изделий одного назначения и формы разными способами, разных изделий одним способом. При этом дети учатся переносить знания и умения в новую ситуацию, находить рациональные пути решения задач.

 

Варианты заданий: (Н.шк. №2, 89г.)

1.Объект: поздравительная открытка.

Задание: измени форму, основу открытки.

 

2.Объект: модель плота.

Задания:

1. Увеличить размеры плота,

2. Сделать приспособление для увеличения скорости плота,

3. Сделать тент для плота,

4. Сделать плот из другого материала.

 

3.Объект: записная книжка.

Задания:

1. Измени количество листов.

2. Измени способ соединения листов.

3. Сделай у книжки застежку.

4. Сделай приспособление для хранения календаря.

5. Используй для оформления книжки обложку.

 

Игровые ситуации на уроках трудового обучения

Игровые моменты – это эффективное средство для развития глазомера, наблюдательности, пространственного воображения, творчества, прочного усвоения технической терминологии.

Игровые моменты позволяют учителю переключить внимание школьников с учебного материала на практическую деятельность. Они могут быть введены на любом уроке, однако учитель должен ставить конкретную цель их использования. Например: воспитание основ культуры труда, расширение политехнического кругозора, формирование умений по обработке материалов.

Очень важно в начальной школе для постановки учебного задания использовать разные игровые персонажи, с помощью которых создается игровая ситуация. Неизменный интерес вызывают на уроке сюжетно-ролевые игры, связанные с профессиями, например, «Мы – путешественники», «Мы – строители», «Я – экскурсовод» и другие. Игровые моменты способствуют успешному формированию трудовых умений, развивают интерес младших школьников к процессу трудового обучения, создают возможность применения знаний на практике, способствуют воспитанию у детей нравственных качеств, активизируют познавательную активность младших школьников.

Успех организации игры на уроке зависит от реализации определенных педагогических условий:

· Взаимосвязь содержания игровых ситуаций с учебным материалом,

· Направленность игры на развитие у детей интереса к изучаемому материалу,

· Обеспечение в игре активной деятельности детей,

· Взаимосвязь игры с трудовой деятельностью младших школьников.

Содержание игровых моментов может быть различно, по времени занимают 5-7 минут, могут быть использованы на различных этапах урока. Их организации требует создания игровой обстановки, использования наглядных средств. Количество игр не должно быть большим (1 на уроке). Они эффективны в тех случаях, когда учебный материал требует многократного повторения действий от детей. Они обеспечивают активность учащихся, предостерегая учителя от использования однообразных методов усвоения материала. Кроме этого, способствуют успешному формированию трудовых умений, развивают интерес у школьников к процессу обучения, создают возможность применения знаний на практике, что способствует воспитанию нравственных качеств.

Примеры:

1. «Правила рабочего человека»:

  • Каждый работает за своим рабочим местом.
  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место.
  • Во время работы держи рабочее место в порядке.
  • Береги инструменты, экономь материалы, думай, как сделать работу лучше.
  • Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
  • Главное правило – работайте дружно.

Большое значение имеет привитие учащимся умений и правил трудовой культуры, правильной организации труда. Часто невнимание учителя к этим вопросам приводит к снижению познавательного и воспитательного результата урока. В течение года дети учатся вкладывать в каждое из этих правил определенное содержание. Что значит правильно подготовить рабочее место?

– достать все, что необходимо для работы,

- разложить все удобно для работы: все, чем работаешь правой рукой , клади справа и наоборот,

- все, что колет и режет, клади так, чтобы удобно было взять, чтобы не упало.

Работать дружно – это значит: делиться материалами, не ссориться из-за инструментов, уступать товарищу, помогать. Когда правила хорошо поняты, нужно стараться использовать любую возможность для их повторения, закрепления и применения на других уроках.

2. Элементы соревнования (меньше обрезков, не повторяется узор, на точность изготовления).

3. Распределение обязанностей в паре, бригаде.

4. Уроки-путешествия.

 

Дидактические игры на уроках рудового обучения

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. С этой целью учитель использует различный занимательный материал: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, загадки-шутки, загадки, ребусы. Этот материал не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка.

Коллективные формы работы

Большую роль в привитии навыков коллективного труда играет бригадная форма организации учебной деятельности. Коллективный труд способствует развитию таких важных качеств личности, как готовность и умение работать коллективно, организовано.

Коллективная форма работы позволяет выполнять различные виды объектов труда, закрепить ранее полученные знания. Обучение коллективному труду начинается с работы парами, распределения операций между соседями. На следующих уроках дети меняются ролями. Научив в 1 классе работать парами, переходят к работе бригадами. Сначала поручения в бригаде распределяет учитель, одновременно идет обучение самостоятельному распределению поручений и операций.

Методика организации:

Класс делится на бригады. У каждой бригады свой участок. Выбирается или назначается бригадир, который отвечает за распределение заданий и дружную работу. Возрастные особенности младших школьников таковы, что некоторые из них придирчиво относятся к выполнению обязанностей своими одноклассниками. Делают замечания, жалуются или отказываются их выполнять. Чтобы избежать такой ситуации, в бригаде назначают посты, где каждый член своей бригады имеет свои обязанности, отвечает за определенную операцию:

· Пост контроля – отвечает за точность, аккуратность изготовления.

· Пост бережливых – отвечает за экономное расходование материалов и бережное обращение с инструментами.

· Санитарный пост – ТБ и порядок на столе.

Учитель в ходе урока напоминает обязанности каждому посту, наблюдает за работой бригадира. Итоги все работы подводит совет бригадиров. Они выходят к доске, обмениваются изделиями, проверяют качество работы, совещаются, делают замечания. В это время учитель и весь класс может отгадывать загадки, вспоминать пословицы о труде.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.